Все равны. А есть равнее? Отличается ли курс лечения депутата и простого россиянина

На модерации Отложенный

Но отличается ли курс лечения депутата Госдумы в Москве от предложений врача районной поликлиники в Курганской области?  

Основной источник информации для врачей всех регионов в России на сегодня — временные методические рекомендации Минздрава РФ, утвержденные замминистра здравоохранения Евгением Камкиным. 1 октября вышла их новая, восьмая, редакция на 227 страниц, подробно описывающая, какие препараты следует применять при COVID-19, как выглядят легкие человека, которого уже пора госпитализировать, и как менять схемы лечения в зависимости от течения болезни. 

Рекомендации предназначены для врачей. Коронавирус не нужно пытаться лечить самостоятельно. Верную схему лечения может назначить только врач, поэтому при появлении симптомов нужно как можно скорее обратиться в больницу. Врача при этом придется подождать — иногда до нескольких суток.

Пять главных препаратов для лечения COVID

Из документа следует, что для лечения COVID-19 в России применяется всего пять препаратов. 

  1. фавипиравир — недавно вышедший в гражданский оборот дорогой препарат, который, как считается, препятствует воспроизводству вируса; 
  2. азитромицин — антибиотик широкого спектра; 
  3. интерферон-альфа — противовоспалительный препарат местного действия;
  4. гидроксихлорохин — противомалярийное лекарство, которое также должно блокировать репликацию вируса; 
  5. умифеновир, больше известный как арбидол, — он якобы препятствует слиянию вируса и клеток. 

Эффективность как минимум последних двух в мире вызывает вопросы — как пишет ТАСС, полноценные клинические испытания гидроксихлорохина показали, что он не помогает ни больным, ни здоровым в качестве профилактики. Тем не менее его прописывают людям в сочетании с антибиотиками, в особенности азитромицином.

Но есть еще пара десятков

Еще два десятка препаратов из методических рекомендаций борются с самыми опасными последствиями COVID-19 — цитокиновым штормом, респираторным дистресс-синдромом и тромбозом. В качестве профилактики тромбоза медикам советуют использовать препараты натрия, надропарин кальция и нефракционированный гепарин (все это вводят инъекционно). Для борьбы с высвобождением цитокинов — препараты на основе моноклональных антител (сарилумаб, тоцилизумаб, канакинумаб и другие), а также глюкокортикостероиды (метилпреднизолон, дексаметазон и гидрокортизон). 

Все эти препараты разделены на 14 схем в зависимости от тяжести заболевания и того, развивается ли цитокиновый шторм. Болеющим в легких формах могут назначить на выбор фавипиравир, гидроксилорохин или интерферон с арбидолом. В среднетяжелых формах назначают фавипиравир или гидроксихлорохин с антибиотиком и моноклональными антителами. В тяжелых случаях с дистресс-синдромом — фавипиравир и тоцилизумаб без вариантов. 

Но есть еще пара сотен

Минздрав прописывает огромное количество препаратов для симптоматического лечения — например, парацетамол как первый выбор жаропонижающего, муколитики для терапии бронхита и различные препараты для борьбы с ринофарингитом.

Окончательное решение о списке препаратов остается за конкретной больницей. В комитете здравоохранения Санкт-Петербурга Znak.com сообщили, что в последней версии рекомендаций Минздрава прописано большое количество различных препаратов, которые при лечении могут варьироваться по усмотрению врача. То же самое заявили и в Свердловской области. 

Как рассказал Znak.com один из пациентов, который лечится от коронавируса в Екатеринбурге прямо сейчас, ему врач прописал антибактериальный препарат «Бисептол», антибиотик «Сумамед» и уральский препарат «Триазавирин», который используют в основном в Свердловской области и применяют вместо арбидола при легком течении болезни.  

В другой клинике Екатеринбурга в протоколе амбулаторного лечения прописывают противовирусный нобазит, упоминания о котором нет в рекомендациях Минздрава, тот же азитромицин и витамин С. 

При ухудшении состояния и признаках бактериальной инфеции назначают цефтриаксон и левофлоксацин (оба рекомендованы Минздравом). При этом настрого запрещено назначать иммуномодуляторы (кагоцел, ингавирин и прочие) — как препараты, способные ухудшить течение инфекционного процесса.

В документе Минздрава про это ничего нет, но единственным рекомендованным препаратом этого класса остаются капли в нос интерферон. Их, кстати, свердловский минздрав отдельно рекомендует и для профилактики коронавируса.

Впрочем, в стационарах, по сведениям Znak.com, активно применяют и гидроксихлорохин, и дексаметазон.

Примерно то же самое выписывают и в Курганской области. Как рассказал читатель Znak.com, лечившийся амбулаторно, помимо азитромицина и левофлоксацина ему выписали риниколд (или любой аналог, содержащий парацетамол), триазавирин, а также группу препаратов для симптоматического лечения: сосудосуживающие для носа, противовоспалительные для горла, а также отхаркивающие средства.

Депутатов лечат по-другому?

Насколько пока можно судить — так же.

Например, на этой неделе депутат Госдумы Максим Иванов опубликовал список лекарств, прописанных ему после сдачи положительного теста на COVID-19. В рецепте проходящему амбулаторное лечение Иванову прописаны те же азитромицин, витамины D и C. 

Депутат Госдумы от КПРФ умер от коронавируса

Также в его рецепте номидес (осельтамивир, не упоминается в рекомендациях Минздрава), виферон (упомянутый интерферон-альфа), препарат от аллергии и аспирин для профилактики инсульта и тромбоэмболии. Как видно из списка, ничего особенного в нем нет и даже фавипиравир практически бессимптомному депутату не положен.

С другой стороны, мы не знаем, как лечат других высокопоставленных чиновников — губернаторов, членов правительства и администрации президента. Напомним, коронавирусом уже переболели премьер-министр Михаил Мишустин, министры Якушев, Фальков и Новак, пресс-секретарь Путина Дмитрий Песков и другие высокопоставленные чиновники. Все они перенесли коронавирус без осложнений и не распространялись о способах лечения. После заражения инфекцией умер только один депутат Госдумы — зампред комитета по финансовому рынку 67-летний член КПРФ Ваха Агаев.