Парадоксы ВУЗовского общепита

На модерации Отложенный

Организация питания вузов Санкт-Петербурга на примере госуниверситета морского и речного флота имени адмирала Макарова

Несколько лет не стихает ожесточённая борьба между предприятиями сферы школьного питания. Отголоски этой борьбы периодически попадают в медийное пространство. И в уголовную, да судебную хронику тоже кое-что просачивается. А уж какими только тошнотворными словесами не поливают друг друга конкуренты в откровенно заказных публикациях и различных блогах и социальных сетях. Но редко-редко в СМИ встречаются сведения о питании в ВУЗах, разве только после каких-либо чрезвычайных происшествий.

Отравление, за которое никто не ответил

Мы решили поинтересоваться, как дела в данной отрасли обстоят в высших учебных заведениях. И начать с государственного университета морского и речного флота имени адмирала С. О. Макарова (легендарная питерская Макаровка), где относительно недавно, в марте 2016 года, произошло массовое отравление курсантов. Пострадавших было столько много, более 100 человек, что «скорые» несколько часов развозили их по больницам. Об этом случае писали многие СМИ, в которых называлась и компания, с романтическим названием «Глория», занимавшаяся организацией питания в Макаровке и её подразделениях.

На следующий же день Главным следственным управлением Следственного комитета Российской Федерации было возбуждено уголовное дело по признакам преступления, предусмотренного статьей 238 УК РФ «оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности».

По всем канонам «Глория» после случившегося должна бы быть выгнана, как говорится, «поганой метлой» из морского университета и близко бы не допускалась к общепиту. Ан нет, этого не произошло и она продолжает кормить макаровцев, получая, без какого-либо намёка на конкуренцию, многомиллионные контракты (в общей сложности, за последние шесть лет, «Глория» получила 16 государственных контрактов от ГУМРФ имени Адмирала С.О. Макарова на сумму 911.3 миллиона рублей).

А уголовное дело через какое-то время было передано в отдел дознания линейного отдела МВД на водном транспорте, где было, похоже, благополучно прекращено.

Так в чём же такой причина «непотопляемости»? Почему-то на память сразу пришёл кадр из «Короны российской империи» - «Итак, пароход называется?.. «Глория», Валерий Михалыч, «Глория»…»

«Коммерческие» тайны макаровского общепита

На наш взгляд, причину эту тогда, в 2016-м, назвала хозяйка и руководительница «Глории» Надежда Каторгина, когда не ответила на вопрос корреспондента «Life78» о составе меню столовых Макаровки, сказав, что это «коммерческая тайна». На некоторые такие «тайны», не имеющие никакого отношения к этому общепринятому понятию, и хотелось бы обратить внимание.

В 2018 году, когда скандал с массовым отравлением курсантов и сотрудников Макаровки был уже забыт, с «Глорией» вновь был заключён государственный контракт № 48-056/2018 от 25.04.2018 года на сумму 447 516 916 рублей. Причём, документация явно была составлена таким образом, что «Глория» оказалась единственным участником конкурса.

Заслуживают внимания и одновременно удивляют два любопытных документа: «Протокол рассмотрения единственной заявки на участие в конкурсе с ограниченным участием № 037 210 002 231 800 00 23-3 от 6 апреля 2018 года» и «Решение по делу № 93-22/18 о рассмотрении обращения о согласовании заключения государственного контракта Управления ФАС по Санкт-Петербургу от 11 апреля 2018 года».

В этом же 2018 году была проведена проверка Управлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по городу Санкт-Петербургу (Роспотребнадзор), в ходе которой была выявлена масса нарушений. А ведь прошло не так уж много времени после массового отравления курсантов и, казалось бы, после того печального случая в «Глории» должен быть идеальный порядок. Но нет же, в материалах проверки указаны нарушения требований пп. 5.5, 5.6, 5.13, 5.16, 6.4, 6.10, 7.12, 15.1 СП 2.3.6.1079-01 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям общественного питания, изготовлению и оборотоспособности в них пищевых продуктов и продовольственного сырья». Судя по всему, ни ректора морского университета Сергея Барышникова, ни руководство самой «Глории» в лице Надежды Каторгиной это совершенно не побеспокоило.

Кстати, за весь период существования «Глории» с сентября 2007 года, по данным ФГИС «Единый реестр проверок» Генеральной прокуратуры РФ, в отношении неё была осуществлена только эта, единственная, проверка. Насколько нам известно, аналогичные предприятия общественного питания проверяют, порой, по нескольку десятков раз. А здесь даже не было повторной проверки по устранению выявленных нарушений.

