Миллиард долларов для движения «Наши»
Высокопоставленные РФ-чиновники продолжают агрессивную рекламную кампанию интернет-сервисов иностранного производства / происхождения.
Многие из нас помнят, что еще 8 апреля 2011 года начальник Центра защиты информации и спецсвязи ФСБ РФ генерал Александр Андреечкин на совещании не где-нибудь, а в федеральном нашем правительстве прямо заявил, что надо как-то усилить государственную работу по сервисам Skype, Gmail и Hotmail, потому как российские спецслужбы не могут их на сегодняшний день никак контролировать.
Станислав Белковский
Станислав Белковский любит и умеет эпатировать публику. Его тексты вызывают бурные споры, а порою и скандалы. Белковский хорошо знает политическую кухню: политтехнологом он работал с российскими и украинскими политиками. С 2004 года возглавляет Институт национальной стратегии. Был главредом Агентства политических новостей, написал несколько книг об известных политиках.
Прогрессивная общественность увидела в заявлении г-на Андреечкина очередной звериный оскал ФСБ. И даже повод для нового раскола в так называемом тандеме: неслучайно того же 8 апреля анонимный источник в Кремле сказал, что генерал не выражал официальную государственную позицию, а неанонимный пресс-секретарь Путина Дмитрий Песков— что-то по смыслу почти противоположное.
Но мы-то с вами понимаем, что поступок чекиста не имеет никакого отношения ни к оскалу, ни к расколу. Если кто-то когда хочет залезть в чужие почтовые ящики или прослушать / просмотреть скайпотреп, об этом не говорят публично на открытых совещаниях. Такие вещи делаются без согласования с обществом и настолько секретно, насколько возможно. Так что генерал Андреечкин, по-видимому, хотел не замочить иностранные интернет-сервисы, а ровно наоборот— отпиарить их. Дескать, хотите безопасного интернета— пользуйтесь не «Яндексом», не «Мейлом.Ру» и даже не Yahoo, а именно тем, что ФСБ рекомендует: Skype, Gmail и Hotmail. Может быть, если / когда генерал выйдет на пенсию, он сможет открыто сняться в ТВ-ролике Google и рассказывать, не вынимая аристократической трубки из сведенных губ, как они в свое время над «Гуглом» бились-бились, и так ничего и не добились…
колько платят интернет-компании за такой PR и кому— загадка. Пока.
Но кампания не останавливается. Очередная мощная акция случилась на Первомай-2011, когда выяснилось, что некоторое количество unathorized гопников— кажется, «нашистов»— завладели заветными персональными данными сотен граждан РФ, использующих платежную систему «Яндекс. Деньги». Жертвами стали те, кто перечислял спонсорские взносы на поддержание известного проекта известного Алексея Навального «РосПил».
Вот характерное описание того, что случилось, исполненное одной из жертв:
Только что позвонила девушка, которая представилась Юлей Ивашовой из газеты «Наше Время».
ЮИ— Скажите, почему вы поддерживаете Алексея Навального?
Я— Не понял вопроса
ЮИ— Почему вы поддерживаете Алексея Навального?
Я— Я услышал вопрос, я его не понял.
ЮИ— С Вашего Яндекс-кошелька были отправлены деньги в поддержку Алексея Навального, это так?
Я— (слегка охреневая от осведомленности барышни) А откуда у вас такая информация?
ЮИ— У нас свои источники, это открытая информация
Я— (охренев еще больше от слов «открытая информация») Не поделитесь со мной этими источниками, если это открытая информация?
ЮИ— Нет, не поделюсь, но вы не отвечаете на мой вопрос, почему вы поддерживаете Алексея Навального?
Я— Ну давайте обменяемся информацией, вы мне расскажете, откуда вы узнали про движения на моем Я-кошельке, я расскажу, почему я поддерживаю Алексея Навального
ЮИ— Кто Вам перечислил деньги на поддержку Алексея Навального?
Я— Снял с зарплаты и перечислил
ЮИ— Неправда, за девять минут до вашего перечисления эти деньги поступили на ваш кошелек с банкомата московского кредитного банка. В окрестностях Яндекса, откуда вы перечисляли платеж нет ни одного банкомата МКБ.
Я— (… эта информация лично мне доступна только после ввода платежного пароля, и стало быть есть основания считать, что он скомпрометирован) Непосредственно в офисе Яндекса есть терминал МКБ по вводу наличных и зачислению их на Я-Деньги. Так откуда вам стала известна эта информация?
ЮИ— Почему Вы отказываетесь отвечать на мои вопросы, это я тут провожу интервью, а не вы.
Я— Я отвечу на Ваш вопрос после того, как вы мне раскроете источник своей информации.
ЮИ— Может быть Вы не знаете, кто такой Навальный?
Я— Я знаю, кто такой Навальный и я поддерживаю его деятельность
[ну и дальше перепалка в том же духе, «почему вы не отвечаете»— «я отвечу только после раскрытия источников», после нескольких раундов девушка бросила трубку]
Где-то на середине разговора я включил запись разговора, сообщил об этом девушке и попросил ее еще раз подтвердить, что ей известны детали переводов с и на мой Я-кошелек. Под запись девушка этого делать не стала.
Мне лично думается, что здесь некие ФСБшники, вестимо, были исполнителями. А заказчиками и руководителями спецоперации— кремлевские политтехнологи, замыкающиеся на кремлекуратора внутренней политики Владислава Суркова. А может быть, и он сам.
Ибо проведена операция была со всей сурковской изощренностью.
Так в одночасье «спалить схему»— т.е. получить секретные данные и тут же всему миру заявить, что они у тебя есть и где ты их взял— это надо уметь.
