Почему на Западе нашу родимую трёхлинейку называют «винтовка Нагана-Мосина»?

16 апреля 1891 года Россия, впервые за свою историю принимает на вооружение многозарядную винтовку. Чудо техники того времени. Подумать только, пара секунд — выстрел, пара секунд — выстрел. Невиданно. Мало того, винтовка оказалась надёжна и проста, что в сочетании с высокой мощностью сделало русскую трёхлинейную винтовку одной из лучших в мире на долгие годы.

 

Речь идёт о нашей с вами родной винтовке Мосина. Однако на Западе, как это всегда было, наводят тень на плетень и приписывают создание винтовки одновременно Нагану и Мосину. Странно конечно, кто-нибудь из вас слышал, что нашу родимую винтовку Мосина создал Наган?

Вот мы с вами, дорогие читатели, сейчас и разберёмся, кто же на самом деле создатель знаменитой винтовки.

 
Ноу-хау многозарядной винтовки это так называемый «магазин» на несколько патронов.
 

Ноу-хау многозарядной винтовки это так называемый «магазин» на несколько патронов.

 

 

В 1878 году российская армия одерживает очередную победу над Османской империей. Уже тогда турки применили против российской армии уникальное оружие — многозарядную винтовку. Это был американский винчестер образца 1866 года. На один выстрел русского приходилось несколько турецких. И тут сразу возникает вопрос. Турки стреляли несколько быстрее, то есть имели преимущество в бою, при этом проиграв войну. А это значит, что исход боя не всегда зависит от качества вооружения.

Но тем не менее, военное руководство России поняло, что отставать нельзя и необходимо модернизировать армию, оснастив её многозарядным оружием. К этому времени многозарядная винтовка, на самом деле, не была чем-то диковинным, уже выпускалась в мире, да и России подобное оружие было известно. Российские оружейники предложили армии несколько образцов, но все они были отвергнуты как дорогие в производстве или ненадёжные для военно-полевых условий. Западные компании также предлагали свои образцы, но также были отклонены.

К 1890 году осталось только два конкурента-оружейника, которые заинтересовали российское военное руководство: бельгийский оружейник Леон Наган и российский оружейник Сергей Мосин.

Обе представленные к финальному испытанию винтовки имели калибр три линии, то есть 7,62 мм.

В результате испытаний выяснилось, что механизм винтовки Мосина проще и дешевле в производстве. Кроме того, Мосин устранил серьёзный дефект всех многозарядных винтовок, когда магазин подавал сразу два патрона вместо одного. Мосин изобрёл деталь, которую назвал «отсечка-отражатель». Новая деталь не только устраняла дефект подачи сразу двух патронов, но и выбрасывала стреляную гильзу. С новой деталью магазин винтовки Мосина стал работать идеально.

Четыре роты солдат отстреливали обе винтовки, сравнивая их в скорострельности, точности и мощности в разных условиях. Выяснилось, что обе винтовки практически идентичны по своим характеристикам. В отчёте всех рот, проводивших испытания, сделан вывод, что характеристики обеих винтовок одинаковы, но винтовка Мосина заклинивает чаще. Одна из рот в своём отчете однако указала, что винтовка Мосина проще в обслуживании. Винтовка Нагана дала почти шестьсот осечек, а винтовка Мосина лишь двести семнадцать. Как итог, солдаты отдали предпочтение винтовке Нагана.

А вот теперь начинается самое интересное, господа.

Состоялось итоговое заседание комиссии и в результате голосования с перевесом в три голоса был сделан выбор в пользу винтовки Нагана. Здесь в заседание вмешался некто генерал-лейтенант Владимир Чебышёв. Он указал на главное преимущество винтовки Мосина, — простота в производстве, а значит производить винтовку Мосина будет дешевле. К тому же винтовку Нагана нельзя было разобрать без отвёртки. Чебышёв предложил дать Сергею Мосину время и ресурсы на исправление всех недостатков.

