Фейсбук и нацисты
На модерации
Отложенный
Фейсбук и нацисты
Глобальные соцсети вполне толерантны по отношению к украинским радикалам
Святослав Князев
Журналисты сразу нескольких западных СМИ обратили внимание на то, что администрации всемирных социальных сетей применяют выборочный подход при «зачистке» своих платформ от виртуального присутствия организаций неонацистского толка.
В то время как в одних случаях представительства правых организацией «закрываются» практически на ровном месте, в других — откровенные гитлеровцы не только пропагандируют свои идеи, но и зарабатывают в соцсетях неплохие деньги.
Внимание журналистов привлекла, в частности, активность структур, связанных с украинским парамилитарным подразделением «Азов» (запрещено в РФ). Последнее возникло в 2014 году, вскоре после произошедшего в Киеве госпереворота. Костяком для «Азова» послужили шайки «уличных» неонацистов, выполнявших до этого «грязную работу» для сросшегося с криминалом крупного украинского бизнеса. Особо активную роль на первых порах играли харьковские неонаци – в частности, члены печально известного движения «Misanthropic Division». В дальнейшем в «Азов» стали массово вступать обычные уголовники, прикрывавшиеся националистической риторикой для того, чтобы безнаказанно убивать, воровать и насиловать.
В тот момент, когда в ВСУ еще царили разброд и шатание, официальному Киеву и поддерживающим переворот олигархам были нужны формирования, готовые без лишних угрызений совести выполнять карательные задачи. И «Азов» был легализован украинскими властями в качестве полка национальной гвардии МВД.
По сравнению с ВСУ в боевых операциях он принимал участие мало. Зато отличился по части террора и запугивания гражданского населения. Представители международных правозащитных организаций зафиксировали случаи мародерства, расправ с мирными жителями и изнасилований. Эпизоды грабежей и сексуальных преступлений со стороны боевиков «Азова» фигурируют даже в документах верховного комиссара ООН.
«Я и ещё 15 бойцов вышли из состава батальона по причине несогласия, в том числе и идеологического плана, с действиями командиров и их подручных. Вместо боевых действий они занимаются мародерством и грабежами. При мне с дачи жены Януковича Людмилы в поселке Урзуф было вывезено два грузовика с награбленным имуществом. Из охотничьих угодий Януковича в Стародубовке тоже было похищено имущество. Когда я заявил о недопустимости таких действий и открытой поддержки национал-социализма в батальоне, меня связали и бросили в подвал. Там меня пытали. Те, кто заявляет, что батальон «Азов» белый и пушистый, нагло врет. Батальон превратился в банду, туда принимают только крайне правых. Если человек не придерживается национал-социалистических убеждений, в «Азов» его не примут», — рассказывал покинувший полк бывший заместитель командира батальона Ярослав Гончар.
«Азовцы» вели себя настолько дерзко, что даже не пытались особо скрывать свои взгляды. Официально утвержденный символ подразделения — вольфсангель, который сначала служил эмблемой НСДАП, а затем — танковой дивизии СС «Райх», 34-й добровольческой пехотной дивизии СС «Ландсторм Недерланд» и 4-й полицейской моторизованной дивизии СС. Кроме того, боевики «Азова» широко использовали флаги Третьего рейха, руническую символику СС и тактические знаки 36-й гренадерской дивизии СС «Дирлевангер», участвовавшей в уничтожении Хатыни и подавлении Варшавского восстания.
Со временем «Азов» оброс целым сонмищем «общественно-политических» проектов. Лидер «Азова» Андрей Билецкий сумел трансформировать свои служебные «достижения» в политический капитал и стать депутатом Верховной рады VIII созыва. Правда, на этом глобальные успехи «Азова» завершились. В дальнейшем политических побед его боевикам удавалось добиться разве что на уровне сельсоветов.
Американские власти формально считают образованный на базе «Азова» «Национальный корпус» (запрещен в РФ) «группой ненависти». Однако дальше слов борьба с украинскими неонацистами у американцев не идет. Фейсбук время от времени удаляет страницы «Азова», но к тотальной зачистке неонацистских ресурсов, похоже, переходить не собирается.
«Жестокая украинская ультраправая группа, связанная с американскими сторонниками превосходства белой расы, использует Facebook для вербовки новых членов, организации насилия и распространения своей ультраправой идеологии по всему миру», — написало на днях американское новостное издание Buzz Feed News.
Журналисты подчеркивают, что, администрация Facebook спокойно получает средства за размещение в сети рекламы «Азова», в частности, за 82 объявления, выставленных 25-летней сторонницей движения Аллой Засядько. Речь в них идет, в томчисле, о рекламе «патриотических курсов», на которых неонацисты учат маленьких детей обращаться с огнестрельным оружием.
В Facebook журналистов заверили в том, что «азовский» контент из сети удаляется. Однако сами сотрудники СМИ спокойно нашли страницу движения, формально озаглавленную, как «Украинский корпус». Причем ее администраторы даже не пытаются «зашифровать» свою деятельность: на странице размещаются новости о деятельности «Азова» и «Нацкорпуса» и их контакты, а также — фотографии членов украинского неонацистского движения.
