Древние славяне

На модерации Отложенный

 

Появление славян

В настоящее время наука не даёт точного ответа, когда и где возник славянский народ, как и любой другой этнос. Этногенез славянских племён изучается на стыке археологии и лингвистики с привлечением этноистории соседних народов. В академической науке существуют несколько направлений и научных школ, разрабатывающих свои версии выделения славян из индоевропейской общности племён.

Данные языкознания

По мнению немецкого лингвиста Х. Краэ, процитированного В. В. Седовым [1], в Центральной Европе во 2-м тыс. до н. э. (бронзовый век) существовала этноязыковая общность индоевропейских племён. Существуют различные гипотезы о том, как индоевропейцы появились в Европе, но в целом учёные согласны с началом проникновения близких по образу жизни, обрядам и языку индоевропейских племён в центр Европы в 3-м тыс. до н. э. Миграции племён дали ответвления, породившие новые народы. Реальных привязок к историческим процессам языкознание не даёт, но хронология может быть приблизительно реконструирована с помощью археологии, что тоже очень предположительно.

Немецкий ученый Х. Краэ пришёл к выводу, что в то время как анатолийские, индоиранские, армянский и греческий языки уже отделились к концу 2-го тыс. до н. э. и развивались как самостоятельные, италийскиие, кельтский, германский, иллирийский, славянский и балтский языки существовали только в виде диалектов единого индоевропейского языка. Кельты выделились в VIII в. до н. э., германцы стали формироваться позже, в VII в. до н. э. Славянский этнос отделился от индоевропейской общности предположительно около V в. до н. э., причем ряд лингвистов полагает, что праславянский язык стал развитием южного диалекта группы балтийских языков, в наибольшей степени сохранивших структуру изначального индоевропейского языка (см. Этногенез славян).

Делались попытки установить славянскую прародину по анализу раннеславянской лексики. Наиболее точно место формирования славянского этноса определяется по славянским и заимствованным названиям деревьев. Так отсутствие среди ботанического лексикона древних славян названий бука[2] и пихты (то есть славяне изначально не были знакомы с этими растениями) указывает наряду с общим лексиконом (соответствует лесной полосе вдали от моря и гор) на такие вероятные места этногенеза славян, как северная часть Украины либо южная Белоруссия (южнее Припяти).

Данные археологии

Ранние предположительно достоверные славянские археологические культуры, возникшие на основе киевской в V веке, и их распространение на запад и юг Европы. Расселение славян в VI веке выходит за границы культур, так как археологические культуры в регионах частых миграций со времен палеолита зачастую имеют технологический и полиэтничный характер.

Изучение этногенеза славян с помощью археологии наталкивается на следующую проблему: современной науке не удаётся проследить ретроспективным методом до начала нашей эры смену и преемственность археологических культур, носителей которых можно было бы уверенно отнести к славянам или их предкам. Отдельные археологи принимают некоторые археологические культуры на рубеже нашей эры за славянские, априори признавая автохтонность[3] славян на данной территории, даже если её населяли в соответствующую эпоху другие народы согласно синхронным историческим свидетельствам.

Появление археологических культур, признанных большинством археологов преимущественно славянскими, относится лишь к VVI векам, соответствуя следующим близким культурам, разделённым географически:

Среди историков и археологов нет консенсуса по более ранней истории и географии праславян, взгляды эволюционируют по мере накопления нового археологического материала. В последние десятилетия XX века были идентифицированы и отнесены к особой культуре памятники киевского типа конца IIIV веков, найденные в южной Белоруссии и Среднем Поднепровье.

Из киевской археологической культуры (II—IV вв.) развились при взаимодействии с другими этносами вышеперечисленные славянские культуры: колочинская под влиянием балтов; пеньковская под влиянием сарматских и других причерноморских племён, готов и гуннов; пражско-корчакская в результате миграции на запад. При взаимодействии с местным населением на новых территориях культуры видоизменялись, но сохраняли свою структуру.

В советское время были распространены версии автохтонности славян на территориях, которые они занимали в Средние века (напр. Б. А. Рыбаков).[4] С накоплением археологического материала версии этногенеза славян усложнились за счет выделения территориального ядра, где формировался славянский этнос на базе местных индоевропейских племён, и прослеживания его миграций на сопредельные земли. Так академик В. В. Седов считал местом формирования славянских племён междуречье Одера и Вислы (в римское время Германия, совр. Польша), где местные племена, проживая среди германцев, частично ассимилировали пришлых кельтов, и откуда затем распространились на Украину перед последующей экспансией дальше на восток и на юго-запад на Балканы. В настоящее время взгляды на схему расселения славян изменились в связи с новыми находками и хронологической систематизацией археологических памятников (см. Этногенез славян).

Признание киевской культуры славянской не решает вопроса о месте и эпохе этногенеза славян. Среди возможных кандидатов, предшествующих киевской культуре, указываются милоградская и юхновская (обычно ассоциируются с балтскими), более ранняя чернолесская и другие археологические культуры, однако их роль в формировании славянского этноса не может быть точно установлена.

