Смысл эволюции и размножения с точки зрения информатики
На модерации
Отложенный
В эволюционной биологии есть знаменитая проблема, которую называют парадоксом значений. Она состоит в том, что размер генома слабо связан со сложностью устройства организмов.
Казалось бы, чем сложнее устроен организм, тем больше должна быть ДНК. Но есть очень много примеров аномально больших или аномально малых ДНК – в разы, в десятки раз отличающиеся от соседей по эволюционному древу (подробнее об этом тут: https://elementy.ru/novosti_nauki/432513/Genomy_khvostatykh_amfibiy_s_samogo_nachala_byli_bolshimi).
У биологов есть свои гипотезы, объяснения на этот счет, но мне хотелось подойти к этой проблеме с точки зрения информатики.
Если проводить аналогию с программированием, то большой, громоздкий код – не обязательно хороший. Длинный и сложный код может свидетельствовать не о мастерстве программиста, а наоборот – о незнании им более простого, оптимального способа.
Если сравнить эволюционное древо с файловой структурой, то отдельные организмы – это файлы, которые мы хотим упорядочить.
Для этого, в первую очередь, мы должны дать всем файлам хорошие имена, которые отражали бы их содержимое. Ну, как, например, мы даем имена своим файлам: «Отчет за 2020 г январь», «Отчет за 2020 г февраль» и т.д. Теперь мы уже можем отсортировать их и быстрее находить нужный.
Но если файлов очень много, и все они лежат в одной папке, то это не совсем удобно, да имена получаются довольно длинные. А ведь можно существенно сократить названия файлов (читай: размер геномов), если мы создадим папки: «2019 г», «2020 г», а их, в свою очередь, поместим в папку «Отчеты».
Тогда в названии файлов эту информацию можно уже не указывать. При этом происходит усложнение самой файловой структуры, зато сами имена файлов («геномы») можно существенно упростить.
Я думаю, механизм видообразования – это постоянный поиск компромисса между сложностью всей системы и сложностью отдельных её элементов. Когда количество превышает какое-то разумное значение, оно непременно переходит в КАЧЕСТВО, т.е. приводит к изменению структуры самой системы в целом: возникновению новых ниш, а значит и видов, классов и т.д.
При таком, информационном, подходе становится понятно, что мужское и женское начала в природе составляют вместе неразрывное целое, так же как файлы и папки образуют единую файловую систему. Если файлы – это олицетворение мужского, активного начала, то папки – женского, принимающего.
Без файлов, без содержимого мы получим пустое место. Но без папок, без самого места хранения, без структуры, невозможен информационный рост, а значит, и эволюция.
Как видим, мужское и женское начала в природе нераздельны. Это подтверждает и биология. Не у всех видов есть разделение на мужские и женские особи. Есть однодомные растения, животные гермафродиты, организмы, способные менять свой пол в зависимости от условий и т.д. А в каждом человеке есть и мужские, и женские гормоны в том или ином соотношении.
Но сам принцип мужской и женской стратегии заложен в основу эволюции: мужская стратегия способствует увеличению разнообразия, а женская – сохранению целостности системы. И баланс между ними необходим для гармоничного и устойчивого процветания всей системы.
Комментарии