ТАЙНЫ и ЗАКУЛИСЬЕ БОЛЬШОЙ ПОЛИТИКИ и ВОСПОМИНАНИЕ об ученом Льве Сокове как Личности
ЛЕВ СОКОВ о ТАЙНАХ и ЗАКУЛИСЬЕ БОЛЬШОЙ ПОЛИТИКИ
Статья опубликована на МаксПарке 12 марта 2013 года в моем блоге “NickBotov”
2980 просмотров (то есть порядка 3-х тысяч) на 1 декабря 2020 года
www.maxpark.com/user/2096/content/1869355
ЛЕВ АНДРЕЕВИЧ СОКОВ как ЛИЧНОСТЬ и УЧЕНЫЙ (краткое воспоминание)
Это воспоминание для людей, любящих Историю Отечественной Науки и выдающихся русских ученых в ней.
В своей статье Лев Андреевич Соков, 1938 г.р., Челябинск, - ведущий Астро-Биолог в стране, создатель Химической Элементологии, развивающий учения Менделеева и Щукарева, ученика Менделеева и завкафедрой после Менделеева в области «Вторичной периодичности»; Развивающий учение о САМООРГАНИЗАЦИИ вещества и живых систем, - приводит несколько фамилий сотрудников ФИБ №4 в городе Челябинске, в котором он работал примерно в 1966-74 годах. ФИБ-4 это сокращение для "Филиала №4 Института Биофизики Минздрава СССР", - закрытого научного подразделения, занимавшегося радиационной биологией, радиационной гигиеной и медициной, радиоэкологией, последствиями для человека и для с/х от Уральских радиационных аварий. Когда в 1986 году произошла радиационная авария в Чернобыле на ЧАЭС, то на ликвидации аварии и изучении её последствий работало много специалистов из ФИБ-4 и ОНИС.
ФИБ-4 также занимался изучением последствий от «МЯВ» - малых подземных ядерных взрывов в мирных целях. На двух или более МЯВ был Лев Соков.
Институт Биофизики был подобен СПРУТУ в РСФСР, СССР. Он имел 12ть закрытых (засекреченных) «филиалов» по всей стране. Два из них находились в Челябинской области, возможно и больше.
Корпус, трехэтажное здание «Радиобиологии» - это место, где работал Лев Соков в ФИБ-4, где он проводил свои экспериментальные исследовавния по воздействию около 20-ти радиоизотопов на органы, на метаболизм крыс и других животных. В то время и очень много лет и десятилетий после, в мире не проводилось столь объемных, системных и синергетических экспериментов.
Лев Соков после защиты докторской диссертации в медицине, примерно 2002 год, издал несколько научных монографий и много статей и докладов, - и тем самым подытожил свой вклад в науку – в медицину, химию, токсикологию, радиобиологию, астрофизику и астробиологию. В 2010-ые годы его исследованиями и научными проектами для Космоса заинтересовались американцы.
Лев Соков упоминает фамилии ученых и инженеров ФИБ-4, как-то: Любашевский, Корытный, супруги Пантелеевы, супруги Малкины, Зайдман, Долматова, Пучкова, Дибобес... По-причине того, что в те годы молодой ученый Лев Соков провел мощные радиобиологические и рад-медицинские эксперименты, и сразу же после защиты кандидатской диссертации быстро набрал экспериментальный и теоретический материал для защиты докторской диссертации, а часть его результатов имели уровень новых открытий в науке, но он отказался от сотрудничество с созданной в Москве спец-группой ученых (большинство в группе - евреи). -- Тогда на Льва Сокова ополчилась всей своей силой "закрытая система данной науки и евреев", - и он был выброшен из науки почти на 25 лет, и смог только работать практическим врачем... -- и страна (СССР) потеряла приоритет на многие открытия. Только после выхода на пенсию, и с поддержкой друзей-медиков, которые ценили талант ученого в Льве Сокове, он возвратился в науку, защитил докторскую диссертацию и стал профессором в ВУЗе... В последние годы результатами и проектами Льва Сокова интересуется НАСА (США). Лев Андреевич за последние 20 лет издал несколько своих научных книг и очень много научных статей. Этот ученый имеет ПРИРОЖДЕННОЕ СИСТЕМНОЕ МЫШЛЕНИЕ !!! Когда ему было еще 30-35 лет, то в СССР все доктора наук и философы ему в подметки не годились в области СИСТЕМНОГО МЫШЛЕНИЯ.
