Где бы выжить: в СССР или нынешней России?

На модерации Отложенный

Я аж застыла со своей яичницей, сбитая, как птичка на лету. Оп-па! Ничего себе вопросик!

- По телевизору, как нарочно, шла старая хроника про полет Гагарина. На лицах людей сиял какой-то нездешний энтузиазм, в тоне речей (слова мне из кухни было слышно плохо) звучала горделивая уверенность, что страна в этот звездный час утерла всем нос. Я подумала, что если бы сейчас наш космонавт высаживался на Марс, мы наверняка бурчали бы совсем другое:

- А вот интересно, сколько денег угрохали на этот полет? Небось пол-России могли б дорогами застроить!

- Ага, наверняка еще и украли половину!

Как-то трудно стало представить, что на Марс можно лететь за чем-то иным, кроме отмыва бабла…

- Тут в кинохронике прозвучали отрезвляющие слова про заботу коммунистической партии – их, наверное, оставили для экзотики… И морок подразвеялся. Не всегда мы были так бодры, веселы, как показывают в старых фильмах. И еще несколько лет назад я бы ответила сыну сходу. Жить в СССР мне не нравилось. Не географически, а идеологически. Меня тошнило от плакатов с тупыми призывами «Слава КПСС!», заплатами покрывавших все здания на улицах. Теперь, правда, на тех же домах висят растяжки рекламы. Бесили тупые комсомольские собрания, сюрреалистические политинформации по утрам, где серьезно рассказывали про величие впавшего в маразм вождя и при этом запрещали читать и смотреть хоть что-то кроме соцреализма. Меня доставало, что отовсюду – из телика, радио, газет – неслись бодрые рапорты о небывалых успехах нашей промышленности и сельского хозяйства. А в магазинах народ давился в очередях за сыром и колбасой, и на мебель надо было неделями отмечаться в магазине. Да мало ли еще было ужасной дури, затхлости и вранья.

- Зато тогда у нас БЫЛО сельское хозяйство и промышленность. А сейчас – одна нефтяная труба!

- Зато дети играли на улице допоздна, и никому в голову не приходило бояться извращенцев и маньяков!

- Зато на зарплату учительницы моя мама подняла меня и брата, и жили мы хорошо – и в пионерлагеря ездили, и в театры-кино ходили. Сейчас бы мы в такой ситуации просто нищенствовали!

Я вспомнила эти слова разных моих друзей, которые все чаще вдруг стали с ноющим беспокойством вглядываться в недавнее прошлое: когда же было лучше?

Я знаю многих, кто уверенно говорит: в СССР. Группа «Ундервуд» даже клип на эту тему сняла под названием: «Очень хочется в СССР». Там под приятную музыку перечисляются радости прежней жизни. Только лукавят ребята- авторы: сквозь пионерско-комсомольские значки они манят нас не красотами жизни в СССР, а радостями нашего детства и молодости: елочными игрушками, теплым родительским домом, синей юбочкой одноклассницы (ну это для мальчишек).



СССР к этому отношения не имеет.

- Много бы я отдал, чтобы сесть сейчас в свой старый «жигуленок» и помчаться ( а тогда казалось, что «жигуленок именно мчится!) по улице, сигналя по дороге симпатичным девушкам! – вздыхал один мой знакомый.

-Так помчись на своем мерсе?

- Не-ет, драйв не тот! Тогда я был молодой…

Что такое это вдруг ставшее модным даже в среде бывших борцов с тоталитарным режимом скучание по СССР? Тоска по сильной стране или по собственной молодости, когда краски ярче, смех звонче и кровь горячее?

Я стала прикидывать. Если брать сторону материальную, то нашей семье при нынешних временах жить стало лучше.

А далекой родне в провинции – хуже, они даже в Москву теперь не могут прилететь – дорого.

Я схватилась за телефон и позвонила родителям- пенсионерам.

- Конечно, сейчас лучше! – огорошила меня мама. – Ты что, забыла, как везла нам из Москвы во Владивосток сосиски? А поездки за границу? Надо было пройти три собеседования, чтобы тебе разрешили посмотреть на другую жизнь: боялись, что при виде магазинов люди могут сойти с ума.

-Так ведь ты и сейчас за границу не ездишь!

- Зато вы ездите!

- Папа сказал:

- На мой морской глаз: 50 на 50. Но мы что, главное – вы..

Я поняла, что для родителей то время хорошее, когда их детям хорошо.

- Раньше была цель. И общество хотя бы делало вид, что к ней идет, - говорил мне приятель, прежде бывший комсомольским секретарем, а теперь вполне успешно торгующий стройматериалами.

- Это ты про мозоливший глаза призыв ворошиловского стрелка: " наша цель - коммунизм?"

--Да хоть бы и так. Никто в это не верил, но было ощущение, что мы все вместе куда-то движемся. А сейчас голова идет в одну сторону, а ноги - в другую...

Подружка Саша только успела мне выкрикнуть: - Дура! Конечно, сейчас жить интереснее!"«, как на кухне появился сын в куртке.

- Ну так что, мама? – спросил он, направляясь к двери. Передача про Гагарина к тому времени закончилась и по телеку шли новости: полиция накрыла очередное подпольное казино, спецслужбы выясняют, кто стоит за терактом в Минске…

- Ну когда молодой, везде хорошо , - дипломатично сказала я. – Хоть ты в СССР, хоть ты в нынешней России. Хотя вот знаешь…

Но сын уже убежал, не дослушав, да и не очень заморачиваясь с ответом на этот не принципиальный для него вопрос. Где тот СССР, что это за зверь?

А я так и осталась в раздумьях… Что скажете?