Беспилотники сделали войну бесчеловечной. Как дроны стали главным оружием в современных конфликтах
Азербайджанские силы противовоздушной обороны уничтожили армянский беспилотник, который кружил над Агстафинским районом страны. Дроны стремительными темпами становятся элементами армии разных стран мира и позволяют упрощать войну, но делать ее более бесчеловечной.
<source type="image/webp" srcset="https://static.360tv.ru/get_resized/1ZVydz_P96B68yQTlWhbadMRAnolqUE8uNvZDr7O1As/resizing_type:fill/size:921:518/gravity:ce:0:0/enlarge:1/aHR0cHM6Ly8zNjB0di5ydS9tZWRpYS9pbWFnZXMvYXJ0aWNsZXMvY3JvcHMvNjExN2FmMjgtMjVkZC00M2U4LTk4MTgtYTkzMmI3N2IwYTIwL2Nyb3BfOTIxXzUxOC5qcGc.webp 921w, https://static.360tv.ru/get_resized/72TFDHWfL8FOu_HMKFB9x4B4ALdkihAd3aeoGkrks5U/resizing_type:fill/size:1600:900/gravity:fp:0.5:0.5/enlarge:1/aHR0cHM6Ly8zNjB0di5ydS9tZWRpYS9pbWFnZXMvYXJ0aWNsZXMvY3JvcHMvNjExN2FmMjgtMjVkZC00M2U4LTk4MTgtYTkzMmI3N2IwYTIwL2Nyb3BfOTIxXzUxOC5qcGc.webp 1600w" sizes="(max-width: 767px) 100vw, (max-width:1279px) 69vw, 588px"/>
Война дронов
Противовоздушные силы Азербайджана уничтожили армянский дрон-камикадзе, который летал над Агстафинским районом. Об этом сообщил помощник президента Азербайджана — заведующий отделом по вопросам внешней политики Администрации главы государства Хикмет Гаджиев.
Участники конфликта вокруг Нагорного Карабаха вооружаются все более передовыми технологиями для ведения разведки и нанесения ударов. Идеальными системами для этого являются беспилотные летательные аппараты (БПЛА).
СМИ называют конфликт в Карабахе войной дронов. Она примечательна тем, что в конфликте использовалось оружие нового типа — БПЛА Harop, или дрон-камикадзе, который азербайджанцам поставила израильская компания IAI. В 2019 году Азербайджан также закупил у Израиля беспилотники SkyStriker. Эта машина весит всего 35 килограммов и может нести боеголовку весом в пять или 10 килограммов. А сам Израиль считается лидером технологических разработок в области БПЛА. За ним идут США, Китай и Канада.
В Нагорном Карабахе отметились две модели дронов: турецкий ударник Bayraktar 2 и израильский Orbiter. Они могут работать в воздухе от нескольких часов до суток. Ими управляет оператор, но теоретически дрон может быть и автономным. Еще один любопытный представитель семейства беспилотников — Harop. Его мощности хватает, чтобы наносить фатальный ущерб небронированной цели. Особенность Harop еще и в том, что его не видят радары, потому что он способен лететь ниже их действия.
У азербайджанской стороны дронов больше и используются они чаще. По данным центра исследования военных беспилотников американского Бард-колледжа, в 2019 году у страны были два израильских разведывательных дрона Heron TP, 10 единиц Hermes, 100 SkyStriker и 50 Harop.
Но и Армения не стоит на месте. Изготовлением беспилотников страна занимается с 2011 года: тогда она показала модель разведчика «Крунк». Ему на смену уже пришли «Крунк-9» и «Крунк-11». В 2018 году Армения закупила военных дронов-камикадзе в Арцахе. Их работа даже попала на видео.
В 2019 году армянский телеканал «Шант Ньюс» показал коллекцию военных беспилотников. По информации «Би-би-си», в последние годы страна не занималась закупкой дронов. Сколько «Крунков» имеется в распоряжении армии, неизвестно.
Удобный боец
Военный эксперт Александр Гольц в беседе с «360» поделился, что на поле боя сторона, которая имеет беспилотники, получает преимущество. Машины способны достаточно долго находиться в воздухе — дольше, чем пилотируемый самолет. Кроме того, у дрона больше возможностей, потому что не нужно учитывать жизненные функции пилота.
Несмотря на дороговизну беспилотников, их не так жалко терять, в отличие от самолета с пилотом, на обучение которого тратятся огромные средства.
До недавнего времени дроны не использовались в общевойсковых операциях. Они использовались американцами в основном для уничтожения террористов
Александр Гольц.