В этом читатели могут поверить мне «на-слово», так как я в 70-х много занимался теорией систем, «системным подходом», прочитал всё, что было в мире в этой области, публиковал статьи и доклады, по просьбе ведущих членов Ученого Совета ЧПИ (политехнический институт) – докторский совет в этой области – разработал и вопросы экзамена «кандидатского минимума» для соискателей ученых степеней. А также создал «Региональный семинар молодых ученых по системным исследованиям».
Иницианировал мой интерес к системному мышленеию и теории систем Лев Соков в 1971 году. Еще в ФИБ-4 и после до 1978 года мы с ним провели вместе десятки часов. В этих разговорах он всегда рисовал на листах бумаги очень сложные по форме линии и объекты, и они отражали именно Системное Мышление. Журнал «Вопросы философии» в 70-е годы абсолютно ничего не мог дать ни мне, ни Льву Сокову. Лично мне знания, абстракции и мышление системное дал ни этот и другие журналы в СССР, ни ученые, а именно Лев Соков и наши с ним «мыслительные атаки» на научные области и «системные анализы» наук и проблем общества.
Помню, что Лев интересовался педагогикой в Древней Греции и проводил системные сопоставления города Челябинска (более миллиона жителей), области, Урала и всего СССР с древней Грецией. Много идей у него было для педагогике.
Диапазон его знаний и научных интересов был обширен. Способность изучать новые для него науки – поразительна!
Так например я помню, как однажды в начале 70-х он удалился в областную библиотеку для изучения чего-то, ему необходимого для работы. Вернулся он на работу через три недели и мне поведал, что быстро изучил самое главное из больших стопок книг по 11-21 областям,типа Геофизика, Геохимия, Океанология, Луна, Космос, метеорология и (далее не помню). Я спросил его: как ты это делаешь? Он ответил:
«В научных книгах и учебниках 70-90% - это вода и песок. Их я пропускаю через мой мозг, как через решето, отсеиваю, а крупицы золота остаются на «решете», и это золото я беру в своё знание предмета».
Помню моё знакомство с ним в 1970 году. После окончания МИФИ, я приехал молодым специалистом в ФИБ-4 как инженер-физик и спец в областях «радиационная физика, дозиметрия, безопасность», математика и теория вероятностей , стал работать в лаборатории физики. Как зачастую бывает, на меня, на «новенького» «набросились» с вопросами, беседами, консультациями много ученых, включая физиков, химиков и биологов. Многие их вопросы по физики, МЯВ (подземные ядерные взрывы) и по теории вероятностей, математическому моделированию – были «детского уровня» и с ошибками. В тот период я поразился знаниям Льва Сокова в области физики, атомной и ядерной физики. Нет, он не знал математический аппарат физики, но зато он имел хорошее «качественное» знание многих сложных процессов в физике. Это было для меня удивительным! Я про себя поставил ему оценку «4» - именно он получил бы такую оценку на экзамене в МИФИ, если бы сдавал физику без математики. В отличие от большинства медиков и биологов 1960х – 1977 годов, он понимал, знал и применял статистику для анализа данных экспериментов.
Он увлёк меня одним из его НИР. Данные были из закрытых источников СССР и США, и из его экспериментов, и касались «дозовых нагрузок» на органы человека и животных. В данных частью были цифры из элементарной статистики. Данные он расположил на листах бумаги в миллиметровой логарифмической шкале, а также в таблицах. Зрительно эти данные на бумаге выглядили как сплошные или кусочно-разрывные синусоиды. Он попрросил меня математически обработать эти данные на ЭВМ.
Я взялся за эту задачу и по той причине, что «дозовые нагрузки» входили в задачу оценки доз при МЯВ (ядерных взрывов). В то время он претендовал на получение должности СНС - «старшего научного сотрудника».
Состоялся Ученый Совет, Соков выступил с большим докладом. Когда он окончил, то доктора и кандитаты из Ученого Совета, и многие из зала, просто дико набросились на Льва Сокова – как по этой теме и моделям «Доз», так и по той теме, в которой он хотел работать один и отказался от участия работать в спец-группе «москвичей». В математике и моделях Лев сослался на меня. Я доказал этим медикам, биологам, химикам и физикам, что расчеты я провел правильно и корректно. Они замолкли, отстали от Сокова в этой части его выступления. Но с удвоенной силой набросились на его вторую часть. Все независимые люди оценили это так: они хотели завалить получение Соковым должности СНС, и отдать эту должность их человеку, биофизику-еврею. Плюс отомстить Льву за отказ работать с москвичами в группе, созданной министерством, чтобы они (евреи) присвоили себе лавры «открывателей». Лев Соков не был утвержден на «СНС».