Самые ранние письменные свидетельства о славянах византийских авторов середины VI века имеют дело с уже сложившимся народом, разделённым на склавинов и антов. Свидетельства писателей римской эпохи (I—II вв.) о венедах, в раннем Средневековье ассоциируемых со славянами, не позволяют связать их с какой-либо достоверно славянской археологической культурой в силу противоречивости и неопределённости текстов.

 Письменные свидетельства

Славянские племена впервые появляются в византийских письменных источниках середины VI века под именем склавинов и антов. Ретроспективно в этих источниках анты упомянуты при описании событий IV века. Предположительно к славянам (или предкам славян) относятся венеды, о которых, как народе между сарматами и германцами, сообщали авторы позднеримского времени (III вв.). Алано-готский историк Иордан на основе известного ему массива данных считал антов и скловен выходцами из венедов.

Более ранние племена, отмеченные современниками в предполагаемом ареале формирования славянского этноса (среднее и верхнее Поднепровье, юг Белоруссии), могли внести вклад в этногенез славян, но степень этого вклада остаётся неизвестной из-за недостатка сведений как по этнической принадлежности племён, упомянутых в источниках, так и по точным границам обитания этих племён и собственно праславян. Впервые племена (невры и скифы-земледельцы), населявшие земли Восточной Европы в удалении от Чёрного моря, описал в своём фундаментальном труде греческий историк середины V в. до н. э. Геродот. Археологи находят географическое и временное соответствие неврам в милоградской археологической культуре VII—III вв. до н. э., ареал которой распространяется на Волынь и бассейн реки Припяти (северо-запад Украины и южная Белоруссия). Неизвестно, сформировался ли к этому времени славянский этнос, но предполагая автохтонность славян в междуречье Днестра и Днепра, сведения Геродота являются самым ранним и единственным на протяжении последующих 500 лет письменным источником о возможных предках славян.

В то время, как экспедиции римских легионов приоткрыли цивилизованному миру Германию от Рейна до Эльбы и варварские земли от среднего Дуная до Карпат, греческий автор середины I в. до н. э. Страбон в описании Восточной Европы к северу от Причерноморья пользуется легендами, собранными ещё Геродотом. Однако он сообщил важные этнографические сведения, связанные с появлением в западных областях Украины бастарнов. Бастарны, в которых чаще всего видели германцев, появились на страницах истории во 2-й половине III в. до н. э. где-то к северу от низовьев Дуная. Обычно им приписывают зарубинецкую археологическую культуру (II в. до н. э.—II в. в бассейне Припяти, Десны, в Среднем и Верхнем Поднепровье). В советское время зарубинецкую культуру из-за ареала распространения признавали раннеславянской несмотря на её заметные отличия в уровне развития ремёсел от более примитивных достоверно славянских культур позднего времени. Кто бы этнически не были носители зарубинецкой культуры, её влияние прослеживается в памятниках киевской культуры, названной сначала позднезарубинецкой. Невозможно определить степень влияния бастарнов на этногенез славян прежде всего из-за недостатка этнографических сведений о самом исчезнувшем в III веке племени бастарнов.

Историки предполагают, что славяне могли проникнуть в западные земли с Поднепровья вместе с полиэтничным конгломератом племён, объединённых подчинением Аттиле, и стали селиться в обычных для себя местах вдоль рек. На это есть намёки в записках грека Приска Панийского, посетившего в составе византийского посольства в 448 году варварские земли в районе совр. Венгрии. Но впервые эпиграфические источники сообщают о достоверно славянских племенах венедов (Venethae), склавинов (Σκλαβηνοί) и антов (Άνται) в середине VI века. Из этих племён последние два появились к началу VI века на северных границах Византийской империи по левому берегу среднего и нижнего Дуная, что хронологически хорошо согласуется с археологическими данными. Упоминания о венедах есть в позднеримских источниках III вв., однако их связь с венедами эпохи Великого переселения народов не очевидна. См. подробнее в статье Этногенез славян.

 Расселение славян в первой и второй трети VI века (до аварского вторжения)

Основные статьи: Анты, Склавины

Анты и склавины

Древние славяне на карте мира 500 года

Византийские писатели VI века знали два крупных славянских народа — антов и склавин, при этом замечая, что название венеды вытесняется первыми двумя. Готский историк Иордан[5] отмечает, что венеды, анты и склавины родственны и произошли от одного корня. Из его сообщений видно, что склавины представляли собой западную группу южной ветви славян, анты — восточную группу, а венеды — северную ветвь. Область расселения склавинов по Иордану простиралась от города Новиетуна (Исакча на нижнем Дунае или Новиодун на Саве) и Мурсианского озера [6] до Днестра и Вислы. Анты локализовались Иорданом от Днестра до устья Днепра, насколько далеко их земли заходят на север Иордан не знал. Областью распространения венедов Иордан считал «безмерные просторы» от истоков Вислы и предгорий Карпат к востоку и северу.

Прокопий Кесарийский отмечает, что «у обоих этих варварских племен вся жизнь и законы одинаковы»[7], в «Стратегиконе» Псевдо-Маврикия говорится, что анты и склавины «ведут одинаковый образ жизни, у них одни нравы»[8]. В то же время при всём сходстве византийцы по неизвестным причинам различали два народа и даже их представителей на службе империи.

