Ужасы советских синтезаторов

На модерации Отложенный




Так, друзья — сегодня будет очень интересный и давно задуманный пост про советские музыкальные синтезаторы. Тема очень интересная и мне довольно близкая — я имею музыкальное образование, интересуюсь электронной музыкой и вживую сталкивался со, скажем так, монстрами советского синтезаторостроения, вроде "Поливокса" или "Аэлиты".

Знаете, что первое приходит на ум при более-менее серьёзном изучении ассортимента советских синтезаторов, качества их звучания и других характеристик? А приходят на ум прежде всего мысли об убожестве СССР — точно так же, как и советские электрогитары (о которых я делал большой пост), совковые синтезаторы были максимально дубовыми, неудобными и ненадёжными, и при первом же случае более-менее серьёзные музыканты стремились заменить их на западные аналоги.

А вот со звучанием советских синтезаторов ситуация несколько иная, чем с электрогитарами — некоторые модели имели вполне себе аутентичный и узнаваемый звук, что в электронной музыке (особенно современной) весьма ценится. Впрочем — обо всём по порядку.

Итак, в сегодняшнем посте — большой и интересный рассказ об ужасе под названием "советские синтезаторы". Обязательно заходите под кат, пишите в комментариях ваше мнение, ну и в друзья добавляться не забывайте. И на телеграм-канал тоже подписывайтесь)




В стране секретных военных заводов.

Для начала поговорим о том, как и где собиралось всё это добро. Пожалуй, "где" здесь наиболее интересный вопрос, и сейчас вы поймёте, почему именно. Как всё происходило на Загнивающем Западе? К примеру, в Нью Йорке рождался некий гражданин, которого звали, предположим, Роберт Муг. В 1952 году юный Роберт оканчивает школу с углубленным изучением технических наук, затем получает университетскую степень бакалавра в области физики, а затем становится доктором философии в области прикладной физики. В возрасте 19 лет юный учёный и талантливый изобретатель основывает компанию "Moog" — которая начинает производить ставшие знаменитыми на весь мир невероятно качественные аналоговые синтезаторы Moog:



Собственно — точно такая же история произошла и в гитарном мире — талантливый энтузиаст Лео Фендер изобрёл и создал свои знаменитые электрогитары, осчастливив всех — сам Лео стал богатым, знаменитым и реализовавшимся человеком, который подарил миру хорошие и полезные изобретения и очень качественные инструменты. Именно так всё и работает в нормальных странах — история успеха талантливых и инициативных людей становится историей успеха какой-либо отрасли и страны в целом.

Но совершенно иначе всё происходило в совке — стране колхозного рабства и агрессивного алкоголизма. Как и в случае с гитарами — советская власть смотрела на электронных музыкантов хмуро и недовольно, как на что-то не совсем нужное для строительства счастья коммунизма — но тем не менее, полностью игнорировать их не могла, и вот бесчисленные военные заводы страны стали производить "инструменты клавишные электромузыкальные" (как именовались в то время синтезаторы) в качестве побочного производства на военных заводах.

Таким образом совки убивали сразу двух зайцев — во-первых, многочисленные лабухи, хиппи, рокеры, и Игорь Корнелюк получали пусть плохонькие, но инструменты, но самое главное (во-вторых) — военные заводы получали "официальное прикрытие" для сокрытия истинных целей производства. Какой-нибудь секретный завод по производству танковых прицелов именовался как какая-нибудь "Экспериментальная фабрика электробаянов имени Красной Армии" — где эти самые баяны собирала группа из трёх человек в маленькой каптёрке, тогда как основные заводские мощности были ориентированы на военное производство.



Вот лишь несколько примеров. Знаменитый советский синтезатор "Поливокс", который своим дизайном знаком даже далёким от музыки людям — был разработан на уральском предприятии "Вектор" — которое занималось в основном производством средств разведки и управления для ПВО — всяческих средств радиолокации и прочего.

Собирали при этом "Поливоксы" на Качканарском заводе "Форманта" — который помимо "Поливокса", собирал также и собственные синтезаторы под брендом "Форманта". При этом синтезаторы составляли лишь мизерную долю в производстве завода — в основном, "Форманта" выпускал военную радиопродукцию, и потерял своё значение после подписания между СССР и США договора ОСВ-2 о сокращении наступательных вооружений. Наверное, синтезаторами собирались наступать, ага)



Огромная часть советских синтезаторов серии "Электроника" делалась также на всевозможных "качканарских заводах", литовских заводах типа "Venta", которые также делали продукцию "двойного назначения" — в основном занимались производством военного оборудования, а в качестве побочного производства делали синтезаторы. Кстати, после распада совка все эти военные заводы, на которых делалась продукция для войны против свободных стран, позакрывались — чему очень сокрушаются всевозможные работавшие там ватники и совки. Впрочем, это уже другая история.



Как всё это выглядело и звучало.

А теперь давайте поговорим о том, как всё это выглядело и звучало. Как и в случае со страшными совковыми электрогитарами, делалось всё это добро в условиях отсутствия конкуренции, и поэтому практически любой узел этой техники одним своим внешним видом говорил о том, что сделан он по принципу "и так сойдёт, не церковь строим".