Уйти нельзя остаться

Государственный контракт с «Глорией» истекает 31 декабря 2020 года. Согласно старинному русскому обычаю – «так уж вышло», морской университет, за два месяца до истечения контракта, как положено по закону, не провёл соответствующих конкурсных процедур. Сознательно это было сделано или, действительно, в условиях пандемии «так вышло», обсуждать бессмысленно. В любом случае имеет место нарушение федерального закона о госзакупках.

О конкурсе должно быть объявлено не позднее 31 октября. Однако, когда ректор Сергей Барышников в 20-х числах октября вышел на больничный, оставив за себя исполнять обязанности проректора по образовательной деятельности Сергея Соколова, насколько нам известно, никаких поручений о срочной подготовке конкурсной документации ректором дано не было. На наш взгляд, это было сделано не без умысла. Вероятно, так же, как и в 2018 году, когда при «благословлении» руководства университета и Санкт-Петербургского управления ФАС победителем «конкурса» без конкурентов была выбрана «Глория», сейчас всё идёт к тому, что контракт с ней будет пролонгирован на дополнительный срок.

Оправдания этому перед лицом руководства Федерального агентства морского и речного флота у Сергея Барышникова найдутся. Действительно, в условиях ожесточённой борьбы со злобным коронавирусом всякое может быть. В том числе и возможность подписания с «Глорией» дополнительного соглашения о продлении существующего контракта № 48-056/2018 от 25.04.2018 года на новый срок. Кормить то курсантов кому-то надо.

А вину за неподготовленный конкурс по организации питания курсантов вполне можно возложить на уволенную в начале декабря руководительницу планово-финансовой службы Нину Крупнову.

Видимо, у Сергея Барышникова есть полная уверенность в том, что ничего страшного от этого «малюсенького» нарушения закона не случится. Ну, приведёт данное обстоятельство к проверочным мероприятиям контролирующих органов, будут возбуждены в отношении университета и конкретных должностных лиц административные дела по ст. 7.32 ч. 4 КоАП РФ, наложат штрафы на должностных лиц в размере двадцати тысяч, а на юридическое лицо – двухсот тысяч рублей.

Зато «Глория» будет продолжать обслуживать столовые Макаровки, судя по всему, не оплачивая ни коммунальные платежи, ни электроэнергию, ни текущий ремонт используемых помещений, ни содержание прилегающей территории, включая вывоз мусора, сброс снега и т.п. За всё это платит университет, хотя ориентировочный размер ежемесячных платежей на содержание всех переданных «Глории» в безвозмездное пользование помещений составляет несколько сотен тысяч рублей в месяц.

Ещё в октябре 2019 года Сергей Барышников вдруг ни с того, ни с сего назначил исполнительного директора «Глории» Андрея Денисова на созданную, видимо, специально для него, должность помощника ректора по работе с контролирующими органами. Ничем, кроме как аффилированностью ректора с общепитовской структурой, такие действия объяснить сложно.

То, что Барышников сознательно идёт на правонарушение, ничего особенного не имеет, если бы не одно «но». Согласно статье 166 ГК РФ, «сделка недействительна по основаниям, установленным законом, в силу признания её таковой судом (оспоримая сделка) либо независимо от такого признания (ничтожная сделка)». А согласно пункту 74 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015 № 25, «договор, условия которого противоречат существу законодательного регулирования соответствующего вида обязательства, может быть квалифицирован как ничтожный полностью или в части, даже если в законе отсутствует прямое указание на его ничтожность. В случаях, когда в соответствии с законом сделка оспаривается в интересах третьих лиц, она может быть признана недействительной, если нарушает права и охраняемые законом интересы таких третьих лиц. При этом, требование о признании недействительной ничтожной сделки независимо от применения последствий её недействительности может быть удовлетворено, если лицо, предъявляющее такое требование, имеет охраняемый законом интерес в признании этой сделки недействительной. Данное право предоставлено органам прокуратуры».

В переводе с юридического языка на русский это означает, что т.н. «третье лицо», заинтересованное в заключении контракта с Макаровкой на оказание слуг по организации питания курсантов, в праве оспорить действия ректора Сергея Барышникова и наверняка выиграет это дело в суде. И «Глория», обслуживающая морской университет с 2013 года, останется не у дел. А то, что это «третье лицо» появится, никаких сомнений у нас нет. Мы не зря в самом начале упомянули про ожесточённую конкурентную борьбу в сфере школьного питания. Похоже, эта борьба добирается и до ВУЗов.

Вместе с тем, в целом ряде других высших учебных заведений наблюдается та же самая картина, что и в Макаровке. Но об этом в следующий раз.