Патриотизм сегодняшнего извода в госпропаганде — предполагает прежде всего запретительство

Защитники культуры — так называемые, особенно защитники русской культуры, национальной, в частности, защитники «Тотального диктанта» — в соцсетях обычно отличаются агрессией, хамством и полной бескультурностью поведения на уровне лексики и абсолютной безграмотностью на уровне грамматики. То есть они защищают то, чего не умеют. Защищают то, к чему не имеют касательства.

Мне кажется, что настала уже пора сформулировать открытым текстом (да я, собственно, в статье «Телегия» попытался это сделать применительно к прозе деревенщиков уже лет 10 назад), что консерватизм в области культуры — это не антилиберальная и не антизападная позиция.

Никакой западной и антизападной позиции в сфере культуры не бывает. Это позиция антикультурная. Контркультурная, как ее еще называют, но контркультура предполагает всё-таки принадлежность к подпольной культуре, культуре андеграунда. А вот позиция антикультурная — это ненависть к самому факту существования культуры и культурных людей — так называемых «шибко грамотных».

Консерватизм, сталинизм, ура-патриотизм — да, в общем, всякий патриотизм сегодняшнего извода в государственной пропаганде — предполагает прежде всего запретительство.

Позитивная программа консерваторов состоит в том, чтобы всех расстрелять. Всех ученых посадить за сотрудничество с Западом, за передачу им секретов. Всех историков посадить за извращение истории. Всех мыслителей посадить за критическое отношение к родным незыблемым скрепам.

То есть сажать.

Что они сделают, когда посадят всех так называемых либералов? Они будут сажать друг друга. У них (как это, собственно, показали сталинские репрессии) нет абсолютно никакой позитивной программы. Если у Сталина, как справедливо замечал Заболоцкий в последнем разговоре с женой, была хоть какая-то культура, хоть какая-то укорененность в культуре, хоть какая-то начитанность (что, впрочем, ничуть его не оправдывает), то наследники Сталина вообще культуру ненавидят как факт. Просто потому, что культура предполагает ненасильственную полемику. Культура предполагает ненасильственную иерархию, разные мнения.

Подход к культуре у консерваторов на самом деле очень простой: культура должна воспевать начальство в доступной для него форме, как сформулировал, кажется, Зиновий Паперный. То есть социалистический реализм — это воспевание начальства в понятных ему терминах. Вот и всё.

 

Героизм отважного противостояния всему новому и молодому в культуре, героизм охранительства — это любимая тема так называемой «русской партии», которая все время повторяет, что «русскую партию» подвергали репрессиям гораздо чаще, чем диссидентов.

Поэтому не нужно говорить, что есть какая-то консервативная программа, консервативная литература. Есть группа бездарностей, пытающихся защитить свою бездарность с помощью поддержки государственной политики, с помощью патриотической риторики.