Мечты президента: о чем промолчал Путин в своем поздравлении народу

На модерации Отложенный Мечты президента: о чем промолчал Путин в своем поздравлении народу

История России в зеркале новогодних обращений главы государства

Последнее новогоднее обращение президента к народу было самым длинным из всех произнесенных лидерами страны за последние четверть века - 4002 печатных знака. Прежний рекорд - 3933 знака - принадлежал Борису Ельцину. Но то обращение, транслировавшееся в полдень 31 декабря 1999 года, лишь отчасти можно назвать новогодним: первый президент России объявил тогда о досрочном уходе с поста и оставлении на всероссийском хозяйстве Владимира Путина.

         ФОТО: КАДР ИЗ ВИДЕО

В тот же день, точнее - полночь, страну с Новым годом поздравил и сам Владимир Путин, открыв таким образом счет собственным новогодним обращениям к гражданам России. Всего за 21 год их было произнесено 17 (четыре - на счету Дмитрия Медведева).

Сказать, что в этих спичах, как в капле воды, отражается история страны, было бы большим преувеличением: сей жанр оторван от реальности, как, пожалуй, никакой другой. Но кое-какая связь со сменой эпох в них все-таки присутствует. Ярче всего она выявляет себя при сравнении первого и последнего новогодних обращений Путина.

Первое, 1999 года, можно без преувеличения назвать уникальным - по целому ряду признаков. Начать следует с того, что это было первое и пока что единственное в истории государства Российского новогоднее поздравление народа исполняющим обязанности главы государства.

Тогда же в первый и последний раз Путин назвал поздравляемых "дорогими россиянами". "Тяжкое" наследие ельцинского правления - новый, путинский державный стиль выработаться еще не успел. Начиная с 2000 года новогодние поздравления президента адресуют "уважаемым гражданам России" и "дорогим друзьям". Те же формулировки использовал и Дмитрий Медведев.

Еще один примечательный и, пожалуй, даже комический момент: если "дорогих россиян" Владимир Владимирович призвал самим пожелать "друг другу тепла, счастья, любви", то уходящий президент удостоился персонального благословения: "Хочу пожелать первому Президенту России Борису Николаевичу Ельцину здоровья и счастья".

Было сказано и много других теплых слов в адрес Ельцина. В том числе, например, такие: "По-настоящему оценить, как много сделал этот человек для России, можно только через какое-то время. Хотя уже сегодня ясно: в том, что Россия пошла по пути демократии и реформ, не свернула с этого пути, смогла заявить себя как сильное независимое государство – его огромная заслуга".

Это было понятно и логично и с точки зрения протокола, и, как говорится, чисто по-человечески: благодарный преемник не мог не воздать почести уступившему ему "трон" патрону. Но вряд ли большинство "дорогих россиян" разделяли тогда путинские чувства по отношению к предшественнику.

Допустил тогда Владимир Владимирович и два явных фактологических искажения. Одно, очевидно, непреднамеренно - поздравил Россию не только с Новым годом, но и с новым веком. Многие тогда пребывали в таком же заблуждении: на самом деле новый, XXI век наступит лишь через год. Однако второе отступление от "исторической правды" никак нельзя отнести к разряду нечаянных.

"Сегодня в новогоднюю ночь я, как и вы, с родными и друзьями собирался выслушать слова приветствия Президента России Бориса Николаевича Ельцина, - сообщил народу Путин. - Но вышло иначе". То есть дал понять, что случившееся было для него полной неожиданностью. Хотя факты говорят совсем об ином.

ФОТО: КАДР ИЗ ВИДЕО

Согласно мемуарам Бориса Ельцина, о намерении досрочно оставить свой пост он сообщил Путину более чем за две недели до события - 14 декабря 1999 года. Причем преемника, по словам Ельцина, пришлось долго уговаривать взвалить на себя президентскую ношу: "Путин заговорил о другом: "Вы очень нужны России, Борис Николаевич. Вы мне очень помогаете...