Начнём с того, что практически все совковые синтезаторы имели древние и устаревшие уже на момент производства схемы, и поэтому имели гробоподобный и нетранспортабельный вид. Это не шутка — среднестатистический советский электроорган вместе с кофром и верхней крышкой весил килограммов 25-30, а его вынос уезжающим из концертного зала ВИА напоминал вынос покойника в чёрном закрытом гробу. Даже маленькие совковые синтезаторы весили очень много — к примеру, одноголосный (сольный либо басовый) аналоговый синт "Ритм-2" весил целых 9 килограммов, и имел чемоданоподобный вид. Многоголосные полифонические синтезаторы весили в 2-3 раза больше.



Помимо всего прочего, советские синты были крайне ненадёжными — нормальные производственные линии заводов были заняты производством военного оборудования для как можно скорейшего уничтожения пиндосов, тогда как маскирующую военное производство "побочку" в виде синтезаторов часто собирали буквально "на коленке" — в каком-нибудь небольшом цеху, чуть ли не вручную паяльниками припаивая каждую деталь схемы. О качетсве разумеется никто не думал — и тай сойдёт, не церковь строим!

В результате всего этого даже после первой транспортировки с завода у советского синта могли отпаятся какие-нибудь нужные провода и радиодетали, и он попросту переставал нормально работать. А ещё (из-за несовершенства производственных процессов) даже синтезаторы одной модели могли звучать немного по-разному.

Как всё это звучало? По современым представленим об электронном звуке советские синты имеют весьма неплохое "жирное" аналоговое звучание. Но для своего времени звучали все они весьма однообразно (так как были по сути построены на одних и тех же примитивных схемах) и были непригодными для профессиональной работы — не имели midi-протокола и пресетов (памяти), что затрудняло их использование в студии, а для гастролей они были слишком огромными и при этом хрупкими.



В общем и целом, что тогда, что сейчас — советские синты были чем-то вроде крайне дорогой (стоили по несколько сотен и даже тысяч рублей) игрушки — от которой справедливо воротили нос профессиональные музыканты. Кстати, непонятно почему почти вся эта убогая техника имела на корпусе "знак качества СССР" — видимо, исключительно для того, чтобы сейчас совкофилы могли рассказывать о том, что в СССР делались лучшие в мире синтезаторы)



На чём играли профессионалы.

Давайте теперь посмотрим, на чём играли советские профессиональные музыканты. Тут ситуация тоже до боли напоминает ситуацию с гитарами — если любой советский гитарист во время зарубежных гастролей мечтал обзавестись пусть старым и ушатанным, но фирменным и качественным Fender-ом, то советские клавишники и композиторы готовы были отдать всё за нормальный западный синтезатор — который в СССР восьмидесятых годов стоил тысячи рублей и мог быть обменян, например, на новый автомобиль типа "жигули".

Возьмём одного из пионеров советской электронной музыки — композитора Александра Зацепина. Многие любители совка, как только включают мультфильм "Тайна Третьей планеты" с музыкой Зацепина, так тут же начинают выступать — "ах, этот тёплый ламповый звук советских синтезаторов, верните нам наш СССР!":



Но вот всё дело в том, что никаких "советских синтезаторов" в этом саундтреке нет — практически во всех треках вместе со струнно-смычковой группой оркестра играет синтезатор Moog MiniMoog, который Зацепин каким-то чудом раздобыл для своей домашней студии. MiniMoog имеет очень выразительное "резиновое" звучание и характерный арпеджиатор, слышный например в треке "планета Шелезяка". MiniMoog можно услышать и в других работах Зацепина той поры — например, известной песне "Ищу тебя" (особенно хорошо слышен в синтезаторном соло с 1:49):




Или возьмём более поздний пример — детский фильм "Выше радуги" 1986 года, с очень современными на ту эпоху и узнаваемым "цифровыми", "стеклянными" электронными аранжировками. Может быть, хоть тут отличились советские синтезаторы? Нет и ещё раз нет — во всех треках фильма звучит японский синтезатор Yamaha DX7, созданный в 1983 году и имеющий ультрамодный в восьмидесятые годы "цифровой" колючий звук, созданный по принципу FM-синтеза. Талантливый электронный композитор Юрий Чернавский в восьмидесятые годы использовал именно его — DX7 отлично виден в студии Юрия той эпохи:




А его жёсткий цифровой бас и другие тембры отлично узнаются например в песне "Фотограф":

https://youtu.be/ODRgYvtBay8

Это же касается и других музыкальных студий и коллективов. В общем и целом — совковые синтезаторы, как и совковые гитары типа "Урал" были лишь игрушками для молодёжи в стиле "пусть хоть на чём-то играют, лишь бы не в подворотне". Профессионалы их практически не использовали.



Послесловие.

Даже и не знаю, что написать в эпилоге — вроде всё и так ясно. Совковые синтезаторы были неудачной поделкой, которая могла возникнуть только в стране военных заводов и отсутствующего рынка. Стоило это всё космических денег, было крайне неудобным и ненадёжным и кануло в Лету вместе с концом СССР. Ну а любители совка могут и дальше сокрушаться о "закрывшихся советских заводах"...

А в комментариях как обычно напишите — что вы обо всём этом думаете?

Может быть, сталкивались в жизни с советскими синтезаторами или вам просто нравится их звучание?

Расскажите, интересно)