Поговорим о нашей культуре

На модерации Отложенный

К моему другу приехал знакомый из Германии. Встреча на вокзале, приветствия, объятия, радостные улыбки, обмен первыми впечатлениями после долгой разлуки. В оживленной беседе проходит весь путь от вокзала до дома. Заезжаем во двор. В лифте немец ошеломленно замолкает, опасаясь прикоснуться к оплеванной и исчерканной грубыми надписями стенке лифта. Другу - хоть провались от стыда. Скажете: «Это единичный эпизод, в семье не без урода». Вот другой пример. В хорошую погоду иногда хожу на работу пешком. Проходя через сквер вижу каждое утро у скамеек пустые банки из-под пива, обрывки бумаги, окурки возле памятников. Вечером здесь тусуется молодежь. При этом поражает «богатство» словарного запаса перенасыщенного матом. В дополнение к этому можно вспомнить о шелухе от семечек в автобусе, залатанных после ножевых порезов сиденьях.

Это всё – наша культура. Почему так происходит? Где родители, где школа, где министерство культуры, наконец? В школе предмета о культуре поведения нет. Из новостей узнаем, что ведомства культуры различных уровней тратят бюджетные деньги в основном на восстановление памятников старины. Старина – это культура, памятники – тоже культура, а живые люди, разбрасывающие под этими памятниками пивные банки… - это не культура. Что можно в этой ситуации сделать? Понятно, что в одночасье проблему с места не сдвинуть. И одними строгими предписаниями человеку культуру не привить. Но с другой стороны, прежде чем упрекать людей в бескультурье, нужно их сначала научить. А то ведь у нас порой уровень культуры человека определяется его умением держать вилку в левой руке. В связи с этим для решения проблемы представляется целесообразным использовать ресурс общественного телевидения: организовать и провести несколько тематических передач по этике поведения в гостях, на улице, за столом, в офисе…,  по результатам которых проводить различные конкурсы, или там викторины с вручением призов и подарков (как на «Поле чудес», например).

Говоря о культуре нельзя не вспомнить о православной культуре, на которой испокон веков формировалось наше мировоззрение. Именно этот фактор так всегда отличал наших людей с их загадочной русской душой от всех других народов.

Путешествовавший по царской России прибалтийский немец Вальтер Шубарт написал в свое время книгу «Европа и душа Востока», целью которой он ставил повлиять на «европейское сознание путем контраста». «Запад, - говорил он, - подарил человечеству наиболее совершенные формы техники, государственности и связи, но он лишил его души. Задачей России является вернуть её людям». Аргументируя свои выводы он, в частности, отмечал в те годы такую особенность русских: «… среди европейцев бедный никогда не смотрит на богатого без зависти, среди русских богатый часто смотрит на бедного со стыдом. В русском живо чувство, что владение означает принадлежность чему-то, что в богатстве задыхается свобода». Именно благодаря таким особенностям до недавнего времени в русских деревнях люди, уходя из дому, просто подпирали дверь палкой, не опасаясь воровства. Утрата своих культурных корней привела к тому, что сейчас Россия занимает одно из ведущих мест в мире по размаху коррупции. А ведь раньше слово данное русским купцом значило больше, чем заверенные печатями подписи на современных договорах. Поэтому, чтобы сохранить то хорошее, что было у наших предков нужно каждое новое поколение людей как бы крестить заново, ведь каждый человек начинает свой жизненный путь с нуля. РПЦ со своими ортодоксальными методами работы с людьми с этой задачей пока справляется слабо, так как контактирует в основном лишь с теми людьми, кто в силу разных обстоятельств итак уже пришли к Богу. Однако сейчас выросло новое поколение людей, и им пока непонятен язык канонов и проповедей, с ними нужно говорить на понятном им языке, объясняя реальную связь веры в Бога с практикой реальной жизни. В этой связи необходимо рассмотреть возможность проведения на ТВ цикла обзорных передач о сути христианства, его практическом значении в жизни каждого человека, подкрепляя сделанные выводы рациональными аргументами и  комментариями ученых, чтобы люди воспринимали веру в Бога не как часть фольклора, а как средство преобразования себя в нового человека. Ибо пока мы не сдвинем с места эту проблему – проблему воспитания в человеке совести, честности, элементарной порядочности, наконец, до тех пор так и будем жить в нищей стране с коррупцией, ржавыми водопроводами и повсеместным бардаком.