Финансовый коллапс

По признанию советника главы Счётной палаты Виктора Мазярчука, на валютных счетах Национального банка Украины осталось всего 14 млрд гривен (одна гривна равна 2,67 руб.). Если для рядового миллионера это сумма более или менее приличная, то для государства средней руки — копейки в кармане нищего.

«ПО СОСТОЯНИЮ на 1 ноября на счетах Госказначейства ещё было более 15 миллиардов гривен, а ныне, 24 ноября, — уже менее 14 миллиардов гривен в валюте», при этом, «к сожалению, некоторые эксперты умудряются манипулировать статистикой», «берут данные, прямо не связанные с платежами бюджета, и показывают их как сумму невыплаченных средств бюджета», — сообщил Мазярчук представителям СМИ.

Эксперты, опрошенные информагентством «Регнум», напомнили, что ранее они сообщили о катастрофе с госбюджетом Украины: согласно оперативным данным национального казначейства, имеющиеся неоплаченные финансовые обязательства государства составляют 9,4 млрд грн., при том что нужны средства в помощь бизнесу, страдающему от карантина выходного дня. Ситуация осложняется тем, что отношения Киева с МВФ в настоящий момент практически заморожены.

Впервые за минувшие десять лет украинская казна полностью опустела, и государству нечем покрывать долги, написал на своей странице в «Фейсбуке», комментируя это сообщение, Павел Кухта, бывший первый заместитель министра экономики Украины, руководитель по политическим вопросам Киевской школы экономики. «Люди из системы говорят, что с 9 ноября казна работает в режиме картотеки: до ночи сводят поступления, к утру формируют пул расходов, которые будут профинансированы, всё остальное откладывают», — разъяснил бывший замминистра.

Более того, согласно оперативным данным украинского казначейства, имеющиеся неоплаченные финансовые обязательства государства по состоянию на 24 ноября составляют 9,4 млрд грн., уточнил Кухта, отметив, что из этой суммы 3 млрд грн. проходят по «защищённым» расходам, что является максимумом с начала года, да ещё плюс 2 млрд грн. к показателям предыдущей недели.

Бывший чиновник сообщил, что введение жёсткого карантина в стране требует дополнительных расходов на поддержку населения, при том что уже действующий локдаун выходного дня неизбежно повышает потребность в бюджетных расходах.

ИЗ УКРАИНЫ с 2014 года уже выжали всё, что можно было выжать, а сейчас страна должна решать свои экономические проблемы самостоятельно. Один из экспертов — украинский экономист Александр Гончаров, комментируя текущую ситуацию и значительное усиление экономического кризиса, напомнил: после прихода к власти в 2014 году правительства Арсения Яценюка на тот момент министр финансов Наталья Яресько на пару с главой Нацбанка Валерией Гонтаревой придумали и создали мощную машину по наращиванию госдолга страны с помощью размещения ОВГЗ (облигаций), а также запустили «схематоз» спекулятивных операций с инвалютой, оставаясь при этом наглухо закрытыми для посторонних глаз.

«Это было явно не в интересах украинского финансового рынка и рядовых украинцев. И если начистоту, то вообще разве кто-то понимал, что в недрах этих госорганов происходило и до сих пор происходит? Можно только предположить, что на инсайде по-прежнему кто-то лично очень быстро обогащается, не обращая внимания на запросы экономики страны и потребности обедневшего общества. Глядя на такой произвол, и финансовые стервятники со всего мира потянулись в страну», — заявил Гончаров.

После того как грянул коронакризис, продолжает экономист, в первую очередь нерезиденты с начала 2020 года вывели из республики более 40 млрд грн. — их доля в ОВГЗ сократилась с 14,2% на начало текущего года до нынешних 8,5%.

«Несмотря на то, что минфин Украины предлагает самые высокие ставки в Европе, теперь желающих давать стране в долг даже под 11% годовых уже нет. Все понимают, что аукцион неслыханной щедрости от украинских властей в виде постоянного укрепления гривны и получения за счёт этого сверхприбылей в валюте больше не повторится», — резюмировал Гончаров.

В.М.Т.