С народом без народа

На модерации Отложенный

Есть в нашей исторической, культурной и ментальной традиции три великих фразы: "Кто виноват?", "Что делать?" и "Страшно далеки они от народа!".
Интересно здесь то, что именно в такой последовательности они и возникают в нашем сознании, едва лишь мы задумаемся от происходящем вокруг в поисках решения.

Кто виноват, находим довольно быстро. Что делать - тоже, вроде бы, понимаем. Но как только очередная инициативная группа приступает к практическим шагам, мы сразу же грустно изрекаем:
- Нет, не то, слишком далеки они от нас, от народа. Толку не будет.

Один мой старинный знакомый, глубоко верующий человек, искренне, со всей доступной ему выразительностью, проповедует в Сети Учение Христа.
Да, он не литератор, не журналист, не имеет ни профессиональных навыков, ни соответствующего образования, необходимого в писательском ремесле.
Но его глубокая убеждённость в своей вере настолько очевидна, что не вызывает никаких сомнений.
И, тем не менее, число его сторонников невелико, а сам он регулярно подвергается нападкам со стороны тех "свежевоцерковленных", для кого Истиной являются не слова Иисуса, а речи Гундяева.
Пару раз, в минуты отчаяния, он спрашивал у меня о причинах такого отношения к нему и его материалам.
И я всякий раз говорил ему, что даже если бы он говорил с людьми с красноречием Петра и Павла, итог был бы тем же.

Причина в том, что за последние годы сама церковь сделала так много для собственной дискредитации, что ей уже не помогут никакие проповеди.
Народ разочаровался в попах, чьи реальные дела так же далеки от от идей Создателя, как сетевые патриотические пропагандистские заклинания о величии России от реального состояния страны на сегодняшний день, и как сами попы далеки от народа, о любви к которому они не устают талдычить.

 

Наблюдая за деятельностью ФБК Алексея Навального, я часто вспоминаю этого моего знакомого христианского проповедника.
Как и в его случае, я ни минуты не сомневаюсь, что Навальный не лжёт. И не ворует. И его расследования покоятся на мощном фактологическом фундаменте.
Его понимание лживой и криминальной природы российской власти целиком соответствует моему собственному пониманию.
И не только моему. Сегодня он, без сомнения, наиболее популярный политик в современной России. За его деятельностью с огромным интересом следит великое множество людей.
Однако, следить - не значит идти следом.
Навальному помогают тысячи людей. Но многие миллионы, несмотря на весь интерес, не спешат оказать ему полную поддержку, какими бы красноречивыми и правдивыми ни были его разоблачения.
Полного единения народа с Алексеем Навальным и его группой, по-прежнему, нет. И оно едва ли возникнет.

Причины ровно те же.

В Алексее Навальном видят глашатая, проповедника нового, "здорового, чистого" каитализма, в противоположность грязному и воровскому текущему.
Но за последние три десятка лет власть, провозгласившая в России капитализм, так сильно скомпрометировала его и себя в глазах народа, так сильно утопила в нём и свой авторитет, и даже само понятие капитализма, что заставить сегодня человека поверить в прелести "демократии, рынка, свободы выбора" и прочего - невозможно.

Существующим порядком вещей люди сыты по горло!


При этом надо понимать, что система, выстроенная в России, капитализмом не является.

Эта система, говоря на языке власти, называется "суверенным капитализмом", т.е. таким, когда узкому кругу лиц разрешено всё! Они полностью прикрыты законом. Вся остальная масса населения выведена за скобки, намертво стиснута теми же самыми законами, которые бездействуют в отношении власти, и поставлена в положение бесправного, бессловесного плебса. Дело его- взирать снизу, одобрять, поддерживать, завидовать и влачить своё существование, полагаясь при этом на кого угодно - на себя или на Господа Бога, но только не на государство.

Это не имеет никакого отношения к капитализму в его нынешнем понимании. Но чтобы это понимать, надо иметь практические знания о том, как существует Западное общество.
А этих знаний нет у подавляющего большинства населения, и власть делает всё, чтобы они никогда не возникли.
Поэтому сегодняшнюю российскую государственную систему люди считают настоящим капитализмом, и никакие усилия оппозиции, стоящей на либерально-рыночной платформе, уже не изменят отношение к нему со стороны населения.
При этом есть и другие, глубокие причины, свойственные именно нашему историческому менталитету.


Капитализм - идеальная система для общества, сформированного, как союз разобщённых личностей. Это типично Западная модель, где приоритет отдаётся индивидуальному, а не коллективному началу.
В противоположность Западу, коллективизм, соборность, единение, опора на мнение большинства - изначально наши, исторические приобретённые черты характера. Они отражены во множeстве поговорок, которым сотни лет. И они являются приоритетными в нашем мировоззрении.
Нигде, кроме как у нас, вы не услышите: "На миру и смерть красна!" "Один в поле не воин", "Я - как все", "Тебе что, больше всех надо?", "Как у людей" и множество других.

Но современный капитализм предполагает полный отказ от этих психологических маркеров и переход к принципиально другому типу самоощущения и миросозерцания. Отказ от тысячелетнего национального опыта в процессе становления народа.
По сути, это означает отказ от нашего исторического "я" и создание иной "самости", иной формы самосознания.

Это невозможно.

В этом главная причина неприятия существующей системы на общенародном уровне. Люди ощущают "ненатуральность", временный характер этой власти, несвойственность "текущего момента", его чужеродность по отношению к собственной душе, тяготятся им, как постылой и ненужной ношей.

Не верят в неё в долгосрочной перспективе, не понимают и не принимают её на подсознательном уровне.

Всё это разбивает надежды либеральной оппозиции на всеобщую народную поддержку, опять, как и в прошлые годы, ставит непреодолимый барьер между народом и теми, кто говорит от его имени.

 

"Страшно далеки они от нас" - говорят или думают о ниx, всё чаще и чаще вспоминая Советский социализм и наблюдая призывы лидеров протестного движения, даже таких ярких, как Алексей Навальный. Он правильно понимает, "кто виноват", и его уже давно внесли бы в Кремль на руках, если бы понимал, "что делать" и чего с неослабевающей надеждой ждёт от политической оппозиции разочарованная, смертельно уставшая и помудревшая Россия.
➡ Источник: https://publizist.ru/blogs/111926/38063/-