По данным археологии различия антов (носители пеньковской культуры) и склавин (пражско-корчакской) были невелики и касались в основном погребального обряда и женской одежды. Возможно существовали различия в диалекте — анты могли заимствовать большое число иранизмов от автохтонного скифо-сарматского населения Северного Причерноморья. Имена многих локальных восточнославянских богов (Хорс, Симаргл), да и сам этноним анты имеет иранское происхождение. Кроме того, анты и склавины, очевидно, представляли собой отдельные крупные племенные союзы, не вполне консолидированные, но способные вести согласованную внешнюю политику — известны посольства к антам Византии, к склавинам авар и антские посольства к аварам.

 Общественный строй антов

Анты обычно называются этноплеменной группировкой славян, однако современники не видели этнических различий между венедами, склавинами и антами. Одни историки склоняются к мнению, что эти «народы» — всего лишь различные названия славян, данные им при расселении новыми соседями, а сами славяне себя так не называли. Другие склонны видеть в антах союз племен и даже зарождающееся государство.

 Возникновение союза

Возникновение этого союза, если доверять сведениям Иордана о князе Боже, произошло ещё до IV века. Историки ссылаются, в частности, на упоминание антов в керченской надписи III века, доказывая этот тезис. Скорее всего, этот союз возник под влиянием контактов славян с готами, скифами и фракийцами в ареале черняховской культуры. Однако, гуннское нашествие, приведшее к упадку данной культуры, затормозило развитие антов, поставив их под влияние или даже под власть гуннов вплоть до середины V века.

 Состав и территория союза

Иордан пишет о славянах в середине VI века:

«Хотя их наименования теперь меняются соответственно различным родам и местностям, все же преимущественно они называются склавенами и антами».

Таким образом, анты объединяли под своим именем ряд родоплеменных групп. О разделении славян на отдельные племена также говорят Географ Баварский, ал-Масуди и «Повесть временных лет». Русская летопись подтверждает сведения Иордана:

«От тех славян разошлись славяне по земле и прозвались именами своими от мест, на которых сели».

В «Повести» имеется и указание на существование союза между восточнославянскими племенами во времена легендарного князя Кия:

«И жили между собою в мире поляне, древляне, северяне, радимичи, вятичи и хорваты. Дулебы же жили по Бугу, где ныне волыняне, а уличи и тиверцы сидели по Днестру и возле Дуная».

Возможно, некоторые из перечисленных племен IX века формировались уже в антскую эпоху, так как из византийских источников известно, что в VII—VIII веках Балканы заселяли такие племена как драговиты, северы, смоляне и хорваты, известные также среди восточных славян. Из других источников нам известно о раннем существовании племен полян и дулебов. В целом, в эпоху высокой подвижности славян говорить о постоянном составе союза затруднительно. Анты имели понятие о собственной территории, которую они заселяли, а также они старались расселиться на другие территории и поставить их под свой контроль. Одним из направлений экспансии были дунайские земли и Фракия. Представления о подконтрольной территории закреплялись договорами с Византией:

«Император Юстиниан отрядил к этим варварам послов, предлагая им всем поселиться на месте древнего города Туррис. Юстиниан обещал подарить им город и окружающую землю, всячески способствовать их расселению и заплатить им большие деньги за то, чтобы они на будущее стали его союзниками и всегда были бы заслоном для гуннов, жаждущих разорять державу ромеев».

 Управление союзом

Управление союзом осуществлял совет антов. Прокопий Кесарийский пишет: «Эти племена, славяне и анты, не управляются одним человеком, но издревле живут в народоправстве (демократии), и поэтому у них счастье и несчастье в жизни считается делом общим». В частности, в эпизоде с делом Хильбудия, автор рассказывает, о том как «собравшись, как сказано выше, анты заставили этого человека признать, как они хотели, что он — Хильбудий, римский военачальник». Таким образом, союзное вече обладало огромной властной силой над всеми антами. Веча собирались в особых местах. Например, у полян таким местом был Киев, где находился языческий храм. Принятое в Киеве решение было обязательным для всех «родов» полян. В летописи имеется упоминание о «градских старцах», которые принимали решения на городских вечах у полян и древлян в X веке.

Вместе с тем, в легенде о хазарской дани сказано, что в Киеве «поляне, посовещавшись, дали от дыма по мечу», что говорит об участии в вече не только родовой, но и военной знати. Иордан упоминает 70 антских «вельмож», Прокопий говорит о том, что анты, собравшиеся на совет, считали себя «хозяевами» Хильбудия, поэтому следует говорить о выделении из числа антов группы знати.

В число знати, безусловно, входили и князья. Иордан говорит о сыновьях князя Божа, следовательно, власть князей была наследственной. Князья выступали не только как главы родов и племен, но и как военные вожди. Некоторые князья обладали огромной властью, поэтому историки склонны считать, что во главе союза мог стоять один князь, такой как Бож. Менандр упоминает говоря о событиях 560-х — 580-х гг., антского вельможу Идара (Идарисий) и его сыновей Мезамира и Келагаста. Автор передает слова советника кагана из числа болгар о Мезамире: «Этот человек имеет великое влияние между антами и может сильно действовать против тех, которые хоть сколько-нибудь являются его врагами. Нужно убить его, а потом без всякого страха напасть на неприятельскую землю». Историки, в частности В. В. Мавродин, полагают, что Идар и его сыновья узурпировали власть веча, так как в условиях аварского нашествия роль военного вождя становилась более значимой, а «властители антские приведены были в бедственное положение и утратили свои надежды». В подтверждение этой версии приводятся находки тамгообразных знаков на вещах из драгоценных кладов антов VIVII вв. Эти знаки связывают также с появившимися позже знаками Рюриковичей (XXIII вв.).

