ЕС отказал Лукашенко в праве на мирное урегулирование ситуации в Беларуси

На модерации Отложенный

Страны ЕС договорились расширить санкции против Беларуси и ввести их лично против президента Александра Лукашенко, если в стране не улучшится ситуация с демократией. Это заявление было сделано после резонансной встречи президента Беларуси с арестованными членами Координационного совета оппозиции, на которой Лукашенко предложил обсудить конституционную реформу в стране. Европа в ответ на этот сигнал дала понять, что не признает мирного урегулирования от Лукашенко и примет только ту демократизацию, которая проводится прозападными силами и курируется Западом.   

«В своих выводах Совет повторяет, что президентские выборы 9 августа не были ни свободными, ни справедливыми, что у Александра Лукашенко отсутствует какая-либо демократическая легитимность», — говорится в совместном заявлении глав внешнеполитических ведомств стран ЕС, принятом на заседании Совета ЕС 12 октября.

ЕС сокращает двустороннее сотрудничество с белорусскими властями, однако обязуется увеличить поддержку белорусского народа и гражданского общества и в соответствии с этим переориентирует свои финансовые потоки по Беларуси.

«В соответствии с этим ЕС немедленно предоставит дополнительные финансовые ресурсы жертвам насилия, организациям гражданского общества и независимым СМИ», — заявляют главы МИД европейских стран.

Что же касается руководства страны, то ЕС призывает его к национальному диалогу и готов поддержать мирный демократический транзит власти всеобъемлющим планом финансовой поддержки ставшей демократической Беларуси.

Чем без иронии замечательны такие установочные документы ЕС, так это своей прямолинейностью и красноречивостью.

Европейцы открытым текстом заявляют, что будут вмешиваться во внутренние дела Беларуси и поддерживать там симпатичных им политических игроков, а источником легитимности для белорусского руководства, судя по заявлению европейских министров, может быть только сама Европа.

В этом контексте особенно интересна встреча президента Беларуси с Координационным советом оппозиции, которую Александру Лукашенко организовали в так называемой «американке» — следственном изоляторе КГБ, где сейчас содержатся белорусские оппозиционеры. Вне зависимости от причин, которые побудили белорусского лидера пойти на такую встречу, она стала для всех сигналом, что Лукашенко идет на диалог с оппозицией.

«Страна живет под лозунгом: "Даешь диалог". Я, исходя из упреков ваших сторонников, подумал о том, что самое радикальное предложение — предложение по всем вопросам. Не надо зацикливаться только на Конституции. Половина, насколько я понимаю, здесь юристы, и они прекрасно понимают, что Конституцию на улице не напишешь», — сказал Лукашенко лидерам оппозиции.

 

Повлияло ли на Евросоюз выполнение белорусским президентом требования перейти к национальному диалогу? Никоим образом. Европейская позиция стала только жестче и непреклоннее. Встреча Лукашенко с оппозицией в совместном заявлении глав МИД стран ЕС не была упомянута вовсе. Спустя два дня после этой встречи Брюссель впервые четко обозначил готовность ввести санкции лично против Лукашенко, чего он до последнего времени избегал, опасаясь «сжечь последние мосты» в отношениях с официальным Минском.

Факт встречи белорусского президента с оппозицией если и был воспринят европейцами, то только как признак слабости Лукашенко и эффективности дипломатического давления на него.

В контексте собственных призывов к диалогу он ими не был воспринят вовсе.

Запад готов признать только те демократические реформы, которые проводят прозападные деятели под его мудрым руководством, а курирует он сам, поэтому мирного урегулирования в Беларуси из рук президента Лукашенко Европа и Соединенные Штаты не примут никогда. 

Это закон взаимодействия Запада с бывшими советскими республиками. Демократическими являются только те страны, которые являются прозападными и которые Запад за это признает демократиями. В этом, например, разгадка того парадокса, что в рейтингах демократичности от Freedom House союзная России Армения, в которой бурлит многопартийность и постоянно меняется власть, оказывалась на много позиций ниже, чем входящая в НАТО Латвия, в которой на заре независимости трети постоянных жителей просто запретили участвовать в выборах.

Демократическими считаются только те процессы на постсоветском пространстве, которые предполагают западный геополитический вектор.

Если участники демократических процессов смотрят на Восток, то они антидемократические и вообще их не существует.

Поэтому киевский Евромайдан под флагами ЕС был демократической революцией, а митинги за сближение с Россией под российскими флагами на юго-востоке Украины весной 2014 года собирали российские спецслужбы из зомбированных «кремлевской пропагандой» бюджетников.

Митинги февраля 2014 года за воссоединение Крыма с Россией, не говоря уже о последовавшем на полуострове референдуме, европейское политическое сознание не видит. Ничего этого не было — только «зеленые человечки» и «аннексия Крыма». Точка.

Равным образом не было никакого народного восстания Донбасса за федерализацию, сближение с Россией и против киевской власти. Была «гибридная агрессия» Путина, который зазомбировал местных «ватников».

 

Так что любую демократическую трансформацию Беларуси Запад примет только на условиях отказа страны от суверенитета и передачи ему управления конституционной реформой.           

Это не означает, что конституционную реформу не надо проводить. Ровно наоборот. Именно поэтому Беларуси необходима конституционная реформа.

Поскольку для Запада невыносимо существование в географическом центре Европы небольшой независимой страны на границе НАТО и ЕС, то для Беларуси жизненно важно восстановить национальный консенсус и сформировать мнение большинства о путях дальнейшего развития страны. 

Существование национального консенсуса и явно выраженной воли большинства четверть века позволяло Беларуси выдерживать колоссальное давление Запада.  

Сегодня в Беларуси значительная часть общества отказывает власти в легитимности и пребывает в уверенности, что они и есть большинство («Я/Мы 97%»). Если загнать протестные настроения в подполье и не предложить вменяемой части этих людей принять творческое участие в конструктивном преобразовании страны, а невменяемых не поставить перед итогами всенародного референдума, то через несколько лет реформами в стране будут заниматься ставленники Запада под контролем западных советников, в принципе не признающих суверенитет Беларуси.