Как возражать коммунистам - несколько полезных тезисов

 

 

 

 

Коммунистические апологеты частенько переводят стрелки, когда речь заходит о преступлениях их любимых режимов. В этом случае можно привести им следующие контр-тезисы:

1. Нельзя оправдать собственное деструктивное поведение отсылкой к деструктивному поведению других. Тем более, если последнее не было направлено против тебя.

2. Процесс осуждения репрессий и реабилитации жертв репрессий был начат еще в Советском Союзе. Это одна из причин, по которой мне совершенно непонятно, зачем современные коммунисты так упорно защищают сталинистов. Ведь даже в рамках левой парадигмы это необязательно, многие левые стали жертвами сталинизма, многие левые вообще никогда не поддерживали Сталина. Скажем, Сталин репрессировал МИД СССР к концу 1930-х годов почти поголовно; репрессировал многих членов Коминтерна; немецких коммунистов, спасавшихся от Гитлера в СССР Сталин вообще выдал гестапо, а то и содействовал их уничтожению. Т.е. в СССР осознание деструктивности репрессий пришло задолго до того, как произошло то, что коммунисты приписывают США сегодня.

3. Помимо отсылок к США коммунисты, например, в ответ на осуждение красного террора 1917-1923 гг говорят о белом терроре. Однако это не имеет смысла — террор это вообще плохо, и белый террор никто не поддерживает. Тут интересна ситуация с современными сторонниками нацизма. Их позиция заключается не в оправдании преступлений нацистов, холокоста и т.д., а в отрицании этих преступлений. Коммунисты же, напротив, не только не отрицают, но признают и оправдывают преступления большевиков.

4. Разница между эпизодами, где США совершали некие репрессивные действия с репрессиями в СССР заключается в том, что в СССР репрессии имели организованный и постоянный характер, а главное — идеологическую сущность. Сама природа советской власти, даже сам приход к власти коммунистов, имели репрессивное, насильственное и не-легитимное начало. Чтобы удержаться у власти, большевикам нужно было применять репрессии постоянно, так как они не были легитимной властью. Сама партия была отделена от государства, была как бы параллельной структурой, которая контролировала государственные органы власти. Это тот случай, когда одна партия узурпирует власть.

Репрессии коммунистов были целенаправленными и...имели "целевую аудиторию": репрессировали из-за социального и этнического происхождения, имущественного положения, политических взглядов. Таких репрессий в США никогда не было (интернирование японцев во время ВМВ с большой натяжкой можно назвать репрессиями по социальному происхождению, но там никто не умер, были принесены компенсации и извинения). В сталинском СССР 1920-30-х проводился настоящий стратоцид (священники, офицеры, царские чиновники, крупное и среднее крестьянство были репрессированы, лишены имущества, жизни, семьи, гражданских прав) и этноцид (депортации народов, в частности только чеченцев и ингушей погибло до 100 тысяч человек). Зачастую репрессии были необходимы для обеспечения безопасности оккупационного режима, как в Западной Украине, Прибалтике — потребовалось обескровить местное националистическое движение, чтобы провести коллективизацию, разместить гарнизоны и т.д.). В других случаях репрессивная машина дотягивалась даже до семей репрессированных (ЧСИР — член семьи изменника Родине). Заметьте, что большая часть репрессий в СССР была проведена в мирное время.

Кстати, здесь можно поподробнее остановиться на интернировании японцев в США и сравнить этот процесс с депортациями в СССР.

 

 

 

Прежде всего надо понимать, что интернирование и депортация в данном случае — это разные вещи.

Интернирование — это временное задержание граждан воюющего государства (или граждан, имеющих этническое происхождение того государства, с которым идет война), ограничение их свободы. Депортация — это вид репрессии, при котором люди лишаются гражданских прав, считаются враждебными элементами, которые должны быть подвергнуты физическому или моральному уничтожению. При этом если интернирование затронуло всех японцев, потому что не было цели разделить их, то депортации проводились с целью разделить народы, оторвать одних членов семьи от других, деморализовать их.

1-е отличие — интернирование японцев по решению американского правительства было проявлением не идеологических убеждений, а страха, предрассудков и, пожалуй, избыточной предосторожности в условиях войны с Японией. В СССР репрессии по национальным линиям 1937-1938 гг и депортации прибалтийских народов, украинцев, русских, чеченцев и т.д. были частью реализации коммунистической идеологии, в соответствии с которой репрессиям подвергались определенные категории лиц по факту их социального происхождения и предполагаемой неблагонадежности по отношению к советскому строю, т.н. "антисоветские элементы". Существовало даже такое понятие, как "народы-враги", куда входили как минимум: финны, поляки, немцы, эстонцы, латыши, корейцы, китайцы, курды и иранцы. 

2-е отличие — откровенно репрессивный и долгосрочный характер действий советских властей по отношению к народам, подвергшимся тем или иным лишениям. За 1937-1938 годы репрессии по национальным линиям лишили жизни почти 250 тысяч человек, осуждено свыше 335 тысяч. В 1940-1941 годы народы Прибалтики подвергались депортации за пределы своих республик, в Сибирь, разлучались с семьями — без права на возвращение. При этом им вменяли некую вину, чего не было в случае интернирования японцев, которым не вменялась вина в соответствии с какой-либо статьей. Интернирование японцев с самого начала было временной мерой, продлившейся с февраля 1942 по январь 1945 год. Японцы не воспринимались как враги народа, которые заслуживают смерти или тяжелого труда. После войны они получали неоднократные компенсации — в 1948, 1988 и 1992 годах. Правительство официально принесло извинения и признало ошибочность своих действий.

3-е отличие — масштабы по числу жертв и длительности. За 1941-1945 годы интернированию в США подверглось 120 тысяч японцев. В то же время только литовцев с 1940 по 1952 годы депортировано свыше 130 тысяч, эстонцев 33 тысячи, чеченцев и ингушей в 1944 году свыше 500 тысяч (при этом погибло более ста тысяч). Депортации проводились как до, так и после войны. Скажем, операция «Юг» — депортация из Молдавии в Сибирь и Казахстан свыше 35 тысяч человек в 1949 году по принципу их социального происхождения.

В конечном итоге, депортации были планомерной политикой сталинистов, проводились долгие годы крайне жестокими методами, лишали людей жизни, достоинства и семьи. Никаких компенсаций жертвы депортаций от коммунистов не получили.

 

 

Напомню, что процесс реабилитации жертв репрессий с 1917-1991 годов не завершен и в ближайшие десятилетия вряд ли будет завершен до конца. Он идет ДО СИХ ПОР. Более того, не может быть установлена окончательная оценка жертв репрессий, поскольку архивы открываются постепенно и многие будут открыты только через десятилетия. Отрицать преступность репрессий в СССР бессмысленно — есть законы РФ, которые признают преступность репрессий и есть даже многотысячные списки конкретных лиц, к ним причастных.

***