Подобные претензии, видимо, высказывал и славянский вождь Мусокий (590-е гг.), которого славяне на своём языке именовали особым титулом. Историки сопоставляют Мусокия с «царем» волынян Маджаком, упомянутым Масуди: «Из этих племен одно имело прежде в древности власть над ними, его царя называли Маджак, а само племя называлось Валинана. Этому племени в древности подчинялись все прочие славянские племена; ибо (верховная) власть была у него, и прочие цари ему повиновались». Подбирая титул для подобного князя историки останавливаются на титуле «светлый князь», который упоминается в арабских источниках IXXIII веков, и в договоре Олега с Византией 911 года. Ибн-Русте объясняет этот титул так: «И упомянутый глава, которого они называют „главой глав“ (ра’ис ар-руаса), зовется у них „свиет-малик“». Таким образом, во второй половине VI века во главе антов пытались встать правители, считавшие себя «князьями князей».

 Социальная структура антского общества

«Пляшущий человек» в славянской рубашке, поясное украшение в «антском стиле», с. Мартыновка

Основной ячейкой общества у славян являлась община, называемая в летописи «род». Судя по характеру жилищ и поселений, община состояла из семей, которые включали лишь ближайших родственников. Семейные обычаи у разных племен различались. Упоминаемые византийцами семейные порядки, похожи на обычаи полян, описанные «Повестью временных лет». Это были патриархальные нравы, с «утренними дарами» за невесту и ритуальными убийствами жен на могиле мужа. Другие племена практиковали полигамный брак с пережитками матриархата. Основным занятием общинников было земледелие. Ремесло носило домашний характер.

Из общины выделяется слой воинов-профессионалов («вои»), которые в летнее время занимались военными набегами на Византию и другие территории с целью грабежа и захвата рабов. Воины объединялись в небольше отряды по несколько сот человек («дружины»), которые, соединяясь, могли образовывать армии до 1-2 тысяч человек. Во главе отрядов стояли вожди (князья и «воеводы»), обладавшие особым авторитетом («славой»), гибель которых во время боя повергала воинов в панику. Находок захоронений военной знати антов практически нет, однако имеются находки кладов с монетами, золотой и серебряной утварью, награбленной во время походов. Вооружение воинов было легким: щит с кожаным ремнем для ношения и копьё, а также стрелы с ядом и сулицы для метания. Доспехи упомянуты лишь однажды. Упоминаются также и мечи, но, надо полагать, они были оружием небольшой верхушки воинов и археологически не засвидетельствованы.

Фигурка славянского воина в «антском стиле», г. Велестино

Племенные ополчения могли достигать значительных размеров и использовались для защиты от набегов и при переселении на новые территории, а также во время похода 626 года на Константинополь, когда среди убитых были обнаружены и женщины. Анты считались сильнейшим славянским племенем. Антские воины служили в армии Византии, участвовали в морских походах на лодках-однодеревках.

У антов имелись рабы. Их численность иногда доходила до десятков и даже сотен тысяч. Основную массу рабов составляли пленные, другим источником рабства была купля-продажа. Среди рабов были как византийцы, так и славяне, однако ант у анта рабом быть не мог и освобождался, если таковой оказывался среди рабов, по прибытию на родину. Рабы были заняты в войне, домашнем хозяйстве и, как показывают исследования археологов, в ремесле. Главной целью порабощения соседей для антов было получение выкупа за пленных или их продажа. Такое рабство носило временный характер и через некоторое время раб становился «свободным», то есть членом общины.

Фигурка ящера с гуслями в «антском стиле», г. Велестино

В источниках отсутствуют упоминания о слое жрецов или волхвов, у антов археологи не обнаружили каких-либо крупных религиозных комплексов, на которых они могли проживать. Однако, этот слой, несомненно, существовал, но не выделялся из числа общинников, так как небольшие жертвенные ямы находились при селениях, местами культа были рощи, водоёмы, деревья и камни. Полянские жрецы отправляли культы и бросали жребий при необходимости избрания человеческих жертв. Во время неурожая и голода в жертву приносились младенцы и старики, в урожайные годы — пищевые продукты. Жрецы произносили молитвы, связанные с урожаем. Производились гадания. Главным божеством антов и полян был Перун.

Близким к жрецам был слой сказителей («песнотворцев»). Благодаря сообщению о венедах, которые были задержаны византийцами, можно сказать, что сказители уже тогда вели своё повествование под гусельный наигрыш и выделялись из числа общинников (были задержаны сразу несколько людей с «кифарами»), переходили с места на место и иногда выступали посредниками в переговорах между племенами.

Изображение семиструнных гусель имеется на фигурках антского типа из-под Велестино. До нас дошли сказания об антском времени: о князьях Бусе, Кие, об обрах, о хазарах.

