Какое дело рублю до американских выборов
Несмертельная высота
Нам уже давно говорили: если курс доллара поднимется до 100 рублей, то это будет свидетельством полного финансового краха России. Не будет, уверяем вас. То, что вполне могло случиться ещё шесть лет назад, вряд ли произойдёт и теперь. Хотя почти ничего этому уже не мешает. Даже пресловутая политическая воля.
Психологическая готовность населения к рекордному валютному курсу сегодня велика, как никогда. И это, между прочим, наш шанс на окончательное выздоровление. Нет, не от пандемии и связанной с ней истерии. Хотя на второй волне проклятого SARS-CoV-2 мы держимся ещё лучше, чем на первой.
Во всяком случае, по сравнению с другими (даже с китайцами), которые просто умеют всё скрыть так, что другим мало не покажется. И работают, работают, работают... Правда, не совсем понятно на кого: американский потребительский рынок долго на долларовой подпитке не продержится.
Это, кстати, ещё один наш шанс – в конце концов, даже доллары нельзя до бесконечности печатать или же выпускать одним кликом электронной мышки. Нельзя, но пока у американского Федерального резерва неплохо получается. И, кстати, без образования пузырей, которые в 2008 году едва не загнали весь мир в глобальный кризис покруче Великой депрессии.
Считается, что ФРС США куда больше благоволит демократам, всегда делавшим ставку на финансовые структуры. Но и с «покровителем реальных производств» бывшим строительным магнатом Дональдом Трампом (как показали четыре года его правления) дела у Федрезерва сладились во многом даже лучше, чем с его не белым демократическим предшественником.
Но не только поэтому авторам безумно интересно, насколько откатится доллар уже после выбора между Байденом и Трампом. Причём точно вне зависимости от того, кто из них победит. Слишком уж важен тренд, который будет задан победителем сразу. Примерно, как первое впечатление от незнакомого человека.
Выбор между «плохо» и «очень плохо» – это ведь даже не выбор из двух зол в пользу меньшего. Тем более, что вместо «очень плохо» всем пока что видится «хуже некуда». Да не сомневайтесь – есть куда. Уж мы-то в России это знаем едва ли не лучше всех остальных.
Если нефть перестанет дешеветь
Однако реальность первых ноябрьских дней – это провал рубля. По этому поводу все кивают на США, забывая про нефть, которая начала проседать в цене с важнейшей отметки в 40 долларов за баррель ещё на позапрошлой неделе.
А у нас в России мало кого волновало очередное повышение цен на бензин, хотя этот звоночек (в плане ценовой стабильности) в целом даже опаснее нефтяного. За бензином же потянутся все потребительские цены, а на старых запасах при новых курсах и бензиновых ценниках долго не протянешь.
Надежды на восстановление рубля, пусть весьма мизерные, ещё есть. Ведь ослабление доллара США, практически неизбежное в ближайшей перспективе – фактор более сильный, чем даже всемирный карантин. Который, правда, реально коснётся в основном Европы и ещё нескольких (близких к ней по культуре и менталитету публики) стран.
К тому же, нефть уже начала отыгрывать последние потери, так как кто-то из крупных покупателей (скорее всего связанных с Китаем) решил срочно воспользоваться удачной конъюнктурой и пополнить свои запасы. Результатом стал рост котировок «чёрного золота» сорта Brent с минимальной за эту осень отметки 35,76 доллара за баррель до 36,77 доллара.
Тот факт, что рублю это не помогло, необходимо рассматривать с продолжением – пока.
Уже во вторник надо ждать укрепления российской валюты, причём весьма заметного. Помимо нефтяного фактора в пользу рубля должен сыграть и фактор «дня тишины» в США, а также вполне предсказуемое вмешательство в торги нашего Центрального банка.
Иначе главу ЦБ РФ не поймут ни граждане, ни те, кто всецело и всегда без оговорок поддерживал и всё ещё поддерживает госпожу Набиуллину. А то, что в эти дни СМИ нарочито активно заговорили, что тучи явно сгустились над её коллегой по финансово-экономическому блоку правительства – министром финансов Антоном Силуановым, ни о чём не говорит, разумеется. Но это же тоже пока...
От Кремля, как от винта...
Представители финансового блока в очередной раз, после неожиданного, но, честно говоря, многими предсказанного отката рубля, предпочитают не спешить с комментариями. Будем надеяться, что они сумеют вовремя ответить на рублёвый спад действиями.
Большинство же экспертов ничуть не сомневаются, что в активы стран с развивающейся экономикой (читай: такие как рублёвые) инвесторы вернутся, как только всё станет понятно с хозяином Белого дома. Однако стоит познакомиться хотя бы вот с таким пассажем преподавателя президентской РАНХиГС Владислава Гинько, чтобы усомниться в хороших перспективах рубля.
Стоит ожидать, что после выборов курсы доллара и евро не будут демонстрировать такой рост, который мы наблюдали за последнюю неделю.
Получается: «не будут демонстрировать такой» значит «покажут другой».
Гинько же продолжил:
Потенциал роста курсов доллара и евро подходит к концу. Логика инвесторов заключается в том, что они не могут очень долго двигаться в одном направлении, то есть только повышать курс доллара и евро и снижать стоимость рубля. В какой-то момент они стремятся зафиксировать прибыль и начинают покупать рубль.
Только не совсем понятно, если ждём покупок рубля в будущем, почему и зачем так заспешил с выступлением по поводу рублёвого курса пресс-секретарь главы государства Дмитрий Песков, обычно больше сосредоточенный на политической тематике.
А тут вдруг и рассуждения о макростабильности, волатильности и о психологических отметках – всё как у сотрудников ЦБ и Минфина или же у биржевых брокеров. Знак совершенно явно нехороший, но в каком-то смысле и очень важный – похоже, указанным ведомствам решено сразу напомнить, что надо и что-то делать.
К тому же, и что-то более внятное, чем дежурные ссылки на американские выборы, сказать тоже пора. Не просто так же Дмитрий Песков отметил «усилия ЦБ». Но вообще-то и дальше наш «связной с президентом» продолжал говорить не совсем характерным для него слогом. Тут вам и пассаж про все мировые валюты, которые «находятся под давлением различных факторов», и второй заход на макростабильность, которая будто бы «обеспечивается и поддерживается».
Но это же пока ни проверить, ни реально почувствовать как-то не удаётся. Другое дело, что цены пока ещё не успели зашкалить, но это, извините, не совсем макростабильность. С таким рублём, до которого ЦБ с Мифнином нас довели, цены-то могут подскочить просто в одночасье. Как только старые запасы на складах кончаться станут. Или ещё раньше.
Бюджетное равновесие, внешнеэкономический баланс, состояние резервов, наконец, покупательная способность граждан – с этим у нас что, действительно полный порядок? Что называется, «будем посмотреть».
Комментарии