Может, лучше уйти в срок?".

В итоге Путин ответил согласием, однако дата "пересменки" на тот момент еще не была назначена. Окончательно она определилась, если верить Ельцину, за два дня до Нового года.

"29 декабря, - вспоминал Ельцин. - 9 утра. Кремль. Он входит в  кабинет. И у меня сразу возникает такое  ощущение, что он уже другой -  более решительный, что ли. Я доволен. Мне нравится его настрой. Я говорю Путину о том, что решил уйти 31 декабря. Рассказываю, как хочу выстроить  это утро, как события будут   следовать друг за другом.

Телеобращение, подписание указов, передача  ядерного чемоданчика, встречи с силовиками и так далее. Вместе вносим незначительные коррективы в наш, теперь уже совместный, план... Путин мне очень нравится. Как реагирует, как корректирует некоторые пункты в этом плане - все четко и очень конкретно".

Одним из частей этого "совместного плана" как раз и была новогодняя речь Путина. О чем Владимир Владимирович честно сообщил еще не вышедшим из шока гражданам: "Он (Борис Ельцин. - "МК") просил меня обратиться к стране".

И клятвенно пообещал, что "свобода слова, свобода совести, свобода средств массовой информации, права собственности - эти основополагающие элементы цивилизованного общества будут надежно защищены государством".

О том, в какой мере исполнена эта "клятва преемника", бытуют разные мнения. Но судя по тому, что тема прав и свобод исчезла из новогодних "посланий" стране, сам Путин более не считает ее актуальной.

Сегодня наиболее актуальна, понятно, тема пандемии. Испытания, посланные ею, побуждают "отбросить мелкое, суетное и по-настоящему оценить самое важное, - заявил президент в своем последнем обращении. - А это дар человеческой жизни, это семья, наши мамы и папы, дедушки и бабушки, это наши дети – еще малыши и уже повзрослевшие, это наши друзья и коллеги, бескорыстная помощь и общая энергия добрых дел – масштабных, на всю страну, и небольших, в пределах района, улицы, дома, но от этого не менее значимых".

Вполне можно согласиться с президентом в том, что касается приоритетов: дар жизни, семья и друзья, доброта и чистота помыслов - все это, безусловно, ценности номер один. Но не худо бы было уточнить, что имелось в виду под приговоренным к списанию в утиль "мелким и суетным". Очень хотелось бы надеется, что речь не идет о свободе слова, честных выборах и прочие "основополагающих элементах цивилизованного общества".

Если эта надежда не напрасна, то президенту в наступившем году предстоит предпринять поистине титанические усилия, чтобы разубедить ту стремительно увеличивающуюся часть общества, которая уверена в обратном - в том, что Россия из какой-никакой демократии превратилась в диктатуру. И отнюдь не в "диктатуру закона", обещанную Путиным 21 год назад, во время его первой президентской кампании.

Надо признать, что свежий пакет законодательных нововведений, споро отпечатанных думским "принтером" и подписанных главой государства под занавес старого года, - закон, расширяющий круг иностранных агентов за счет физических лиц, закон, предусматривающий лишение свободы за "клевету" в Интернете, закон до предела ужесточающий правила проведение публичных мероприятий и ряд других новаций того же сорта - серьезно усложняет президенту эту задачу.

Однако "в Новый год, как известно, сбываются мечты, - справедливо заметил Владимир Путин в своем первом новогоднем обращении. - Все доброе и все хорошее, задуманное вами, обязательно сбудется". В общем, главное - очень-очень сильно захотеть.

Кстати, согласно еще одной народной примете, сокровенные новогодние мечты нельзя произносить вслух - иначе не сбудутся. Посему не будем слишком строги к Владимиру Владимировичу. Очередное Послание Президента Федеральному Собранию - по имеющимся сведениям, оглашение должно состояться уже очень скоро - даст несомненно, больше информации о его потаенных желаниях и планах.

Автор: 

  • АНДРЕЙ КАМАКИН