С усложнением социальной структуры антского общества появляются протогородские поселения. К антскому времени относят возникновение Киева, имевшего значение религиозного и племенного центра. Пастырское городище (название города неизвестно) имело полиэтническое население. Здесь жили воины и ремесленники, которые производили гончарную посуду и украшения (фибулы, поясные наборы и пр.), распространявшиеся далеко за пределы города и антской земли. В антское время возникает и город Волынь на Западном Буге, известный как поселение воинов и центр племенного союза волынян. «Грады» ещё не имели роли торговых центров. Их население было непостоянным, включало князя, воинов, жрецов и рабов. Здесь проходили веча, религиозные праздники, пиры, а крепости служили для обороны.

Стилизованное изображение коня, поясное украшение в «антском стиле», с. Мартыновка

С отделением жителей «градов» от земледелия связаны зачатки государственных отношений. Место пребывания князя называлось в Киевской Руси «стол», а сбор дани — «кормление». Вероятно, это связано с первой формой эксплуатации, имевшей место у предков полян, когда община кормила князя и дружину. Этим можно объяснить, почему воины через некоторое время превращали своих рабов в общинников, компенсируя таким образом затраты труда.

По арабским сведениям и легендам из русской летописи славянская (полянская) знать занималась содержанием табунов и кожевенным ремеслом. Скот у славян выступал одной из форм меновых денег, а казна называлась «скотницей». Это позволяло знати накапливать свою собственность, как и драгоценную утварь и рабов, обзавестись собственным хозяйством. Также к антскому времени следует отнести появление раннегосударственного обычая — исключительного права князя на охоту в лесах его земли. Участие племенного ополчения из славян лесной зоны Поднепровья в осаде Константинополя в 626 году может говорить о появлении и натуральных повинностей населения в пользу военной знати.

 Раннеславянский быт

Потрясения, связанные с Великим переселением народов, начавшимся с гуннского вторжения во времена Германариха и Божа, отрицательно сказались на развитии материальной культуры славян, даже больше чем на германской или римской провинциальной. Так, в приписываемой славянам пражско-корчакской культуре практически полностью исчезает и уступает место лепной изготовленная на гончарном круге посуда (составляет от 1 до 15 % находок), бывшая характерной для предшествующих ей пшеворской и черняховской культур, предположительно также отчасти славянских.

Однако если родиной праславян считать не явно германскую пшеворскую и смешанную германско-сарматско-провинциально-римскую черняховскую культуру (готское государство Ойюм), а киевскую культуру (к северу от черняховской), а до неё, в 1-м тысячелетии до н. э. — вероятно, милоградскую, юхновскую и другие культуры (по видимому, с влиянием зарубинецкой), то никакого упадка и резкого изменения образа жизни, уровня технического развития и т. д. в пражско-корчаскской и пеньковской культурах не наблюдается.

Основой экономики было земледелие, среди возделываемых культур в разных регионах преобладала пшеница либо просо, выращивались также ячмень, рожь, овёс. Вторым главным занятием славян было разведение крупного рогатого скота, свиней, овец, кур и уток.

Населённые пункты были преимущественно не укреплённые, состоящие из 8-20 домов (до 92), в ряде регионов они располагались гнёздами на расстоянии 300−400 м. Гнёзда находились на удалении в несколько км. друг от друга. Жилища — полуземлянки, площадью 8-20 м², углублённые в землю на 0,5−1 м, с досчатым или обмазанным глиной полом. Стены — либо срубы, либо столбовые конструкции. Крыши двускатные с деревянным каркасом, крытым соломой. Неотъемлемой частью дома был очаг на западе славянских земель и печь на востоке. На севере, в области распространения славянской суковско-дзедзинской культуры, преобладали срубные полностью надземные постройки.

 Ранние направления экспансии

В V веке на юге своего ареала пшеворская культура сменяется пражско-корчакской, которая вначале ограничивалась верховьями Одера, Вислы и Днестра. Другая славянская археологическая культура — суковско-дзедзинская — занимала среднее течение Одера. С VI века появляется и третья — пеньковская культура — от среднего течения Днестра до среднего течения Днепра и даже Северского Донца. В. В. Седов приписывает её антам, но надо заметить, что многие исследователи не считают её славянской.

В VI веке пражско-корчакская культура продвигается на правобережье среднего Днепра. С этого времени можно уверенно считать эти земли населёнными славянами. В 530-х годах славяне начинают вытеснять с территории современной Чехии и верховий Эльбы остатки германского населения, окончательно заселяя эти места после ухода в 568 лангобардов из Моравии в Италию.

Обогнув Карпаты с юга, крупные массы славянского населения — носителей пражско-корчакской (склавинской) и пеньковской (антской) культур — проникают в VI веке в нижнее подунавье и междуречье Дуная и Днестра. Смешавшись с местным дако-романским населением, они образовали ипотешти-кындештскую культуру. Тут славяне столкнулись с Византийской империей и с этого времени непрерывно фигурируют в текстах византийских историков.

