Мани, мани, мани! Деньги становятся смыслом нашей жизни.
"Деньги" - средство обращения, мера стоимости и средство сбережения. (БСЭ).На определенном историческом этапе стихийно выделились во всеобщий эквивалент в мире и ныне влавствуют на всей земле.
Отношение к деньгам в нашем многострадальном государстве выглядело по разному в различные истоические отрезки развития, были времена, когда их не было вообще. В недавние времена деньги в силу особенного государственного устройства не играли определяющую роль в обществе и на ряду с ними у людей имелись другие стимулы и ценности. Для удовлетворения физиологических и духовных потребностей человеку много чего нужно, гораздо больше, чем он себе представляет. Большинство насущих потребностей при социализме удовлетворялось на безденежной основе, проще говоря бесплатно. Нет нужды перечислять государственные услуги, которые оказывались населению безвозмездно, начиная от коммунальных и кончая образованием и отдыхом. Советский человек не знал такого понятия, как налог на транспорт и дороги. Но это так, к слову. "Советскому человеку доступно все!" - лозунг КППС. Или почти все поправим мы. Шагнув из одной исторической формации в другую, мы неожиданно оказались не готовыми к новой реалии. А вроде бы должны были. Оказалось, что в свободном мире за все надо платить и много. Бесплатным оказался только воздух, дождь и солнце. Даже за снег приходится платить. Смешные копейки, которые платили государству за свет и газ, превратились в солидные суммы, медицинские услуги стали платными и за обучение тоже приходится выкладывать денежки. Все бы это ничего. Капитализм он и есть капитализм. Общество равных возможностей. Тем более, что стартанули советские люди в свободное капиталистическое общество, основнное на рыночных отношениях вообщем-то на равных условиях. Но масс-старт быстро превратился в гонку преследования, выражаясь спортивной терминологией. Уже скоро появились понятия: доступные цены, доступное жилье, доступный отдых, доступное образование, лечение, развлечение и так далее. Ну и в противоположность им появились категории недоступности. Не по национальному признаку или вероисповеданию а по имущественному положению. Недоступность, вот что сегодня раздражает, огорчает, обижает и злит. Ну и унижает конечно. Большинство сограждан оказались лишенными гарантированого социального обеспечения, вместо этого появились такие категории, как минимальная оплата труда, прожиточный минимум, размер потребительской корзины, уровень бедности. Пропуском из зоны недоступности в зону доступности стали деньги, и чем и больше, тем больше мы можем получить благ. Это раньше мы говорили: "Не вденьгах счастье","Не хлебом единым сыт человек", презирали людей гонявшихся за "длинным рублем" , говорили, дескать деньги хороший слуга, но плохой хозяин. Но теперь отношение к деньгам меняется и горе тому у кого их нет, особенно в нужный момент. Спору нет. Денежки можно заработать, но у большинства россиян это не очень получается, примерно как в песенке: "Бьюсь, как рыба, но денег не надыбал".
При изобилии всяческих благ на потребительском рынке половина населения вообще лишена каких-либо возможностей удовлетворить свои, даже очень скромные потребности. А 10% населения пресыжены жизненными благами.
Объем дензнаков в стране имеет ограниченное количество в соответствии с балансом финансовой системы. Если бы количество денег в обращении разделить поровну, то каждый из россиян стал бы вполне обеспеченным человеком, но это не реально. Увеличение пенсий и зарплат приведет к такому же росту стоимости товаров и услуг. Что ж заработать денег честным трудом не получается, значит следует искать другие способы их получения. И ищут. Кто поборами увлекается, кто рэкетом, ворвством, мошенничеством, грабежами и прочими деяниями, за которые судят. Денежная озабоченность приводит к скандалам в семье, ссорам с друзьями, коллегами, родственниками. Идет жесткая борьба за каждый рубль, ибо это борьба за сущевствование. Нет патриотизма, национальной идеи и не будет, так как эти понятия не дают хлеба.
Что делать? А ничего. Жить. Изворачиваться и жить. Поменять коренным образом уже ничего не получится. Мы пришли в другой мир. Плохой он или хороший не важно. Он другой, для тех, кто родился до 1991 года. Это также, как конкретный человек попал в чужое племя, монастырь или тюрьму. Изменить порядок вещей не возможно, он объективен и изменению не подлежит, пока это племя, монастырь или тюрьма. Беда в том, что мы опять оказались не готовыми к новой жизни, также, как в 1917 году. Только хуже. В этом мире нет места романтике, здесь жесткие правила денег, для котрых ваше мнение о их сути ничего не значит. Художники, артисты, политики, изобретатели, писатели и те стемятся заработать, а что уж говорить о нас, грешных. С каждым годом необходимость в деньгах будет расти и другого пути, как научится их зарабатывать и экономить нет.
Так получилось, что мы первые в новом российском мире и именно нам, ныне живущим приходится страдать. Далее будет легче. Привыкнут наши дети, внуки. Они найдут механизм управления , при котором будет больше справедливости , отыщут способы, как переспределить богатства, как заставить богатых делится с бедными. По другому не получится. Я далек от мысли, что большинство россиян не способны к труду, не способны зарабатывать. Это не так. Как не удивительно это прозвучит, но я утверждаю, что им просто негде это сделать, Не на устаревших же морально и физически производственных мощностях из которых олигархи выжимают последние соки. К чему я это все? Да к тому, что всякие призывы к национальному самосознанию со стороны властей, думцев, общественников не находят в наших сердцах более ответа. Да мы стали сухие, прагматичные, желчные, недоверчивые, несострадательные, забываем классиков, обращаемся к колдуам и памяти тиранов. Но кто нас такими сделал. Деньги или точнее их отсутствие. Но много ли мы знаем благородных, отзывшивых и щедрых богачей?
Комментарии