Конкурент из России дышит в спину обреченному на крах Boeing
На модерации
Отложенный
Boeing накануне краха
Новостное агентство «Харьков»
Крупнейшая бразильская авиакомпания GOL Linhas Aereas первой в мире с 9 декабря повторно начнет эксплуатацию лайнеров Boeing-737 MAX 8 для коммерческих перевозок после 20-месячного перерыва. Курс акций Boeing растет уже девятый месяц подряд — инвесторы ждут от крупнейшего производителя самолетов в США возврата к прибыльной деятельности.
Однако будущее Boeing вовсе не безоблачно. Провал с MAX 8 и без малого два года вынужденного простоя производства крайне негативно сказались на возможности компании соответствовать текущему уровню запросов рынка гражданской авиации в мире. Boeing начинает стремительно проигрывать не только своему главному конкуренту, европейскому Airbus, но и многим другим компаниям, в том числе из России и Китая.
Крушение Boeing-737 в Индонезии
Федеральное агентство новостей
Мировой авиапарк нуждается в замене
Ожидания инвесторов, которые вот уже который месяц «подогревают» биржевой курс акций Boeing, отнюдь не спекулятивные: мировая отрасль авиаперевозок действительно нуждается в «новой крови». Дело в том, что на 2020 год как раз пришелся очередной цикл замены самолетного парка: «в отставку» должен был окончательно уйти целый ряд старых моделей самолетов родом из 1980-х и 1990-х годов, таких как Boeing-737 Classics, 757, 747-400, 767, а также McDonnell Douglas MD-80 и MD-90.
Эти старые самолеты составляли значительную часть существовавшего на начало 2020 года мирового самолетного парка. Если в начале года все авиакомпании мира оперировали приблизительно 25 000 магистральных авиалайнеров, то к ноябрю в эксплуатации осталось лишь чуть более 20 000 штук. Сказалась на поведении авиакомпаний и пандемия COVID-19: если до введения карантинных мер и всеобщего падения рынка авиаперевозок многие компании еще рассматривали программы продления ресурса старых моделей, то теперь старый авиапарк «идет под нож» практически гарантированно. Денег нет — и компании режут расходы там, где это только возможно.
Пока еще дефицит авиапарка скрадывается не восстановившимся рынком — до сих пор, по состоянию на начало декабря, в мире ежесуточно совершается лишь около 150 тысяч авиарейсов против 200 тысяч годом ранее. Но тенденция очевидна: при полном восстановлении и малейшем росте рынка авиаперевозок новые пассажирские лайнеры нужно заказывать, причем практически всем. Однако главный вопрос в другом: а у кого из производителей их приобретут, учитывая скандал с МАХ 8?
Устаревший MAX 8
wikipedia.org / Aka The Beav / CC BY 2.0
Безнадежно устаревший «Макс»
На первый взгляд, кажется, будто возвращение МАХ 8 к активной эксплуатации способно решить возникшую во всем мире проблему дефицита авиапарка. Действительно, у Boeing скопилось около 450 самолетов этой модификации, которые были произведены за время вынужденного простоя и теперь могут быть быстро поставлены заказчикам.
Вот только заказчики явно не спешат пользоваться столь очевидной возможностью. Ведь за время скандала аббревиатура «MAX 8» стала не просто символом двух авиакатастроф, но и синонимом технического и управленческого провала Boeing. По сути, менеджмент корпорации «скрутил в бараний рог» собственных конструкторов и инженеров, которых заставили ради экономии средств и мнимой эффективности пойти на крайне неудачные технические решения, не устраненные и поныне.
Причем исправить эти «косяки» практически невозможно: американскому производителю нужен не очередной «рестайлинг и фейслифтинг» предельно устаревшей модели 737, а полностью новый самолет. В самом деле, за прошедшие после первого полета Boeing-737 63 (!) года мировая авиаиндустрия перешла на совершенно иной тип двигателей и использует турбовентиляторные двигатели — вместо старых турбореактивных двигателей, на которые был изначально рассчитан «737-й».
Главная особенность турбовентиляторного двигателя, который представляет собой такой же турбореактивный, но двухконтурный двигатель с высокой степенью двухконтурности, — это огромный вентилятор, который «разбавляет» холодным воздухом горячую струю турбореактивного двигателя, находящегося внутри вентилятора.