 Отношения с Византией

Одно из первых столкновений славян с Византией произошло в 493 году, когда полководец Юлиан был сражен в ночном сражении «скифским железом». Принято считать что «скифами» ромеи назвали народы, с которыми им пришлось встретиться впервые: болгар и славян. Ещё раньше, в 450460-х годах командующим армии во Фракии был «скиф» Анагаст. Это типичное антское имя с окончанием -гаст, то есть Византия уже тогда нанимала антов на службу. Любопытно, что Анагаст сыграл важную роль в изгнании гуннов из Дакии и Бессарабии, чем открыл дорогу славянскому движению к Дунаю.

Впоследствии привлечение славян в императорское войско только расширялось — Византия предпочитала подкупать варваров, а не сражаться с ними. Описывая кампанию Велизария в Италии, Прокопий Кесарийский сообщает об антских и склавинских конных отрядах (537), о склавинских воинах, искусных в маскировке и захвате «языков»[9], Агафий — об анте военном трибуне Дабрагасте, командовавшим небольшим флотом на Чёрном море и участвовавшим в персидской кампании, в ходе которой отличился воин из славян Сваруна.

К началу правления Юстиниана I (527) славяне уже освоились на северном берегу Дуная и начали постоянные набеги на византийские земли. Уже о 531 годе Прокопий Кесарийский в «Истории войн» пишет, что «гунны, анты и склавены уже много раз форсировали [Дунай] и наносили невосполнимый ущерб римлянам». В ответ Юстиниан назначил талантливого полководца Хильбудия (возможно, также анта) главнокомандующим во Фракии с инструкцией не позволить славянам пересекать Дунай. Тот организовал даже несколько карательных экспедиций за пределами империи, но погиб в 534.

Юстиниан попытался столкнуть антов и склавинов между собой, сделал антов союзниками, разместил их воинов в Тирасе около 544 и даже присоединил к своему титулу эпитет «Антский». Склавины, однако в 547552 совершают непрекращающиеся набеги на Фракию, достигают Далмации и Иллирии. В это же время они впервые остаются в пределах империи на зиму. В 558559 огромная орда болгар и склавинов под началом хана Забергана разорили Фракию и Македонию, прорвалась за Длинные Стены Константинополя и была отброшена лишь Велизарием. Примечательно, что славяне после этого произвели попытку напасть на столицу Византии с моря на плотах.

 Взаимоотношения с аварами и Византией в конце VI — начале VII веков

 Аварское нашествие, перемещение части антов на запад

В 558560 Северный Кавказ и восточное Приазовье подверглось нашествию авар под началом Байана (Баяна), принявшего титул кагана. Его вассалом признал себя Заберган. Византия решила использовать их против болгар и славян и заключила с Байаном союз. К 561 авары достигли страны антов, разорив их земли и приведя антских вельмож в отчаянье. Анты вступили в переговоры и отправили послом к кагану сына Идарисия и брата Келагаста Мезамира. Мезамир обладал огромным авторитетом среди антов и не чувствовал свой народ побеждённым, вёл себя гордо и надменно. По совету одного из болгар каган нарушил дипломатические правила и приказал убить посла. Преодолевая сопротивление славян, авары прорвались в Добруджу. Отношения кагана с Византией стали напряжёнными, с тыла ему угрожали непокорные анты, из-за чего он был вынужден двигаться дальше в Паннонию.

Под властью созданного каганата оказались в том числе многие племена славян. Воспоминания об этом времени сохранялись в народной памяти столетиями, о нём есть упоминание в Повести временных лет (XII век). Славянский компонент в населении Аварского каганата был столь велик, что Константин Багрянородный, Иоанн Эфесский, Монемвасийская хроника и др. раннесредневековые источники прямо отождествляют авар и славян.

Археологические данные свидетельствуют о том, что вместе с аварской миграционной волной в Паннонию переселилось большое количество антов. Это положение подтверждается материалами этнонимики: этноним хорваты имеет иранское происхождение и, следовательно, мог зародиться лишь в антской, но не склавинской, среде. Белые хорваты в прикарпатьи, хорваты в Чехии у Крконошских гор, хорваты в Силезии и на верхней Висле и, наконец, хорваты Балканского полуострова маркируют путь, который прошли древние хорваты-анты вместе с аварами. Иранские же корни имеет и этноним сербы, О. Н. Трубачёв возводит их к известным ещё Птолемею сербам, живущим к северу от Кавказа и западу от Волги, позже ославянившимся и увлечёнными аварами на запад.

 Аваро-славянское наступление на Византию

Славяне вошли в войско Аварского каганата, кроме того, многочисленные славянские племена продолжали действовать автономно.

Важной ролью славян в каганате было также кораблестроение. В 602 король лангобардов Агилульф по договорённости с каганом прислал опытных итальянских кораблестроителей в Далмацию, основав славянское морское дело, центром которого станет Дубровник. Славянские корабли-однодревки (моноксилы) использовались каганом при форсировании рек, при осаде Константинополя в 626 и др. операциях.