Пионером в использовании дронов в общевойсковых операциях стала Турция в 2019 году во время боев с сирийской армией Башара Асада, отметил Гольц.
По его словам, страна очень продвинулась в области применения беспилотников.
В качестве доказательства его слов можно вспомнить, как в марте президент Турции Реджеп Эрдоган заявил об уничтожении восьми сирийских зенитных ракетно-пушечных комплексов «Панцирь». Эти машины — ценные и важные системы противовоздушной обороны.
При этом любой беспилотник не неуязвим. Армянские военные в конце сентября смогли уничтожить дрон Азербайджана.
Сферы использования
Основных сфер использования дронов две: разведка и атака. Для первой нужны легкие, способные наблюдать за потенциальными противниками и передавать данные на базу беспилотники. Дроны из второй группы тяжелые, их задача — наносить воздушные удары. Фактически это беспилотные самолеты.
Они широко используются не только для разведки, но и для нанесения ракетно-бомбовых ударов. Они могу действовать на тех скоростях и высотах, в которых затруднительно действовать пилотируемым самолетам. Они находят все более широкое применение
Александр Гольц.
По словам Гольца, у России пока нет боевых беспилотников, но есть разведывательные.
Источник фото: Pixabay
Потери
Благодаря дронам боевые задачи решаются гораздо проще и сокращают количество возможных жертв. В качестве примера Гольц напомнил, что армия Башара Асада провела успешное наступление на тех, кого называет террористами. На защиту встали турецкие вооруженные силы, которые с помощью дронов уничтожили значительное количество боевой техники. Это помогло остановить наступление армии Асада.
Военный эксперт Борис Юлин в разговоре с «360» объяснил, что не исключено, что потери людей в вооруженных силах благодаря беспилотникам снизились.
Однако у всей истории с дронами есть недостаток — уничтожение законов войны. Это происходит из-за отстраненности оператора беспилотника от того, что происходит на поле боя.
Отстраненность оператора оружия от того, что происходит на поле боя, его (оружия — прим.ред.) автономные действия уничтожают то, что называется законами войны. Это и уничтожение гражданских лиц, медработников. При использовании подобного оружия размывается понятие военного преступления, то есть то, чего нельзя делать. То есть, война становится в этом отношении более бесчеловечной
Борис Юлин.
Источник фото: Pxhere
Решающий фактор
Развитие современных вооруженных сил идет по пути роботификации армий. То есть появляются боевые роботы — наземные, подводные и воздушные. По мнению Юлина, основное преимущество беспилотников в том, что они дешевые и могут производиться в огромных количествах, а потеря такого оружия никак не влияет на накопленный опыт этой системы.
Речь о том, что того же солдата нужно вырастить и обучить всем азам войны. Но в случае смерти бойца все вложенные в него знания и навыки умрут вместе с ним, их не восстановить.
Это проблема людских ресурсов. С использованием боевых роботов этой проблемы нет. Оператор тех же дронов может управлять новыми, он остается в живых, опыт его растет, эффективность растет. Чем дальше, те больше будет использоваться дистанционной или автономной техники. Думаю, мы еще успеем увидеть, как это оружие станет основным
Борис Юлин.
Сейчас дроны используются в тех ситуациях, когда задействование обычных военнослужащих невозможно. В качестве примера Юлин напомнил об атаке США на генерала иранской армии Касема Сулеймани в январе 2020 года. Тогда американцы использовали дроны, чтобы обстрелять международный аэропорт Багдада. Погибли как минимум восемь человек.
Юлин уверен, что в будущем дронов будут использовать чаще, а их сферы применения расширятся.
Комментарии
Было время в конце 15 века, когда один только вид пушек приводил неприятеля в замешательство и вызывал панику. Потом с пушками научились бороться. Ещё много раньше абсолютным оружием считались слоны и колесницы, в колёса которых вставлялись серпы и косы. Тоже эти проблемы были успешно решены. Теперь дроны...
Да, это новое и эффективное оружие, но оно управляется посредством радиоволн.
Комментарий удален модератором
Она УЖЕ бесчеловечна по своей сути. На войне , на любой войне есть убитые и раненые - это уже изначально бесчеловечно.
-------------------------------------------
Снег нельзя покрасить в белый цвет - он и так белый.
Шизофреника нельзя научить глупости - он и так дурак.
Или автор знает про такую войну, которую бы можно было назвать человечной?
Хотелось бы о такой послушать..
Или это игра слов?
Бесчеловечная - значит без людей?
Тогда это не человеческая война.
Или бесчеловеческая - но это слишком коряво.
А как на счет ракетного оружия?