Москва попросила Нидерланды отобрать у ЮКОСа русскую водку

На модерации Отложенный

Экс-владельцам опальной нефтекомпании ищут новые способы взыскать с нашей страны $50 млрд

Москва попросила Верховный суд Нидерландов не торопиться с исполнением решений по искам экс-владельцев ЮКОСа, которые собираются забрать в счет уплаты присужденной им компенсации в $50 млрд зарубежные активы нашей страны. В первую очередь, речь идет о ряде российских экспортных алкогольных брендов, которые в мае были арестованы и готовились к продаже для покрытия требований акционеров опальной корпорации.

На первый взгляд, у России остается шанс сохранить за собой традиционные торговые марки горячительного: в конце октября Окружной суд Гааги снял санкции с двух сортов. Тем не менее, истцы наверняка продолжат правовой поединок с российскими ответчиками, что станет дополнительным фактором усиления геополитического давления на Россию.

ФОТО: RIJKSVASTGOEDBEDRIJF.

По просьбе нашей страны Верховному суду Нидерландов необходимо будет проанализировать сигналы о правовых ошибках, возможно, допущенных юридическими инстанциями при рассмотрении иска бывших акционеров ЮКОСа, которых представляет холдинговая компания Group Menatep Limited (GML), к российским властям. По словам российского уполномоченный при ЕСПЧ - замглавы Минюста Михаила Гальперина, каким будет ответ на просьбу России, станет понятно до конца этого года. При этом он уточнил, что само разбирательство может затянуться еще на несколько лет.

 

«Отбить» зарубежные активы, арестованные по исковым требованиям GML, у нашей страны, уже получалось. Например, в середине 2015 года, когда аресту подверглись счета российских госбанков и другая госсобственность в Бельгии, Франции и Австрии. Поскольку на ряд таких активов распространялся дипломатический иммунитет, а в других случаях не удалось доказать их связь с российским правительством, то бывшие собственники ЮКОСа тогда не смогли компенсировать ущерб.

Тем не менее, GML продолжила отстаивать свои интересы на международном правовом поле. В течение последующих лет и вплоть до последнего времени различные судебные инстанции Европы принимали решения как в пользу истца, так и в пользу ответчика — некоторые суды даже полностью отменяли компенсацию в пользу GML. В феврале этого года права экс-владельцев ЮКОСа на взыскание были в очередной раз восстановлены, а уже в мае они добились ареста почти двух десятков экспортных брендов российской водки, распространяемых на европейском рынке.

Торговые марки уже начали готовить к продаже, которая намечалась на конец года, а средства от их реализации должны были снизить размер компенсации. Однако буквально на днях Окружной суд в Гааге снял арест с двух российских водочных брендов, что, судя по всему, натолкнуло российскую сторону на мысль попросить Верховный суд Нидерландов приостановить исполнение решений по искам бывших акционеров ЮКОСа, чтобы постараться спасти и другие отечественные бренды спиртного.

Как полагает руководитель ИАЦ «Альпари» Александр Разуваев, бывшие основные акционеры ЮКОСа пошли дорогой, известной по фирме Noga, которая в середине нулевых также пыталась взыскать с России несколько сотен миллионов долларов. Тогда, по решению тех же европейских судебных инстанций, время от времени подвергались аресту не только банковские счета государственных компаний нашей страны, но и даже участвовавший в международной регате парусник «Седов».

Что касается сегодняшнего судебного дела, то даже если Верховный суд Нидерландов откажет России в просьбе об отсрочке и GML получит возможность получить непосредственный контроль над популярными алкогольными брендами, то экс-владельцы ЮКОСа получат, скорее, моральную, а не материальную выгоду. «Все активы ЮКОСа даже после так и не осуществленного объединения с «Сибнефтью», о котором было заявлено в 2003 году, никогда не стоили $50 млрд, — полагает Разуваев. — Эта сумма взята с потолка и равна репарации за поражение в войне. Россия при любом раскладе не будет выплачивать эти деньги».

Тем не менее, как полагают инвестиционный стратег «Арикапитал» Сергей Суверов, скорее всего, представители GML не откажутся от попыток взыскать средства с нашей страны. «Каждая из сторон рассматривает свои судебные победы в качестве серьезного и неоспоримого результата, — отмечает он. — Между тем, можно все оценить гораздо проще: частные акционеры ЮКОСа, которые, несмотря на потерю бизнеса в России, накопили на за рубежом миллиарды долларов, тратят незначительную сумму на юридические разбирательства, а у российских компаний и государственных ведомств ответы на такие выпады отнимают существенные средства. Возможно, стоило бы договориться о «цене вопроса» один раз — еще пятнадцать лет назад, и не мучить никого бесконечными судами», — резюмирует эксперт.

Авторы: 

  • НИКОЛАЙ МАКЕЕВ