Отношения Византии, склавинов и каганата отличались непостоянством. Согласно Менандру в 578 Тиверий II просил кагана начать войну со склавинами. Каган ещё до этого отправил посольство к князю Давриту с требованием подчиниться. Даврит и его старейшины отвечали: «Родился ли на свете и согревается ли лучами солнца тот человек, который бы подчинил себе силу нашу? Не другие нашею землею, а мы чужою привыкли обладать. И в этом мы уверены, пока будут на свете война и мечи». После последовавшего скандала аварские послы были убиты. Поэтому когда Даврит отправился в поход на Византию, каган выступил против него.

Однако уже в 580 каган вместе с подвластными ему славянами атаковал византийский город Сирмий и взял его в 582. В 584 или 585 поддерживаемый и направляемый аварами (сами они к тому времени заключили мир с империей) Ардагаст напал на Византию, дошёл до Константинополя, но при отступлении был разбит у Адрианополя и лишился части добычи.

В 584 славяне впервые осаждают Фессалоники. В это время сообщается о переселении сотен тысяч славян в разорённую и обезлюдевшую Фракию. По данным археологии тогда же началось проникновение пражско-корчакской керамики на территорию Хорватии, а в сербское подунавье — ещё раньше.

В 590 году Маврикий согласился на унизительный мир с аварами, через год он закончил войну с Персией и получил возможность уладить дела на Балканах. К 592 он вытеснил славянские отряды за Дунай и разместил в Доростоле сильное войско Приска. Он пересёк Дунай, вторгся в земли Ардагаста и разбил его в ночном сражении. Вскоре Приск получил известия от своих агентов о приближении сильной армии славянского князя Мусокия. Византийцы, зная о путях движения неприятеля напали ночью на его лагерь, а Мусокия взяли в плен. После этого события аварский каган выразил протест по поводу вторжения в славянские земли, Приск был вынужден пойти на компромисс и отдать кагану часть пленных и трофеев, за что был смещён императором со своего поста и заменён братом Маврикия Петром. В 597 он атаковал славян, правителем которых был Пирогаст, победил его, но был разбит у реки Гелибакий. После этого Петр был вновь заменён на Приска.

 Славянское движение на восток

В восточных источниках имеются упоминания о том, что уже в VI веке славяне активно действовали на кавказском направлении. В частности, есть сведения о том, что персидский принц Джамасб, брат Хосрова I, бежал через Дербент в земли хазар и славян. В VII веке археологи отмечают проникновение антской культуры в Крым, что, видимо, связано с торговлей. В конце VII века часть восточнославянских племен оказывается в составе Хазарского каганата, а в 737 году 20 тысяч семей славян было взято в плен арабским полководцем Мерваном, продвинувшимся вглубь Хазарского каганата до Славянской реки, и переселено на Кавказ.

 Славянское движение на север

Славяне суковско-дзедзинской культуры заняли устье Эльбы на рубеже VI и VII столетий.

В V—начале VI века Мазурское поозерье (северо-восток Польши) и более восточные области (бассейн Немана, Западной Двины, верхнее Поволжье и верховье Оки) были заселены племенами балтов и остатками германского населения, сохранившимися с римских времён. Около 550600 Мазурского поозерья достигает волна переселенцев со среднего Дуная. В 575675 региона достигает вторая, более мощная волна славян и авар. Впрочем, многие из переселенцев были вскоре ассимилированы местными жителями.

 Конец истории антов

Фигурка в «антском стиле» конного воина в аварском шлеме и с саблей, г. Велестино

Закат истории антов нужно связать с распадом союза племен и появлением новых союзов и племен. Продвижение авар стало катализатором противоречий между вождями. Наибольшему разорению из племен, согласно летописи, подверглось племя дулебов, в западной части земель антов. Историки спорят, о каком из известных племен дулебов идет речь, но летописец уверенно помещает их на земле волынян. Претензии идаровичей на верховную власть потерпели неудачу, Мезамир, названный «хвастуном», был убит каганом, одновременно происходит возвышение на Нижнем Дунае таких вождей, как Даврит и Мусокий. Возникает так называемая «Держава Волынян».

Феофилакт Симокатта сообщает, что в конце правления императора Маврикия (582602) авары отправили сильное войско во главе с Апсихом на антов с приказанием истребить всё племя, потому что анты были в то время союзниками ромеев, его сообщение почти дословно повторяет Феофан под 602 годом. Чем закончился этот поход, источники умалчивают. Одни историки считают, что анты были полностью разгромлены, другие указывают на тот факт, что вскоре авары стали переправляться через Дунай, и отдают победу антам. Это упоминание антов считается последним, однако пеньковская культура просуществовала на протяжении всего VII века. Есть основания полагать, что анты выступали на стороне авар в 626 году во время осады Константинополя.

В «Повести временных лет» рассказывается о том, что после смерти легендарного князя Кия и его братьев между восточнославянскими племенами начались распри и установилась власть хазар. Киевляне добровольно дали хазарам дань мечами. Именно с этими событиями и нужно связать окончательный распад антской общности.

 Крах аварского могущества, апогей славянского давления на Византию

В 626 году авары, заручившись союзом персов, целый месяц находились под стенами Константинополя, но начали осаду лишь 29 июля, когда в ней смогли участвовать славяне, прибывшие с семьями на лодках-однодеревках. Эти славяне были одеты в доспехи, а своих погибших сжигали. В греческом оригинале русского и грузинского текстов, дошедщих до нас, говорилось о «князьях тавроскифов» или просто «скифах», а грузинский переводчик назвал их русскими. Историки склонны считать, что эти славяне прибыли с берегов Днепра. Осада оказалась неудачной и позже подобных акций не повторялось.

