"Тувалет хрустальный" русских цариц и царевен

На модерации Отложенный

Русские царицы и царевны допетровской эпохи, которые вели замкнутый образ жизни, не были лишены стремления приукрасить себя. Украшения, притирания, цветочные воды, румяна и прочее - всё это было, красиво хранилось и охотно использовалось.

Помните, как в "Аленьком цветочке" одна из сестёр просит батюшку привезти ей "тувалет хрустальный"? То есть зеркало. И, как правило, зеркала прикреплялись к уборным ларцам.

"Под венец", Константин Маковский, 1890. (сс) Wikimedia Commons

 

"Под венец", Константин Маковский, 1890. (сс) Wikimedia Commons

О, это восхитительная вещь, которая играла роль туалетного столика! Размеры ларца соответствовали положению женщины - у кого-то простой, невеликий, а если речь о царице или царевне, то, разумеется, роскошный. Внутри могло быть несколько отделений и ящичков, они обивались мягкой красивой тканью. Зеркало устанавливалось сверху. Ну а поскольку зеркало - это ценность, то либо оно закрывалось специальными створками, либо, после наведения красоты, его снимали и помещали в особый футляр (который, кстати, называли "готовальней").

 

"Под венец", Константин Маковский, 1890. (сс) Wikimedia Commons. Деталь.

 

"Под венец", Константин Маковский, 1890. (сс) Wikimedia Commons. Деталь.

У царевны Ирины Михайловны, сестры царя Алексея Михайловича, было несколько таких ларцов. "Шкатула деревянная немецкое дело, писана золотом, с замком, а в ней 8 скляниц на аспидное дело, у скляниц шурубицы [т.е. пробки] оловянные. Шкатулка оклеена бархатом черевчатым, оправлена серебром, в ней 5 скляниц, шурупы серебряны, араматник золот с балсаны [т.е.

с бальзамом], навожен финифти розными, на верху ниже кольца в закрепке 9 алмазцов да в стоянце 12 искорок алмазных".

А у царевны Софьи (да-да, той самой, дочери Алексея и сестры Петра) были "шкатула, оправлена волоченным и сканым серебром, сделана из благоуханного дерева, с зеркалом и с двумя ящики в той же шкатулке - ящик серебряной с камешки да блюдечко, да малый ящик. Погребец деревянной, оправлен серебром, в нем 6 скляниц, 2 достокана хрустальные".

 

Да-да, этот тот самый ларец с картины Маковского, он принадлежал художнику и написан с натуры! Холмогоры, кон. XVIII в. (с) Из коллекции Российского Этнографического музея (Санкт-Петербург)

 

Да-да, этот тот самый ларец с картины Маковского, он принадлежал художнику и написан с натуры! Холмогоры, кон. XVIII в. (с) Из коллекции Российского Этнографического музея (Санкт-Петербург)

В своей книге по истории России профессор А.С. Трачевский очень завлекательно описывает все эти женские мелочи, за что сейчас, полтора века спустя, я ему лично очень благодарна. "Женская уборная была полна дорогими мелочами. Тут в затейливых ларчиках и шкатулочках, украшенных финифтью, а иногда им камнями, хранились: дорогие опахала из перьев, харатьи или атласа, а главное - белильница, румянница, клеелница, суремница, ароматница, баночки, бочёночки, чашечки, тазики и "фарфурныя скляницы" с итальянскими притираньями, ароматами, бальзамами (помадами), друшистыми грецкими и индийскими мылами. А подле виднелись разные гребни и гребёнки, иногда из слоновой или моржовой кости, с одной стороны частые, с другой - редкия; случались и "щети".