Кто был единственным королём Руси

На модерации Отложенный

 

 

Испокон веков так повелось: у нас цари, у них — короли. Но почему русских правителей называли царями? Кто был первым и последним царем-батюшкой? И правда ли, что русскими все-таки правили короли?

Приятно познакомиться! Царь!

В этимологическом словаре Макса Фасмера указано, что «царь» восходит к древнерусскому «цѣсарь» (от латинского cаеsаr). Нетрудно догадаться, что слово является аналогией имени первого римского монарха — Гая Юлия Цезаря.

А вот семантика титула «короля» связана с именем другого правителя — короля франков Карла Великого. Такую версию происхождения приводит и Г. Крылов, и Н. Шанский в своих этимологических словарях. Макс Фасмер не исключает, но считает менее вероятными другие варианты происхождения «короля» — от славянского «карати» (наказывать) или прагерманского «karlja, karlaz» (свободный человек).

Хотя «царь» имеет западные корни, употребляется слово исключительно в качестве титула славянских монархов. Интересно, что к латинскому «cаеsаr» этимологически близко и «кайзер» (титул немецких правителей), и русский «князь» (от германоязычного konungr — вождь, которое, в свою очередь, восходит к «королю»).

 

Получается, что русские князья должны были именоваться королями. Но как же получилось, что правители Руси стали называть себя царями?

От Грозного до Петра

Те, кто внимательно слушал на школьных уроках истории, знают, что первым русским царем стал Иван Грозный. Такие авторитетные историки, как Н. Костомаров, Р. Скрынников и В. Кобрин полагают, что инициатива называться царем не могла исходить от 16-летнего Ивана. Вероятнее всего, идею подсказал ему могущественный митрополит Макарий. В. Ключевский не согласен: Иван Васильевич вполне мог самостоятельно «додуматься до царства», что стало полной неожиданностью для боярства.

Но почему Грозный выбрал титул царя, а не короля или кайзера, которые по семантике были ближе к княжескому титулу русского правителя? Дело в том, что для православных образцом всегда была Византия с ее «боговенчанными правителями-царями».

Грозный лишь желал подкрепить авторитет Москвы как наследницы царь-града Константинополя — колыбели православия. Как наследник Восточной Римской империи, Грозный взял традиционный византийский титул «царь», да и само венчание на царство было максимально приближено к византийской традиции.

Справедливости ради скажем, что обряд венчания на царство появился еще в 1498 году, когда Иван III венчал своего внука и наследника Дмитрия Ивановича. Но вплоть до Ивана Грозного использовался титул «государь и великий князь всея Руси», а не царь.

 

Последним русским царем стал Петр Первый. Чтобы дополнительно подкрепить свой авторитет в Европе, он решил в 1721 году именоваться Императором Всероссийским. Императорами изначально называли себя начальники римских легионов, и только со времен правления Августа (27—14 гг. до н. э.) титул императора, исторически связанный с Римом, стал употребляться в монархическом значении. Но петровская смена монархического титула не помешала народу и в дальнейшем называть всех правителей царями, тем более что до 1917 года и «царь», и «князь» входили в большой титул Всероссийских императоров.

Первый из царей — не русский

Первым славянским царем стал не русский правитель, а болгарский. Таким титулом наградил себя Симеон Великий. Его правление называли Золотым веком болгарского государства. Именно Симеон превратил Болгарию в самую могущественную державу на Балканах и во всей Восточной Европе. В августе 913 года Симеон заменил титул «князь» на «царь», а затем вынудил Византию признать «новоиспеченный» царский титул.

Единственный русский король

По традиции европейских королей, начиная с Карла Великого, короновали Папы Римские, но за всю многовековую историю Руси лишь один правитель получил титул короля из рук верховного правителя Католической Церкви.

В 1253 году Папа Римский Иннокентий IV в обмен на католизацию наделил титулом «король Руси» правителя Галицко-Волынского княжества Даниила Романовича Галицкого. Внук Даниила Романовича Юрий Львович также оставил «короля» в своем титуле, что подтверждает его печать с оттиском на аверсе «Rex Russiae» (праиндоевропейское — король Руси).