Донбасс 2021: Чего ждать ДНР и ЛНР в наступившем году
На модерации
Отложенный
Эксперты порассуждали о будущем республик на фоне Украины
В начале года принято делать прогнозы на будущее «Свободная пресса решила обсудить с экспертами будущее Донбасса. В ходе пресс-конференции президент России пообещал наращивать поддержку региону. Что реально изменится? Насколько на республики повлияла эпидемия коронаивруса, и почему в этом Донбасс оказался впереди Украины?
— Республики переживают пандемию примерно так же, как и большинство регионов России, — отмечает председатель Союза политэмигрантов и политзаключенных Украины Лариса Шеслер.
— Многие мои друзья, живущие там, переболели. Не хватает лекарств и мест в больницах. Не справляются «Скорая помощь», и участковые врачи.
Но все познается в сравнении. На Украине прошедшая медицинская реформа практически ликвидировала институт участковых врачей, заменив их «семейными докторами», к которым нужно предварительно записываться, подписав некую «декларацию». Из-за этого огромное количество больных коронавирусом на Украине оказались вообще вне медицинской помощи. На Донбассе этого не произошло, к тому же Россия оказала помощь с медикаментами и средствами индивидуальной защиты.
И, конечно, жители Донбасса получат вакцину из России намного раньше, чем жители остальной Украины.
Необходимо развивать и укреплять первичное звено медицинской помощи, восстановить младший медицинский персонал, улучшить оплату врачей и медсестер.
Безусловно, Донбасс рассчитывает на российскую вакцину, и здесь у него огромное преимущество перед остальной Украиной, которая может получить вакцину по оценкам британского издания не раньше 2022 года. В вопросах вакцинирования «европейская страна» оказалась в одном ряду с самыми нищими африканскими странами, отстав даже от многих стран Латинской Америки. При этом Россия, которую украинские власти клеймили, как отсталую и неразвитую, оказалась в лидерах по разработке и внедрению вакцины. И это еще один фактор нежелания жителей Донбасса возвращаться в «передовую» Украину.
«СП»: — Пушилин говорит о необходимости вывода продукции Донбасса на мировые рынки…
— Вопрос вывода донецкой продукции на мировые рынки — это вопрос легализации ее перемещения вне границ Донбасса, и это вопрос для российских властей. В принципе, это вполне возможно, но для этого нужно политическое решение России. На мой взгляд, интеграция Донбасса с Россией неизбежна, и в этом случае будут решены многие экономические проблемы, которые тормозят развитие Донбасса сегодня.
«СП»: — Путин обещал усилить поддержку…
— Путин, на мой взгляд, не зря сделал такое многозначительное заявление о расширении поддержки Донбасса. В нынешних условиях беспрецедентного давления на Россию, и осложняющуюся социальную ситуацию внутри России, поддержка Донбасса может создать новый общественный консенсус, аналогичный «крымскому консенсусу». В эту поддержку может войти и признание республик, о чем ведется разговор уже в Госдуме, и интеграция его промышленности с российскими предприятиями, и распространение на территорию Донбасса российских банков, российской почты и нотариата.
Предсказывать, по какому пути пойдет интеграция — дело неблагодарное, но для меня бесспорно само развитие этой интеграции в ближайшие годы.
«СП»: — Чего Донбассу ждать от Украины?
— Украина не может играть самостоятельную международную игру. Ее сегодняшние угрозы Донбассу и Крыму — попытки понравиться новым хозяевам Белого дома, и заявка на согласие быть использованной «западными партнерами».
Но я не думаю, что война с Россией входит в планы Запада, а совершенно очевидно, что нападение на Донбасс будет истолковано, как агрессия в сторону России. Хотя, безусловно, провокации и обострение ситуации на линии разграничения вполне вероятны.
Как показывает история Нагорного Карабаха, невозможно замораживать ситуацию до бесконечности. Рано или поздно узел будет разрублен. Но я не думаю, что это произойдет в будущем 2021 году, хотя бы из-за неготовности Украины к настоящему противостоянию с Россией. И опять же, это вопрос не Украины, а ее западных кураторов. И я не думаю, что в ближайший год Байдену будет дело до украинских проблем. Ситуация в США не предполагает простых и однозначных политических решений в Европе и на Украине.