После этого Ученого совета в 1972 году, некоторые ученые и инженеры мне говорили, что «все в ФИБ-4 просто боятся Льва Сокова. Что, если он выйдет со своим открытием, то ему дадут доктора наук, и он станет руководителем крупного отдела, а вскоре и директором ФИБ-4. Никто не хочет такого зава и директора. Зная его бешенную энергию, трудоспособность в науке, случится так, что он всех заставит энергично трудиться не покладая рук! Слушай, Тужилкова (доктор наук) ведь прямо сказала на Ученом Совете, что
«Мы все в ФИБ-4 тут не делаем открытий! Что диссертации должны быть написаны самым простым языком, понятным лаборантам и уборщицам! – Что мы здесь просто работаем, а «не открываем» новое!»
Очень многое ещё я могу вспомнить и свидетельствовать о Льве Сокове, моем друге с 1970 года и по всей жизни. Я помогал ему в проведении сложных расчетов на компьютере и в построении моделей, а также в публикациях совместных статей, когда он был «под колпаком» или вообще выброшенным из науки «закрытой системой». Единственное, что мне очень жаль и чем не помог Сокову, следующее:::
Лев Соков не знал в 70-х и после, что я провел рассчеты и моделирование данных его экспериментов по более сложным моделям – НЕЛИНЕЙНЫМ многофакторным корреляционным регрессионным. Моя программы перебирала до 40 нелинейных моделей и находила самую оптимальную. В одном из научных докладов и статье на английском (уже будучи в США) я имел большой параграф, в котором осветил математическую суть проблемы и мое решение для современной статистики таких задач в экологии и геофизики и океанологии. – Классические методы статистики не работают для таблиц экспериментальных данных, когда в таблицах имеются многочисленные пропуски и распределения вероятностей не стандартные, а сложные. То есть для меня в этой задаче главным было не применение к химии, физики, биологии и т.д., а создание математического аппарата, новых или модифицированных матметодов. Поэтому времени и здоровья в США у меня не хватило, чтобы Льву Сокову передать в 1990-х или 2000-х годах толстую папку с «нелинейными» моделями и расчетами по его экспериментам. Поэтому он ограничился только «линейными» или достаточно простыми нелинейными моделями в своих книгах и статьях.
Вот таким человеком я помню Льва Андреевича Сокова, блестящего русского ученого, и был рад познакомить вас с ним!!!
Проход, прямой линк на его большую статью «О тайнах и закулисье большой политики» помещен здесь вверху перед воспоминанием о Сокове как о личности.
Сама статья-анализ Льва Сокова очень интересна и набрала почти 3 тысячи просмотров,
хотя она опубликована не в Сообществе, а только в моем личном блоге. А личные блоги люди почти не посещают!
Если кого-либо из читателей заинтересовал Лев Соков и его статья (по ссылке), и они хотели бы узнать еще одну из его статей на МаксПарке, то есть очень большая его статья, - обзорная статья по важной теме: Проблема Изобретений, Открытий и Интеллектуальной собственности в России, СССР и мире. Эта проблема в полном объеме изучена компетентно только Соковым. Поэтому его статью просмотрело 3072 человек, и среди них много специалистов. Вот прямой линк на эту статью:::
www.maxpark.com/community/88/content/3438854
== Н.Ботов, 1 декабря 2020 года, Нью-Йорк ==
Комментарии
Он жив и здоров, полчаса назад я окончил с ним часовой разговор по телефону. Много вспоминали о науке. Он рассказывал о
об ученых и руководителях науки в СССР и РФ, о встречах с ними на официальных "конференциях" и "беседах".
в первую очередь Международный, Интернациональный Ученый, каковой является НАУКА в высшем своём ФЕНОМЕНЕ, в истории.
На днях мы все отмечали 100 летие академика, Андрея Сахарова. Он не получил Нобелевской премии по физике из-за закрытости, секретности научных работ по созданию атомного и термоядерного оружия, но вместо этого он в 1975 году получил Нобелевскую премию мира за правозащитную деятельность и смежные проблемы, включая СВОБОДУ и ЗАЩИТУ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ
СОБСТВЕННОСТЬ (темы, которыми занимался и занимается Лев Соков). Математик и физик Лев Ландау получил нобелевскую премию по науке, и он тоже в первую очередь себя считал Международной Научной Личностью и в последнюю очередь
"советской, узко-национальной личностью, ученым", и он боролся с советским социализмом и сталинизмом. Еще можно назвать нескольких ученых в СССР, такого рода ученых. И к ним принадлежит Лев Соков!!!