Вновь и вновь становится понятно, почему кремлевские политтехнологи были и остаются против демократии: нормально работать в конкурентной среде они просто неспособны.
Зачем сурковцы затеяли всю эту фигню с друзьями Навального, понятно.
Им хотелось:
1. В очередной раз как-то ударить по Алексею Навальному, который все более воспринимается как неформальный лидер оппозиции в РФ.
2. Дискредитировать саму схему сбора денег частными интернет-пользователями, которая в последнее время начинала успешно кормить оппозиционные проекты. И, главное,— делает такие проекты независимыми от внешних спонсоров, чаще всего прямо или косвенно связанных с властью.
Они добились, как это часто с ними бывает, ровно обратного.
1. Навальный вновь предстал как жертва неправедного наезда, в силу чего его авторитет среди целевой аудитории только укрепился. Чем дальше, тем больше я убеждаюсь в том, что создателя «РосПила» мочат едва ли не точно так же, как Бориса Ельцина в конце 1980-х гг. Чем подобное мочилово кончилось тогда, мы помним. Ничему их история не учит.
2. Может, кто-то из морально неустойчивых и политически неграмотных плательщиков и испугался. Но основное ядро, которое давало денег оппозиционерам сознательно и неприкрыто, только стало злее и потому решительнее. Теперь еще более очевидно, что надо, надо, надо давать денег, чтоб они, суки, захлебнулись собственной рвотой. Кроме того, к ядру могут примкнуть многие вчерашние колеблющиеся, возбужденные свежей несправедливостью.
Собственно, тезис № 2 уже подтвердился. Вот что пишет сегодня известный интернет-деятель Антон Носик, который входит в число попечителей проекта «РосПил»:
«… тропа народная потихоньку зарастала.
И тут вдруг всплыла эта замечательная история с фсбшниками и нашистами.
В результате за 1 и 2 мая— 315 переводов.
В том числе 62 за первомай, когда история еще только начинала раскручиваться, и 253 за последующие сутки.
Причем они продолжают поступать и в эту минуту.
Суммы все довольно одинаковые— в среднем по сто рублей: не столько с желанием решить денежную проблему, которой у РосПила сегодня, очевидно, нет, сколько для того, чтобы показать гопоте в погонах и без: мы вас не боимся.
Вы идете на».
Но этими впечатляющими результатами не исчерпываются плоды сверхтонкого подсурковского усилия.
Да, рациональные объяснения «Яндекса» понятны. Я и сам не собираюсь пока что закрывать почтовые ящики на «Яндексе». Но не таких, как я, боюсь, нынче окажется гораздо больше.
Да что там «Яндекс»— дискредитированы все российские интернет-сервисы в целом. Рекламные заветы генерала Андреечкина воплощаются в жизнь стремительным домкратом.
Типичную позицию высказал по этому поводу писатель Андрей Мальгин:
Я, кстати, никаких «Яндекс-кошельков» не завожу и не заводил, давно уже убил все почты на мейл-ру и яндекс-ру и при ближайшем визите в Москву планирую закрыть еще незакрытые счета в российских банках.
Ну и, конечно, очень забавно выглядит в этой истории президент РФ, топ-модернизатор Дмитрий Медведев. Со своим Международным финансовым центром, хе-хе. (Там, кстати, в начальниках все тот же ненавистный Суркову Волошин). И с инноградом Сколково. Приходите, приходите в Сколково, дамы и господа. Все ваши приватные разговоры вкупе с постельными сценами будут тщательно записаны. Движения по счетам— отслежены и зафиксированы. А дальше— как получится.
Триумф сурковских политтехнологий удался на славу.
Вот так примерно и работает фантомная «вертикаль власти». Где мизинец левой руки не представляет, что будет, когда он смахнет чашку с горячим бульоном на гениталии своему хозяину.
Утешить Кремль, который, кажется, еще не понял масштабов своего новейшего бедствия, можно только одним.
Информацию воруют— да еще и пользуются уворованным— не только у нас. Но— во всем современном человечестве.
Вон, 27 апреля 2011 года хакеры взломали игровую платформу Playstation, принадлежащую великой Sony. И украли персональные данные— включая номера банковских карт— 77 миллионов человек. А 2 мая был взломан сервис Sony Online Entertainment, и на этот раз взломщики получили личные данные 24,6 млн пользователей, в том числе информацию о банковских счетах и кредитных картах 10,7 тыс. пользователей, проживающих за пределами США. Не слабо, правда?
А вот еще открываю я тут предпраздничный журнал Time с очередным перечнем 100 самых влиятельных людей мира. И кто у нас на очень почетном месте? Джулиан Ассанж. Австралийская писательница-феминистка Джермейн Грир так подводит итог его тяжелой миссии: «Теперь в мире нет настоящих тайн».
Вы слышали еще, что IPad и IPhone— универсальные системы слежения за перемещениями их владельцев? То-то же.
То есть следить можно было раньше через мобильные телефоны, но, наверное, не так тщательно, как сейчас.
«Большой Брат смотрит на тебя»— это про современные технологии.
И если раньше Большим Братом— т.е. субъектом тоталитаризма— было государство, а потом смогла стать и большая корпорация, то теперь тоталитарный режим может устанавливать один-единственный человек. Хорошо владеющий интернетом вкупе со способами взламывания всего и вся.
Старому доброму иерархическому тоталитаризму приходит на смену тоталитаризм сетевой. Вместо вертикали— горизонталь.
В грядущие годы горизонталь может сделать многое, чтобы встать в реальное небо и посмотреть в глаза вертикали. Вертикаль— чтобы не допустить такого вставания.
А вы говорите— Путин, Медведев, 2012… Какая, в сущности, ерунда.
Комментарии