— Мне представляется, что для республик Донбасса 2020 год не отличался сильно от предыдущих — был стабильно тяжелым, — говорит директор центра общественного и информационного сотрудничества «Европа» Эдуард Попов.
— Пандемия коронавируса, конечно, не прошла стороной республики. Но, как мне кажется, не вызвала такого ажиатожа как, например, в России. У жителей Донбасса есть проблемы посерьезнее: борьба за выживание и постоянная жизнь на фронтире.
По сообщениям моих друзей в ДНР и знакомых в ЛНР масочный режим практически не соблюдался. Власти для проформы публикуют объявления — народ ведет себя, как ни в чем не бывало. Все что делается положительного в плане борьбы с ковидом, да и в целом в социально-экономической сфере в ДНР и ЛНР — заслуга России и только России.
Местный политикум представляет это плодом собственных усилий. Но дело не только в этом. Я имею в виду громкое обещание Пушилина поднять уровень зарплат и пенсий в ДНР до уровня Ростовской области. Но все прекрасно понимают, что если подобное произойдет, то будет результатом исключительно российской помощи. Пока же в Донбассе ждут российскую вакцину. И, насколько я могу судить, искренне сочувствуют своим землякам по ту сторону границы, которым не повезло оказаться в составе Украины.
«СП»: — А как это выглядит на фоне Украины?
— Украина — это страна-недоразумение. Рядовые жители клянут президента Зеленского, который оказался вовсе не слугой народа, и все украинские власти. Но разве от народа что-то зависит? Жители республик Донбасса, где жизнь тоже далеко не сахар, находятся все же в более выигрышном положении по нескольким позициям.
Главное — их не насилуют насильственной украинизацией, не вдалбливают в головы мифы о великой украинской нации и герое-Бандере. Но и в социально-экономическом плане положение в ДНР-ЛНР несколько лучше — опять же, повторюсь, благодаря помощи России.
Из минусов последнего года отмечу — на это обращают внимание мои источники из ДНР — масштабное десантирование чиновников и политиканов из Украины. Украинское чиновничество заполнило все этажи власти в Донецкой.
В 2017 году я опубликовал в России и в США большую статью о государственном строительстве в республиках Донбасса. И уже тогда обращал внимание на тревожные симптомы ползучей украинизации. Гибель Захарченко резко ускорила эти процессы. Но есть все же позитивные моменты в жизни республик. Их я вижу два: прогресс в деле выдачи паспортов России и углубление и расширение процесса интеграции Донбасса в Россию.
«СП»: — Чего ждать Донбассу в новом году в плане развития?
— Я думаю, в социально-экономическом плане ДНР-ЛНР будут постепенно подтягиваться к уровню соседних российских регионов. С последующей — я в этом глубоко убежден — интеграцией в их состав. Нашумевшее заявление депутата Государственной Думы Виктора Водолацкого о вхождении республик Донбасса в состав России я считаю верным.
«СП»: — Продолжится ли Минский процесс? Зеленский и его команда за эти полтора года не раз намекали на то, что хотят выйти из него…
— Время работает против Украины. Чисто теоретически Зеленский может тянуть с невыполнением Минских соглашений сколь угодно долго. Но идет процесс паспортизации жителей ДНР-ЛНР, втягивание региона в российское пространство. Поэтому возможность маневра для Зеленского постепенно сокращается. На мой взгляд, ближайшее время все будет идти по-прежнему: симуляция минского процесса, активное перевооружение и обучение украинской армии (а это требует большого времени и средств), война с Россией невоенными средствами.
«СП»: — А ждать ли возобновления войны?
— Новая война в Донбассе неизбежна. Но Зеленский в ней не заинтересован. Поэтому насколько это будет зависеть от него лично, войну он будет оттягивать. Не думаю, что Зеленский пойдет на выход из «Минска». Позволю процитировать свое интервью итальянской прессе летом этого года. В нем я критически отозвался о популярных прогнозах скорого начала войны в Донбассе.
Зеленский — не президент войны, ему хорошо в нынешнем положении. Начнись война — он не потянет управление страной и будет быстро смещен со своего поста ястребами вроде Авакова. Но остается фактор внешней силы. Вот эта внешняя сила («кто-то в Вашингтоне», как сказал Яков Кедми) и может отдать приказ о начале украинского наступления. Но, опять же. Сейчас не просматривается заинтересованность в таком развитии событий.
Дмитрий Родионов
Комментарии