Как сообщается в хронике Фредегара, в 623627 Само возглавил восстание славян (лат. Sclavos, известных, как уточняет хроника, под именем венеды (лат. Winidos)) Моравии против аварского владычества. В том же году славяне прорываются на Крит. Неудачная осада Константинополя (626) окончательно подорвала силы каганата. В 630—640 признавать власть кагана (как и императора) отказались славяне Македонии, в это же время, возможно, добились независимости и хорваты.

В «Повести временных лет» сохранилась следующая характеристика авар (обров): «Были же эти обры велики телом, и умом горды, и Бог истребил их, умерли все, и не осталось ни одного обрина. И есть поговорка на Руси и доныне: „Погибли, как обры“, — их же нет ни племени, ни потомства».

К 658 славяне, живущие на берегах Вардара, установили контроль над частью побережья Эгейского моря и занялись пиратством, перехватывая византийские корабли, идущие из Фессалоник в Константинополь. Если в VI веке Славянской землёй называли лишь территории за Дунаем, то в VII это название распространялось и на центральные части Балканского полуострова. Патриарх Николай III (10841111) отмечал что «218 лет славяне хозяйничали в Греции, и римляне (то есть византийцы — прим. составителей) не смели вообще показываться на Пелопоннесе».

 Славяне в Малой Азии и на Ближнем Востоке

Волна славянской миграции на юге достигла Малой Азии. В 668 в районе Никомедии и Никеи расселились славяне из Солуни (сагудаты и гордо-серба). Славянское население зафиксировано во второй половине VII века в районе Антиохии — это были около 5000 воинов, служивших Византии, но перешедших на сторону арабов в 665.

В 688 император Юстиниан II решил восстановить свою власть над славянизированной Македонией и совершил поход в окрестности Солуни, покорив часть местных славянских племён. Чтобы ослабить славян на Балканах, он переселяет 30 000 славянских семей в Вифинию. Ему противостоит болгарский хан Аспарух, болгары становятся защитниками славянства на Балканах.[10] На обратном пути Аспарух атакует в одном из горных ущелий Фракии армию Юстиниана и побеждает его тем самым пресекая дальнейшие попытки переселения славян[11]. Славяне должны были выставлять империи вспомогательную кавалерию (около 30 000 солдат), приписанную к феме Опсикион. Славяне пользовались автономией, во главе у них стоял славянский же князь Небулос. Однако вскоре 7000 воинов и Небулос перешли на сторону арабов, вероятно, склонённые к этому славянами Сирии. Семьи дезертиров были уничтожены, автономия урезана: место князя занял византийский проконсул. Славяне в Вифинии жили как минимум до X века, упоминаются они и Константином Багрянородным.

Позже Юстиниану уже приходится употреблять славянскую помощь, когда под руководством Тервела объединенная армия болгар и славян помогает ему вернуть себе престол Византии.[11]

 Славяно-болгарское царство, этногенез болгар

Около 681 возникло Первое Болгарское царство, в состав которого вошли многие земли, населённые славянами, впоследствии ассимилировавшими пришельцев и сыгравшими основную роль в этногенезе болгар. Этот процесс прослеживается по образованию в VIII—IX веке единой археологической культуры на месте двух предшествующих. Окончательно завершившимся его можно считать к царствованию Крума (803814), который уже не делал в своих законах никаких различий по этническому признаку среди подданных, тогда же и в Византии термином болгары стали называть всё население Болгарии, не выделяя в нём тюркскую составляющую — первоначальных болгар. При Омуртаге (814831) была проведена административная реформа: вместо старых, дублирующих племенные ареалы, единиц были введены комитаты с совершенно новыми границами. Этот шаг завершил формирование единой болгарской этнической общности.

 Славяне в VIII веке

Европа к 1000 году.

В положении славян на Балканах наступает переломный момент. В 783 Византия провела победоносный поход Ставракия в Элладу и окрестности Фессалоник, в начале IX века будет захвачена вся Морея, но лишь в 940 жившие там милинги и эзериты окончательно покорены. В Греции славяне ассимилируются, но севернее сохраняют национальные особенности и в составе империи.

 Продвижение славян на восток

В начале VIII века на левобережье Днепра складывается роменская культура, которую связывают с продвижением сюда с нижнего подунавья больших масс славянского населения. В 750775 в верхнем Поднепровье формируется культура смоленских длинных курганов. В Приильменьи и Приволховье славяне появляются в 750800 годах, в Ладоге их присутствие прослеживается с 770 года (время II строительного яруса по Кузьмину-Мачинской).

Славяне, занявшие в VIII веке территории от Подунавья до Балтики, создали единое языковое и культурное пространство, что явилось предпосылкой формирования торгового пути из варяг в греки, сыгравшего важную роль в экономическом развитии региона и образовании русского государства. Уже во второй половине века археологически доказано ведение торговли между славянами в меридиональном направлении. В начале IX века завязываются торговые связи славян с соседними странами, позже путь включается в общеевропейскую транспортную систему.