«Большая дубинка» Байдена может сломать хребет Эрдогану

На модерации Отложенный

 Прошло целых два дня, прежде чем президент Турции Реджеп Эрдоган направил свои поздравления избранному президенту США Джо Байдену.

 

У Байдена и Эрдогана весьма напряженные отношения. Президент США писал в «Твиттере»: «В отличие от Трампа, я знаю, что нужно для переговоров с Эрдоганом. И если бы я был президентом, я заставил бы его заплатить высокую цену за то, что он сделал».

Эрдогана, в свою очередь, нелегко запугать, и за неделю до выборов в США, комментируя вопрос об американских санкциях в отношении Турции, Эрдоган заявил, что «Соединенные Штаты не знают, с кем имеют дело».

Однако Байден, отвечавший в том числе за связи с Турцией при бывшем президенте Бараке Обаме, знает, с кем имеет дело. То же самое касается его помощников, назначенных на руководящие должности в новой администрации. Сьюзен Райс, бывший советник по национальной безопасности при Обаме и кандидат на пост госсекретаря, назвала Турцию «голодным волком». Энтони Блинкен, кандидат на пост советника по национальной безопасности, считает, что Америка должна помочь сирийским курдам, с которым борется Эрдоган.

Директор Центра дипломатии и глобального взаимодействия Майкл Карпентер указал, что Турция «подрывает то, что является нашими интересами – будь то Нагорный Карабах или Ливия, создает напряженность в Эгейском море и покупает у России системы ПРО С-400».

Конечно, сказанное перед выборами не обязательно продиктует будущие действия администрации. Но это были не сиюминутные заявления в ходе предвыборной кампании Байдена. Эти позиции – часть политики, разработанной еще во время президентства Обамы.

Администрация Байдена столкнется с теми же ключевыми проблемами, которые накалили отношения между Турцией и администрацией Трампа, но продемонстрирует другой подход. Байден категорически возражает против вывода американских войск из Сирии, является стойким сторонником курдов и рассматривает их, как союзников, не только в войне против ИГ, но и как народ, заслуживающий получения всех гражданских прав в Сирии.

В интервью сайту Al-Monitor командующий Сирийскими демократическими силами (СДС) Мазлум Абди выразил оптимизм, отметив, что «наши военные отношения с американской администрацией являются отличными, но дипломатические отношения еще не достигли желаемого уровня». Действительно, силы СДС были сформированы администрацией США вместе с арабскими ополченцами, служащими прикрытием для поддержки курдов. Но дипломатически Трамп поддержал Эрдогана и возражал против включения курдов в качестве партнеров в политическое решение.

Интересно, что Абди видит в президентстве Байдена возможность мира между сирийскими курдами и Турцией. Он даже предложил выступить посредником между Турцией и Рабочей партией Курдистана (РПК), против которой Анкара ведет кровавую войну, «если Турция изменит свою политику в отношении курдского региона в Сирии».

Это – привлекательная перспектива, особенно с учетом того, что курдские группировки в Сирии ведут переговоры с курдским руководством в Ираке на тему ограничения активности боевиков РПК.

На данный момент неясно, готов ли Эрдоган вообще возобновить переговоры. Но если мир с курдами позволит Эрдогану помириться с Байденом, возможно, он увидит в этом скрытую возможность.

Будущие отношения администрации Байдена и Эрдогана будут также связаны с внутриполитическими кризисами турецкого лидера. Опрос, проведенный недавно компанией Metropoll, показал, что возглавляемая Эрдоганом Партия справедливости и развития (ПСР) пользуется сегодня поддержкой только у 28.5 процента населения. Самая крупная оппозиционная Народно-республиканская партия получает около 17 процентов, в то время как партии, учрежденные политиками, покинувшими правительство, такими как бывший министр финансов Али Бабаджан и Ахмет Давутоглу, который занимал посты министра иностранных дел и премьер-министра, набирают только 1,5 и 0,9 процента голосов.

Опрос показывает, что ПСР останется самой крупной партией, но у нее все меньше шансов создать правящую коалицию. Если эта тенденция сохранится до выборов 2023 года, политическая монополия Эрдогана может быть сломана.

Непосредственной причиной падения популярности правящей партии стал тяжелый экономический кризис, сопровождаемый резким падением турецкой лиры, снижением иностранных инвестиций и ростом безработицы, которая начала расти еще до пандемии коронавируса. В связи с тем, что почти 10 миллионов турецких граждан стали безработными, Эрдоган понимает, что ему нужно продемонстрировать некоторые достижения.

Меньше всего Эрдогану сейчас нужен американский президент, который захочет свести с ним счеты. В эпоху Трампа он мог полностью игнорировать европейские требования относительно вмешательства Турции в Сирии, Ливии и Нагорном Карабахе и без каких-либо ограничений арестовывал своих политических соперников и критиков. Теперь Эрдоган оказался перед лицом единого западного фронта.

Европа постоянно находится под угрозой нарушения Эрдоганом подписанного с Турцией соглашения о беженцах, которые могут затопить всю Европу. Но и у ЕЭС также есть серьезная экономическая «дубинка» в виде возможных санкций из-за конфликта Греции и Турции по газовым месторождениям в Восточном Средиземноморье. В значительной степени именно Трамп заблокировал европейские санкции и защитил Эрдогана. Но Байден может оказаться тем американским президентом, который позволит пустить в ход «большую дубинку» Европы.

Цви Барэль, «ХаАрец». В.П. Kayhan Ozer/Presidential Press Service, Pool via APi˜