Это вынуждает самолет лететь чуть медленнее, но значительно экономит топливо.
За последние десятилетия степень двухконтурности двигателя постоянно росла, как рос в размерах и его вентилятор. В итоге новые двигатели очередного поколения уже просто геометрически не влезли под низкое крыло старого Boeing-737 — и самолет получил неприятную особенность сваливаться в пике на взлете. Дальнейшая история известна: такой «косяк» предпочли устранить с помощью неудачной программной «заплатки», которая дважды отправила лайнер к земле, унеся жизни нескольких сотен пассажиров и членов экипажа.
Таким образом, ничего толком с MAX 8 поделать нельзя, и это признает в своем отчете Федеральное управление гражданской авиации США (FAA). Оно разрешило возобновить полеты MAX 8 при условии, что авиакомпании «скорректируют программы обучения пилотов» для этих самолетов, а также «проведут необходимую техническую подготовку лайнеров». Последняя выразилась лишь в установке новых датчиков и «вправлении мозгов» излишне самостоятельной автоматической системе управления.
А вот двигатели на MAX 8 останутся ровно в таком же положении. Они продолжат приводить к сваливанию самолета, просто об этом подготовленные пилоты теперь будут «лучше знать».
МС-21 идет на взлет
aviasalon.com / ОАО «Авиасалон»
Российский лайнер на голову выше Boeing
В то время, когда Boeing пытался «налить новое вино в старые меха», присоединяя явно не подходящие для «737-го» турбовентиляторные двигатели к старому планеру, другие производители не стояли на месте.
Главный конкурент Boeing, европейский концерн Airbus, за это время разработал аналогичную среднемагистральную модель — А320. Семейство А320 сейчас включает около десятка моделей, а перспективный Airbus A321XLR будет иметь дальность полета, превышающую таковую у новинки Boeing, модели 737 МАХ 10, на целых 2000 километров. Никаких проблем с новыми двигателями у лайнеров Airbus нет — они изначально проектировались с высоким шасси и имеют запас по высоте для установки турбовентиляторных двигателей любого размера.
Еще один удар по Boeing пришел… из КНР. Поднебесная обеспечивает 30% мировых заказов на новые лайнеры, и нынешняя торговая война между Вашингтоном и Пекином способна очень сильно сократить китайский спрос на американскую продукцию. Тем более что у Китая есть собственный проект среднемагистрального лайнера Comac С919, конкурирующий с Boeing-737 МАХ, причем коммерческая эксплуатация китайской новинки стартует уже в следующем году.
Наконец, свое слово непременно скажет и Россия, которая недавно совершила качественный рывок в дизайне среднемагистральных лайнеров, создав самолет МС-21. Внедрение новых технологий, в частности композитов для фюзеляжа и крыла самолета, а также турбовентиляторных двигателей нового поколения делает российский лайнер на голову выше последних разработок Boeing. МС-21 — это самолет нового поколения, тогда как в линейке Boeing нет ничего столь же высокого уровня.
Как следствие, в 2021 году Boeing надеется продать не более половины из 450 уже построенных бортов модели 737 MAX. Это означает, что корпорации не удастся выйти на докризисные темпы производства ни в следующем, ни в 2022 году. А возможно — уже никогда. Стоит ли говорить, что в таких условиях «эффективный менеджмент» авиапроизводителя из США выглядит как попытка с минимальными потерями распродать существующие запасы накануне окончательного краха компании?
МС-21
wikipedia.org / Denis Fedorko / CC BY-SA 4.0
Так или иначе, даже позитивный сценарий с продажами в 2021 году не сулит Boeing ничего хорошего: как уже было сказано, основная проблема компании лежит не в финансовой сфере, а в инженерном провале. Boeing проигрывает Airbus, а теперь и России с Китаем не просто в текущих продажах, а в технологическом плане. Причем стоимость разработки нового лайнера, которая оценивается в 15 млрд долларов США, выглядит совершенно неподъемной суммой для компании, планирующей сократить свой штат почти на 20% к концу 2021 года.
Вот почему биржевые новости о Boeing подобны оркестру, играющему на верхней палубе тонущего «Титаника». Растущие котировки акций никак не помогут американской корпорации наверстать бездарно упущенные годы.
Автор: Алексей Анпилогов
Комментарии