Доброе слово о торговле и её двигателе
В продолжение статьи «Remember soviet trade», где мною упомянут факт существования в начале девяностых объявлений о приглашении на работу продавцов с припиской: «Лиц, имеющих опыт работы в советской торговле, просим не беспокоиться». Что было вполне логично. Умельцы продавать товар из-под прилавка знакомым, нужным людям или просто с дополнительной наценкой к установленной цене, в новое время оказались не нужны.
Рынок продавца, на котором денежная масса значительно превышала количество товара, сменилась рынком покупателя, то есть, превышением количества товара над платежеспособным спросом. В первом случае условия диктовал продавец, во втором покупатель.
Но. Несмотря на то, что с даты того переворота рынка прошло почти двадцать девять лет, во многих тупых бОшках, причём даже лиц, занимающих высокие государственные должности, продолжает сидеть идея, что торговля- занятие порочное. Ну, да. Намного почётнее служить с какой-нибудь силовой структуре или командовать кущёвками, собирая с торговли дань, нежели продавать товары самому.

Воспитанник Л.И.Усвяцова неправ, утверждая, что СССР производил только галоши. Он производил очень и очень много всякого ненужного говна. Не буду тут за товары производственно-технического назначения, которые, как всё в СССР не являлось предметом торговли, а распределялось великим и мудрым Госпланом.
При этом в отделах сбыта заводов-изготовителей толпились так называемые «толкачи», пытавшиеся за взятку или презенты ускорить отгрузку нужного им станка, насоса и т.п. С другой стороны мне уже в середине нулевых довелось столкнуться с тем, что на складах многих предприятий хранились никогда не эксплуатировавшиеся редукторы общепромышленного назначения, выпущенные в начале семидесятых. Реально. Мои клиенты их скупали, меняли смазку, красили заново и продавали, как новый. И это было массовое явление.
А ещё советская обувная промышленность была мировым лидером по количеству выпущенной обуви на душу населения. Но, как мы знаем, в мегаполисах женщины выстаивали многочасовые (а то и многодневные) очереди за итальянскими или австрийскими сапогами, при этом полки обувных магазинов ломились от гор советской обуви, которую никто не покупал. То же в отношении пальто, костюмов, платьев и т.п.
И всё вмиг перевернулось. Был короткий период 1992- 93 г.г., когда государство и местные власти вообще ушли из мелкооптовой и розничной торговли. И в полном соответствии с учением Адама Смита появилось всё и сразу. На каждом шагу возникали небольшие магазинчики, ларьки, рынки. Поскольку их становилось всё больше, снижались и цены.
Не буду за продукты питания, скажу за видеомагнитофон. В 1991 году летом моя зарплата была 1500 рублей, а видеомагнитофоны в комиссионке стоили от 7 до 15 т.р. Купить представлялось абсолютно нереальным. Но. В 1995 году мы купили видеомагнитофон и телевизор LG. Можно было и раньше, но приоритетной покупкой для меня был приобретённый годом ранее 486-й, с монитором и матричным принтером Epson обошедшиеся в сумме в 1200 долларов. Мне он был нужен для работы, но дети к нему тоже приобщились, заложив основы своей компьютерной грамотности.
В девяностые возникали не только торговые, но и производственные предприятия. Мясопереработкой в 1990 году в Ленинграде занималось два предприятия, в 1996- двести. Я в курсе, потому что к этому времени уже работал в маркетинге и рекламе, занимаясь в частности, созданием и систематизацией адресных баз предприятий, которых становилось всё больше и больше, счёт шёл на многие тысячи. А вы говорите, работать негде было.
Помимо предприятий, продававших и производивших товары для населения, создавались и предприятия по торговле и производству товарами производственно-технического назначения: упоминавшимися редукторами, подшипниками, насосами, трубопроводной арматурой, автозапчастями, металлопрокатом.
И по каждой товарной позиции их были десятки и сотни, естественно, между ними возникала конкуренция.
А ещё были производственные предприятия, осваивавшие новую продукцию на основании собственных разработок. Например, установки для разделения воздуха на кислород и азот. Да, были крупные предприятия- поставщики разных газов, в частности упомянутых, в баллонах. Но очень часто предприятию выгоднее иметь собственную установку по получению кислорода или азота. Только специалисты этого предприятия были даже не в курсе, что такие установки кто-то выпускает.
В общем, рынок и «невидимая рука Адама Смита» создали ситуацию, когда изготовить товар оказалось намного проще, чем найти на него покупателя. «Сделать и медведь из тайги, и шимпанзе из джунглей сможет. А ты попробуй продай» (С). Поэтому массовой стала профессия менеджера по продажам, поэтому возникла потребность в рекламной отрасли.
Первое рекламное бюро в России было основано в 1878 году предпринимателем Людвигом Метцелем. Лозунгом его конторы стало «Объявление есть двигатель торговли», позже переделанное в «Реклама- двигатель торговли» и даже «Реклама- двигатель прогресса». Насчёт последнего просто представьте, что создан новый товар, которого ранее не существовало. Тот же видеомагнитофон или персональный компьютер. Либо упомянутые установки по разделению воздуха. Как потребитель вообще может узнать, что такой товар существует и где его можно купить.
Вообще, даже странно, что это кому-то надо объяснять, но раз уж руководителям государства недоступно, что говорить о прочих...
В 1991 году я работал в научно-техническом кооперативе, и моя должность громко называлась главный конструктор. Просто так получилось, что от государства уже никакого финансирования разработок ждать не приходилось, а на рынке можно было продать достаточно простые вещи типа ёмкостей из нержавеющей стали. Листовую нержавейку в виде отходов, которые в ином случае ушли бы в шихту, благодаря связям председателя- бывшего директора производства с завода, на этом заводе по дешёвке и покупали.
Ещё раз, это вторая половина 1991 года. Еды в магазинах нет от слова вообще. А в хозяйствах Ленинградской области и мясо, и яйца, и молоко есть, только они их в магазины не везут, потому что им «деревянные» рубли нах не нужны. Это к вопросу, что еду кто-то прятал. Никто не прятал, просто за рубли не продавали. А мы с ними менялись. Мы им ёмкости- они нам еду.
А потом БАХ и второе января 1992 года, свободные цены. И совхозники повезли еду в магазин уже не по государственной цене, а по той, которую сами установили. Наши ёмкости вдруг оказались невостребованными, надо было их продавать на рынке. Для этого требовалась реклама. Кроме меня этому заняться было некому, ну, и пришлось. Потом меня и в другие фирмы стали приглашать для того же. Так вот и попал в рекламу из конструкторов, занимался ею лет двадцать до пенсии.
Статьи о политике и экономике
Статьи о спорте и здоровье
Статьи о религии
Беллетристика от Razdolbaeff`a
История от Razdolbaeff`a
Комментарии
Комментарий удален модератором