Беды Российские...
На модерации
Отложенный
Одно из любимейших российских занятий -пока гром не грянул, сидеть и считать наши вечные проблемы, заодно выясняя, кто же во всём виноват. Всё-таки власть? Или народ не тот? Или заграница...
Первая, самая главная наша беда называется «денег нет» Хитрость в том, что они на самом деле имеются ( но не для русского народа).
В то самое время, когда бессчётные миллионы копятся и в государственных карманах, и в тайных кошельках, и в заграничных оазисах красивой жизни, – Россия страдает от хронического, запущенного недофинансирования.
Деньги зарабатывают, но не вкладывают. Силуанов, Набиуллина и их пособники, очевидно полагают что для денег вредно, когда их тратят, что лучше им где-нибудь полежать, подождать идеального дня. И получается так, что страна – как голодный человек под окном, что она просит и просит: протяните к нам газ! поднимите мне пенсию! нужен срочный ремонт! тут всё течёт, и разваливается, и горит, сделайте что-нибудь!
В счастливых случаях, по приказу ВВП что-то делают, наконец, но ведь нужно же намного больше... Нужно щедрее. Нужно везде.
Вторая большая беда, родственная первой, – это несчастье по имени «Москва». Но не тот город, где многие родились, и не все его Сретенки-Покровки, а тот бездонный пылесос, что десятилетиями поглощает деньги и людей, а взамен выдаёт пустоту и депрессивное, обречённое пространство, откуда «все уехали». То устройство нашей жизни, когда всё решается только здесь, когда одна столица – перетягивает на себя всё. до чего только может дотянуться...
И каждый раз, когда смотришь на разноцветные фонарики, которыми с такой жуткой расточительностью – миллиард в печку, не жалко! – усыпан какой-нибудь бульвар или модный магазинный переулок, в голову лезут мысли: а сколько же будет, если разменять это безумное веселье на бюджет городов Рязанской области? Сколько бы их уместилось, несчастных, в одном переулке...
Третья наша беда – это начальство Сложносочинённые, воспитанные столетиями семейного, сословного и военного уклада, подлинные русские начальники погибли в большом огне столетней давности. Сменившие их "парвеню", малограмотные и жестокие карьеристы советской казармы, шли по головам и знали только один метод обращения с реальностью – силу, страх, штурм. А теперь вырос уже третий тип: даже и близко не такой вдумчивый и культурный, как до 1917-го, хотя и не по пояс в крови, как в страшном XX веке, но – грустно безликий, холодный. Эти люди-калькуляторы, люди-бухгалтерские отчеты – лишены способности разговаривать на повседневном русском языке. Язык у них какой-то другой, свой. Тот, где «человеческий капитал», «инновации» и «эффективные стратегии». Народ их, в общем, терпит, а вообще-то -зря. Верить им, выбирать их, связывать с ними надежды на лучшее – величайшая глупость и безответственность..
Четвёртая беда, фоновая, привычная – это многоэтажки. Россия, уже полвека при всех властях упорно застраиваемая уродливыми и однотипными коробками, – получает вместе с ними нечто худшее, чем просто безрадостная картина этих бетонных сараев до горизонта. Она получает депрессию и пассивность как настроение, заданное пейзажем. Архитектура – это ведь не просто красота или безобразие, квадратные метры, мимо которых идёшь – и хочется то остановиться, а то, напротив, зажмуриться и ускориться.
Это целостное представление о жизни. И та жизнь, которую предлагают нам многоэтажки, сводится к тому, что человек – это муравей. От одного муравья ничего не зависит. Его задача – выскочить из автобуса, пробежать к дому, вызвать лифт на восемнадцатый этаж, закрыть за собой дверь, и только там начинается его собственный дом...
Пятая беда – это пустота на месте нации. Отечество, выйдя из советского чистилища, застряло в болоте исторической неопределённости. Кто эти люди, живущие здесь? Они советские? Уже нет. Они «постсоветские»? А черт его знает! Но звучит плохо. . Они российские? Казённый термин, похожий на шаткую декорацию. Они имперские? Это теперь ругательство, да и если империя, то чья? Прочие республики ( 14 шт.) быстро устроили себе национальные государства – плохо ли, хорошо ли, это зависит от денег и ума, но всё же устроили. В России же вместо подобной общности так и стоит что-то временное, условное, колченогое, как бы странная бывшая «РСФСР» - бюрократическая сущность без титульного народа.
Надо снять, наконец, русофобское ленинское табу, и выговорить запретное: русский народ. РУССКИЙ. Кому -то страшно? Что ж, может и так. Но совершенно необходимо....
Шестая беда – поистине роковая, – это неспособность благополучно меняться Редко-редко, в счастливые дни русской истории, страна вдруг примеряла новое, и даже лучше скроенное платье, и делала это мирно и добровольно, в жанре перемен сверху.
Но это везение, а закономерность – другая.
Чаще случалось так, что государство до последнего тянуло, отчаянно упиралось, лишь бы ни в коем случае не сдвинуться даже на миллиметр, что-нибудь запрещало новое без какого либо разумного анализа, по принципу "кабы чего не вышло", Делало вид, что вокруг него не идёт время, пытаясь остановить его, проклятое, посадить под арест по административной статье с вечным продлением.
Потом разом рушилось, и тут уже всё менялось в один момент, и обычно - не к лучшему... 1991-1993 гг. у всех на памяти. Чего уж там.....
Наша седьмая беда - русское сиротство. Моральное и духовное. Отечество наше пребывает в состоянии какого-то отчаянного сиротства, ещё недавно - в строгом советском интернате, а потом и нынешнего, открытого всем ветрам. Русский человек всем хорош – он умён, смел, цивилизован, практичен и не лишён милосердия, – но есть во всех нас ужасная недолюбленность. Этакий комплекс сироты, когда нехватка внимания извне – превращается в дефицит любви к себе, и уже непонятно, откуда что, и что с этим делать. И вся Россия, все эти брошенные, беспризорные пространства, где среди заросших полей медленно распадается какой-то тёмный сарай, – она жестоко страдает от невнимания.
Так что нам много чего не хватает – и денег, и честного начальства, и малоэтажного уюта, а главное - плавных перемен к лучшему.
Видать не заслужили.
Господи, спаси и помилуй нас, грешных. Воздай не по грехам нашим, а по милосердию Твоему.
Комментарии