Как пишет Guardian, в Facebook и Instagram сейчас действуют около 40 ультраправых пабликов, продающих неонацистскую символику и оказывающих поддержку «Азову» и «Misanthropic Division». Украинские неонаци, согласно оценкам экспертов издания, пытаются экспортировать свою идеологию на Запад. Но на это почему-то все закрывают глаза.
Формально Госдеп США называет движение «националистической группой ненависти», а руководитель украинского офиса финансируемой правительством США организации Freedom House Мэтью Шааф утверждает, что оно представляет угрозу для общества.
«В последние пару лет участники групп, связанных с «Азовом», применяли насилие в отношении уязвимых групп в украинском обществе и угрожали государственным служащим, а социальные сети служили важным инструментом для организации этих действий и распространения их результатов. Многие из этих нападений сопровождаются пропагандистскими постами до и после в социальных сетях», — цитируют Шаафа Buzz Feed News.
Однако все это звучит лицемерно. Учитывая степень влияния официального Вашингтона на киевский режим, Белый дом мог бы заставить и Петра Порошенко, и Владимира Зеленского прекратить государственную поддержку неонацистов. Тем более, формально основания для этого есть — «на бумаге» нацистская идеология и символика на Украине запрещены, а, кроме того, боевики «Азова» и связанных с ним структур являются фигурантами огромного количества тяжких и особо тяжких преступлений.
Киевские же власти неонацистов ограничивать ни в чем не собираются. «Азов» остается официальным структурным подразделением МВД и получает финансирование из бюджета.
Гитлеровский вольфсангель входит в официальные перечни госсимволики. «Нацкорпус», судя по расследованиям болгера Анатолия Шария, выполняет деликатные криминальные поручения офиса президента. А один из боевиков «Азова» зарезавший на улице Мариуполя непонравившегося ему человека, был приговорен к… штрафу в размере 20% от зарплаты.
Откровенные до цинизма объяснения происходящему можно найти на страницах одного из близких к Петру Порошенко изданий. На них появилась статья известного «порохобота» (блогера, пишущего за деньги джинсу, восхваляющую экс-президента «незалежной»), который заявил, что в сотрудничестве с неонацистами нет ничего плохого. Мол, вреда Самостийной от наци — никакого, а пользы много — ведь именно дружеский союз либералов с нацистами позволил совершить переворот в 2014 году. Не пришли бы бритоголовые на помощь хипстерам и предпринимателям — и ничего бы не вышло… Учитывая тот факт, что такого рода идеи распространяет издание, ориентированное на «друга» Джо Байдена, это многое объясняет.
Понятно также, какое место тут занимает Facebook. Ведь еще несколько лет назад в ходе корпоративных разборок между создателями популярной социальной сети всплыл тот факт, что в детище Марка Цукерберга в свое время активно вкладывался црушный венчурный фонд In-Q-Tel. Причем происходило это по хитрой схеме. Средства получал не Facebook напрямую, а лица и структуры, в дальнейшем выступившие инвесторами социальной сети. В итоге, между американскими спецслужбами и администрацией Facebook установилась «трогательная дружба», о которой различные СМИ и эксперты писали неоднократно.
Итак, что мы имеем в сухом остатке? Facebook при желании мог бы легко заблокировать любую неугодную ему активность со стороны украинских неонацистов. Это факт. Ведь, когда нужно, администрация соцсети жестко удаляет куда более невинные вещи — например, группы американских избирателей в поддержку Дональда Трампа, ссылки на расследования о сыне Джо Байдена Хантере, а также — сообщества американских националистов, далекие от гитлеровской пропаганды и не содержащие насильственных призывов.
Украинские неонацисты чувствуют себя в американских соцсетях прекрасно. Вместо одной заблокированной по чьей-то жалобе страницы моментально вырастает десять, и их никто не думает трогать. Более того, украинское представительство Facebook вовсю блокирует тех, кто смеет критиковать местных ультраправых.
По информации «Страны.UA», менеджером Facebook по публичной политике на Украине является 29-летняя Екатерина Крук, до этого работавшая помощником депутата от ультраправой партии «Свобода» (запрещена в РФ). В свое время она публично поддержала массовое убийство 2 мая 2014 года в одесском Доме Профсоюзов и иронизировала по поводу нападений нацистов на украинских левых политиков. Теперь Facebook не только закрывает глаза на неонацистскую пропаганду на своих страницах, но и массово блокирует критику ультраправых со стороны правозащитников и журналистов.
Таким образом, вопреки формальным заверениям, официальный Вашингтон никак не использует свои рычаги обуздания на киевский режим или социальные сети, что может означать только одно — бритоголовые ребята со свастиками нужны американским властям и стоящим за ними глобальным либеральным элитам.
Мараться открытым сотрудничеством с неогитлеровцами американцы, конечно, не собираются, поэтому Госдеп время от времени выдает некую ритуальную критику в адрес украинских фанатов Гитлера и Бандеры, но, пока те приносят пользу, участвуя в антироссийских провокациях и третируя украинскую оппозицию, трогать их никто не будет. Действует тот же принцип, который действовал некогда в отношении никарагуанского диктатора Анастасио Сомосы: «может быть, он и сукин сын, но это наш сукин сын».
Специально для «Столетия»
Комментарии