Ключ к историческому процессу-9.
Длительность всей эпохи социальной революции - участок БВ - определяется, при желании, с точностью до года. Начальную дату дает нам сама буржуазная революция. Конечную - нормализующий акт. Либо конституционный, либо эмпирический. Но непременно свидетельствующий об окончательном признании обществом главенства господствующего класса. Ниже - ориентир по ряду стран, где процесс буржуазных преобразований уже завершен или почти завершен. Для финальной даты даны краткие расшифровки, за уточнение которых мы будем весьма признательны
Англия - 200 лет с 1642 по 1842 г - год окончания чартистского движения.
США - 110 лет с 1776 по 1886 г - образование АФТ - Американской федерации труда.
Франция - 95 лет с 1789 по 1884 г - закон о легализации профсоюзов.
Германия - 101 год с 1848 по 1949 г. - выборы в бундестаг и образование ФРГ.
Япония - 84 года с 1868 по 1952 г. - переход власти к правительству Японии.
Италия - 89 лет с 1859 по 1948 г. - переход на новую, буржуазную конституцию.
Испания - 108 лет с 1868 по 1976 г. - окончание франкистской диктатуры.
Мануфактурный период растянул английский переход до 200 лет. У всех остальных народов - уже в машинный период - на него уходит в среднем около 100 лет, или жизнь четырех-пяти поколений.
Зная теперь длительность эпохи социальной перестройки, и учитывая ускорение исторического процесса, можно, например, ожидать завершения буржуазных преобразований
в России - 1917 + 90 + 20 - в районе 2027 года;
в Китае - 1925 + 90 + 20 - около 2035 года;
в Индии - 1945 + 90 - приблизительно 2035 год;
в Афганистане - 1973 + 90 - в районе 2063 года;
в Иране - 1979 + 90 - около 2069 года;
в Ираке - 1958 + 90 - приблизительно в 2048 году.
Россия и Китай получают как минимум двадцатилетнюю надбавку на ликвидацию последствий запрета на частное предпринимательство. Что было обусловлено жесткими и продолжительными тоталитарными режимами.
Напомним: в истории каждого народа переход от формации к формации - исключительно динамичный и болезненный период.
Всего за век нация перемалывает большую часть феодальных сословий, превращая их в наемных работников и капиталистов. В этот период общество представляет собой крутой замес из представителей сразу двух смежных формаций. Здесь "отъезжающие" крестьяне, помещики, ремесленники. Здесь "приезжающие" пролетарии и мелкая буржуазия, финансисты и промышленники. Вечные военные ("А не пора ли нам кого-нибудь победить?") и вечное духовенство ("Мир вам, дети мои!"). Профессиональные революционеры и профессиональные чиновники.
И все тянутся к главному штурвалу. Одни, чтобы сохранить старые порядки, другие - чтобы утвердить новые.
Коалиции, конфронтации, блоки, интриги, заговоры. В этой драке за власть время от времени взлетают ввысь халифы-на-час: императоры, консулы, кайзеры, фюреры, дуче, генсеки. Республики свергают диктаторов, хунты сокрушают республики. Франция устанавливает мировой рекорд - за 95 лет почти два десятка государственных переворотов.
Страны в этот период живут в беззаконии. Старые и новые классы пытаются урегулировать свои отношения официально, но законы устаревают еще до их принятия, потому что жизнь меняется не по дням, а по часам.
И если сюда добавить неизбежные гражданские и межгосударственные войны, террор диктатур, перевороты и возвратные репрессии, эпидемии, голод и тот факт, что именно в такой период моральные устои сурово и повсеместно проверяются на излом, то мы получаем век тяжелейших и всесторонних испытаний для нации. Как те же роды у женщины. Да, больно, очень-очень больно. Но по-другому, видимо, новая жизнь не появляется. Похоже, таков закон матушки-природы.
А с другой стороны, как не вспомнить о дарвиновской теории естественного отбора? Складывается впечатление, что эпоха социально-экономических метаморфоз, охватывающая несколько поколений, пропускает через свое сито наиболее гибких, приспособляющихся, сообразительных, готовых к восприятию нового, предприимчивых индивидуумов. Как здесь не упомянуть “переобувшихся в прыжке” Сталина с Вышинским?
Переход от формации к формации всегда тяжелое испытание для этноса. Но нет правил без исключений. В Швеции, например, замена феодализма капитализмом прошла мирным, парламентским путем. Правда, где вы еще найдете такое феодальное государство, в котором работает 4-палатный парламент, а в нем заседают крестьяне? Нет, не представители крестьян, а настоящие крестьяне от сохи. Где вы еще встретите феодализм, в котором стаж судов присяжных насчитывает около восьми веков? Что дает глубокую и наследственную пропитку населения уважением к праву.
Итак, зарождение и становление в обществе нового способа производства вызывает кардинальное преобразование самого социума, его классового политического и интеллектуального содержания.
Таков шестой закон исторического процесса.
Комментарии