Разделение российских социал-демократов на большевиков и меньшевиков-точка невозврата

Раскол РСДРП (Российская социал-демократическая рабочая партия) на большевиков и меньшевиков произошел на II съезде РСДРП (июль 1903 года, Брюссель — Лондон). Тогда при выборах центральных органов партии сторонники Ю. О. Мартова оказались в меньшинстве, а сторонники В. И. Ленина — в большинстве. Большевики держали курс на гегемонию пролетариата в приближавшейся революции. Ленин хотел создать сплочённую, боевую, чётко организованную, дисциплинированную пролетарскую партию, являющуюся авангардом рабочего класса. Таким образом большевики стремились создать партию профессиональных революционеров, меньшевики же опасались криминализации партии. Мартовцы стояли за более свободную ассоциацию, ориентировались на либеральную буржуазию. История показала, что опасения меньшевиков полностью оправдались, ибо "авангард рабочего класса" сразу же превратился в не подконтрольную, жестокую, стоящую над государством касту, которая отдалилась от народа вообще и пролетариата в частности и развязала невиданный террор.

В отличие от большевиков, называвших себя так (официально с 1917 года) вплоть до XIX съезда ВКП , слово «меньшевик» (использовано Лениным в статьях 1905 г.) всегда было неформальным — партия всегда именовала себя социал-демократической. Меньшевики не выступали за установление пролетарской диктатуры в предстоящей революции, не знамениты такими историческими личностями как В. И. Ленин и И. В. Сталин (Л. Д. Троцкий стал играть крупную историческую роль, когда стал большевиком, ибо первоначально был меньшевиком, стремясь привлечь в партию больше членов), но их идейный и теоретический уровень, как правило, был выше большевистского.  Меньшевики считали, что пролетариат должен действовать в коалиции с либеральной буржуазией против самодержавия в России.

 В 1905-1907 годах меньшевики принимали активное участие в руководстве массовым рабочим движением, Советами рабочих депутатов, в деятельности Государственной думы, профсоюзов а также участвовали в вооруженной борьбе с властями. После поражения революции 1905 года часть меньшевиков решила навсегда порвать с подпольной работой, получив название «ликвидаторов», то есть людей, готовых ликвидировать старую нелегальную социал-демократическую партию.  Против «ликвидаторов» выступали группы меньшевиков, получившие название «меньшевиков-партийцев», которые требовали любой ценой сохранить нелегальную социал-демократическую партию (их лидером стал Плеханов). 

25 октября 1917 г. ЦК РСДРП принял резолюцию, объявляющую «захват власти большевиками путем военного заговора насилием над волей демократии и узурпацией прав народа». В качестве основной задачи момента выдвигалось «сплоченность всех пролетарских и демократических сил для предотвращения погрома революции или полного торжества анархии и противодействия натиску контрреволюции». 31 октября ЦК РСДРП постановил «принять участие в попытке организовать однородную власть, включающую в себя социалистические партии от народных социалистов до большевиков».

В апреле 1918 года ЦK РСДРП постановил: принимая во внимание, что в настоящее время партия «является единственной всероссийской массовой социал-демократической рабочей партией» и что «именно она все больше и больше охватывает все рабочие организации, стоящие на почве социал-демократии», именовать её Российской социал-демократической рабочей партией, без дополнений типа "меньшевиков".

14 июня 1918 года ВЦИК (Всеросси́йский Центра́льный Исполни́тельный Комите́т ), обвинив эсеров и меньшевиков «в организации вооруженных выступлений против Рабочих и крестьян в союзе с явными контрреволюционерами» постановил исключить их из Советов всех уровней.

В Петрограде и Москве прошли массовые аресты участников движения.  В августе 1918 года ЦК РСДРП официально объявил о недопустимости участия членов партии в вооруженных выступлениях против Советской власти, равно как и в антибольшевистских правительствах. 30 ноября 1918 года ВЦИК отменил свое решение от 14 июня в отношении меньшевиков, исходя из того, что «эта партия, по крайней мере, в лице ее руководящего центра, ныне отказалась от союза (коалиции) с буржуазными партиями и группами, как российскими, так и иностранными». Но в конце марта 1919 года началась новая волна арестов меньшевиков. Специальное постановление, принятое политбюро ЦК РКП(б) в мае 1920 г., положило конец надеждам на возобновление легальной меньшевистской печати. В следующем месяце политбюро обязало всех наркомов высылать в провинцию меньшевиков, «работающих в комиссариатах и сколько-нибудь способных играть политическую роль». Месяцем позже ВЧК получила поручение «разработать план расселения меньшевистских политических вождей для их политического обезврежения». Занятие Киева Красной Армией повлекло за собой суд над членами киевского комитета РСДРП, которых обвиняли в сотрудничестве с Деникиным, после занятия Одессы последовал поголовный арест одесских членов РСДРП.

Новую волну репрессий вызвали успехи меньшевиков на выборах в Советы в 1920 г. — так почти поголовно оказались под арестом члены партийной организации Харькова. Постановление политбюро РКП(б) «О меньшевиках», принятое в декабре 1921 года, предписывало «политической деятельности их не допускать, обратив сугубое внимание на искоренение их влияния в промышленных центрах. Самых активных высылать в административном порядке в не пролетарские центры, лишив их права занимать выборные должности, вообще должности, связанные с общением с широкими массами». Через месяц, вернувшись к этому вопросу, политбюро решило: «Репрессии против меньшевиков усилить и поручить нашим судам усилить их».

После арестов второй половины 1922 г. РСДРП как общероссийская организация фактически перестала существовать. Уцелевшие организации ограничивались редкими и узкими по составу конспиративными совещаниями. На совещании местных организаций РСДРП в октябре 1922 года было решено перейти на нелегальное положение. К концу 1923 г. организации меньшевиков действовали лишь в восьми городах. Последние из них были разгромлены в 1924—1925 годах.

Весной 1931 года в Москве были преданы суду 14 человек из якобы существовавшего «Союзного бюро ЦК меньшевиков». С 1 по 9 марта 1931 года они выслушали набор стандартных обвинений: от развала советской экономики до установления связи с правительствами империалистических держав. Во время «большого террора» 1936—1938 годов множество бывших меньшевиков было расстреляно. Тем не менее некоторым меньшевикам, официально сменившим убеждения, удалось выжить и даже достичь значительных должностей.

 

Выводы 

Решительно отколовшись от социал-демократов-ревизионистов, революционные марксисты России так же отмежевались от умеренных меньшевиков, назвав себя "большевиками". Плюрализм был глубоко чужд Ленину, Троцкому и их соратникам. Обещание "демократии для громадного большинства" оказалось изначально лживым. "Авангард рабочего класса" очень быстро превратился в закрытую касту, где не терпелось никакого инакомыслия: несогласные изгонялись, а потом подвергались репрессиям вплоть до уничтожения. Таким образом безумная жестокость коммунистов России проявилась сразу после Октябрьской революции как основа их мировоззрения и потому не может быть объяснена "перегибами" и "культами личности".