Это на фото не Лукащенко на пенсии. И не Обухович
Это Обухович. Технарь, который 15 лет был начальником ПЭО на Интеграле. Он ни разу не сторонник рыночных реформ. Он за гос. Но эту гос и критикует за отсутствие промышленной политики. В частности, спасение крупняков белорусских видит в кластерах по типу Шкоды.
Во-первых, феномен Тихановской. Домохозяйки без политического опыта. Выиграла она или нет - неизвестно, но голосов собрала много. Типичный образец протестного голосования.
Во-вторых, объявленные результаты выборов (80/10 в пользу Лукашенко) никак не соответствуют ни массовости предвыборных митингов Тихановской, ни массовости протестов против этих результатов. По сути, в лицо населению брошено оскорбление. В духе диктатора Сомосы, который заявлял: «Неважно, кто за кого голосовал. Важно, кто считал голоса!»
Мы сами разбаловали президента. Подтасовки, видимо, были и в 2010г., и в 2015г. После выборов 2010г. представитель Госдепа на встрече с представителями нашей «оппозиции» сказал: «Пусть Лукашенко не набрал 80% голосов. Но 60% он набрал наверняка!» Поскольку Лукашенко так и так выиграл те выборы, к возможным подтасовкам общество отнеслось снисходительно. За что сегодня и расплачиваемся.
Думаю, если бы объявленные результаты выборов были на уровне 53/35 (по крайней мере, правдоподобно), массовых протестов не было бы. Так что эти протесты власть сама и спровоцировала.
В-третьих, протесты подавлялись с невероятной для мирной Беларуси жестокостью. Эту жестокость не оправдывает наличие сопротивления. Даже с палками и камнями. Во всех странах при массовых протестах находились желающие подраться с полицией из числа безработной молодежи и радикалов. Их всегда было мало, насилие носило локальный характер. У нас - массовый, с избиением женщин и водителей сигналящих автомобилей, никак не угрожавших здоровью правоохранителей.
И извинений министра внутренних дел за то, что пострадали и случайные люди, как и указание президента силовикам «не бить лежачих», показывают, что жестокость была запрограммирована властью.
В-четвертых, лихорадочные поиски властью внешних источников, питающих протесты, выглядят просто смешно. На роль организатора «свержения» Лукашенко выдвигались и Россия, и Украина, и Запад, и Польша, и США. Хорошо хоть нет в списке марсиан!
Конечно, сегодня во многих странах есть белорусская диаспора. И всюду она голосовала против Лукашенко. Среди них есть и те, кто считает себя «политическими деятелями», но их реальный вес показали и предыдущие выборы, и результаты прозападных кандидатов Канопацкой и Дмитриева. Их суетой можно пренебречь. Как и тамошние радикалы (типа украинских), вся эта «заграница» влияния на политические процессы в Беларуси не имела и иметь не будет.
Проблема в том, что власть совершенно отказывает народу в субъектности. Власть уверена, что ей, опирающейся на госаппарат и силовиков, вызов может бросить только другое государство. И это - опять оскорбление.
На фоне давления России (которое приостановлено, но несомненно возобновится) власть завела страну в политический тупик. Когда власть не может уступить требованиям оппозиции, а дальнейшее силовое противостояние напрочь дискредитирует саму идею выборов. Поскольку нет никаких гарантий, что результаты любых выборов или референдумов не будут подтасованы. А такая дискредитация опасна для самой власти, поскольку в демократиях выборы - главный клапан стравливания лишнего недовольства населения.
К тому же не совсем понятно, почему власть так агрессивно вела дело к жесткому противостоянию и силовому подавлению недовольства. Как версия: финансово-экономический кризис, о котором говорил Лукашенко (на деле - системный кризис экономики, о котором я уже писал), уже, что называется, у ворот. Резкое снижение уровня жизни населения и столь же резкое снижение численности работников госаппарата неизбежны при любой власти.
Ни власть, ни оппозиция планов борьбы с этим кризисом не имеют. Протесты будут, и неслабые. В ныне модных политологических теориях на базе «теории хаоса» рекомендуется при приближении кризиса, с которым нет сил бороться, постараться его спровоцировать пораньше, пока он не созрел. Тогда он пройдет мягче, и будет легче бороться с его последствиями.
Грязная выборная кампания с жестоким подавлением массовых протестов теоретически может смягчить неизбежные при наступлении кризиса новые протесты. Да и спихнуть ответственность за наступление кризиса на протестующих можно попытаться. Но это в теории. На практике из созданного властью тупика выбираться будем долго и с большими потерями. При любом президенте.
----------------
Чолпонбай:
Обухович, еще раз, горчуки - не опп. Он технарь, ратует за гос и промышленную политику. Но и он увидел садизм власти. По моему, его прогноз сбылся.
Комментарии
-------------
Ну да.