После жаркой дискуссии, в конечном итоге, комиссия пришла к выводу, что при равенстве характеристик, винтовка Мосина имеет преимущества в следующих показателях:

  1. Конструкция затвора, в котором не было ни одного винта. Это значит затвор можно разобрать и собрать без инструментов.
  2. Более надёжный магазин.
  3. Простота в производстве.

 

В итоге принимают винтовку Мосина и военный министр Пётр Ванновский отправляет итоговый доклад императору.

Но Ванновский указал, что заслуга создания винтовки принадлежит не только Мосину. Так министр указал, что калибр ствола 7,62 мм утвержден именно комиссией по перевооружению. Так же, по мнению Ванновского, в винтовке Мосина присутствует обойма, разработанная Наганом.

Дело в том, что Мосин разработал свою собственную обойму и был против обоймы Нагана, но Мосина буквально заставили использовать обойму Нагана, это факт, но с какой целью это было сделано?

Дело в том, что даже за одну запатентованную деталь Нагана Россия обязана была заплатить Нагану как за использование всей винтовки Нагана, а это около 10 млн. долларов в сегодняшнем эквиваленте. Ванновский начинает убеждать императора заплатить Нагану...

В итоге император соглашается...

Что за бред, скажете вы, неужели нельзя было создать собственную обойму и не платить Нагану? Конечно, можно было и у Мосина она была. Кроме того, винтовка Нагана не была лучшая в мире. В аналогичном конкурсе в Европе винтовка Нагана заняла лишь третье место, уступив второе место Паулю Маузеру и первое Фердинанту Манлихеру. То есть Ванновский купил далеко не лучшую винтовку.

 

Ванновский обосновал свою позицию так: за уплаченную сумму Наган отказывается от своей винтовки и Россия будет вправе использовать обе винтовки как свои собственные. Кроме того, производство винтовки Нагана, по мнению Ванновского, можно было начать немедленно во Франции. В России же заводов по массовому производству винтовки Мосина пока не было, считал Ванновский. Однако, Мосин прекрасно знал состояние российских оружейных заводов и разрабатывал свою винтовку именно под российские заводы. Мосин был уверен — российские заводы в состоянии начать немедленное массовое производство винтовки Мосина.

Ванновский убеждает императора, что нужно делать винтовки во Франции, а главное нужно платить и платить много. В дело немедленно включается французский банк семьи Ротшильдов и уже готов был предоставить России кредит — более полутора миллиардов долларов, в сегодняшнем эквиваленте. Но происходит страшное для Ротшильдов. Россия неожиданно отказывается от производства винтовок Нагана во Франции. Ротшильды моментально отказывают в кредите. Всё дело в том, что Ротшильды готовы были выделить кредит только при условии производства винтовки Нагана во Франции. То есть выделяя кредит, Ротшильды ждали возвращение этих денег во Францию.

А что двигало военным министром Ванновским остаётся только догадываться.

В итоге, Россия расплатилась лишь лично с Наганом, после чего Наган терял право на свою винтовку и все запатентованные детали к ней. В итоге решили производить винтовку Мосина в России.

Наконец-то здравый смысл восторжествовал, господа. Мосину, как гениальному российскому инженеру присудили Михайловскую премию тридцать тысяч рублей и личную премию от военного министерства тридцать тысяч рублей.

Однако, здесь всплывает следующая загадка. Пятьдесят тысяч рублей Мосин безвозмездно перечисляет некоему помещику Арсеньеву. За что, спросите вы, друзья мои?

А вот здесь всплывает целая запутанная история. Дело в том, что Мосин полюбил жену Арсеньева Варвару. Пятьдесят тысяч рублей были не чем иным как отступными за развод помещика Арсеньева со своей женой Варварой. После уплаты, помещик развёлся, а Сергей Мосин и Варвара поженились.

А винтовка Мосина начала успешно производиться в России и уже в 1893 году была применена в боевых условиях в Памире против афганских моджахедов. Винтовка проявила себя безукоризненно и моджахеды в панике разбежались.

Винтовка Мосина вела солдат к победе и в Первой и во Второй Мировых войнах. И лишь в 60-х годах XX века винтовка гениального конструктора была снята с производства.