Агхори: поедатели трупов, победившие в себе страх

На модерации Отложенный

Это удивительно, но на нашей планете до сих пор существуют места, где святость — не пустой звук, и для ее достижения люди становятся на путь экстремального аскетизма. Одно из таких мест — Индия, где переплелись несколько цивилизаций и эпох, а также десятки различных религий, как общепризнанных, так и совершенно экзотических для нас.

Агхори — малочисленная и, пожалуй, самая сложная для нашего понимания секта, является отличным примером, того, как в нашем мире могут уживаться прогресс и древние мрачные обряды смерти.

Являясь последователями Победителя Смерти, Господа Шивы, агхори стараются во всем подражать своему покровителю. Любимым местом Бога-Разрушителя являются поля битв, места кремаций и кладбища, его шею украшают человеческие черепа, а сам он постоянно находится под действием наркотиков и алкоголя.

Шива ведет себя как безумец, и агхори стараются соответствовать этим сомнительным для нас божественным принципам. Почти всю свою жизнь, после принятия Шивы как основного бога, эти садху (святые) проводят в обнаженном виде или с минимумом одежды. Их лица и тела покрыты пеплом погребальных костров и нечистотами, а все их имущество умещается в руках.

 Многие агхори ущемляют плоть, обматывая части тела и половые органы веревками и цепями, делая варварские проколы и бесчеловечные кустарные модификации тела. Этим садху разрешается все. Последователи Шивы презирают все условности и запреты индуизма — они употребляют спиртное и наркотические вещества, едят мясо, не брезгуют связями с проститутками и постоянно сквернословят.

Но все эти священные качества, обладателей которых можно встретить у нас возле любого подъезда, не выезжая к берегам Ганга, кажутся баловством рядом с отношениями этих странных аскетов к смерти и мертвым. Для обычного человека трупы и предметы, связанные со смертью, тленом и разложением, считаются нечистыми и, зачастую, даже разговоры о них относятся к разряду табу.

В Европе, Америках и многих странах Азии, принято сторониться не только мертвецов, но и всего, что так или иначе с ними связано. От этого столетиями страдали палачи, гробовщики и могильщики в странах развитого христианства, победившего ислама и даже отрицающего все и вся буддизма. Но эти суеверия абсолютно не касаются агхори, в лексиконе которых слова «отвратительный» и «неблагоприятный» отсутствуют вовсе.

Традиции, практикующиеся среди агхори, могут шокировать самого страстного поклонника фильмов ужасов. Адепты этой секты поедают мясо трупов, как сырое, так и обугленное на погребальных кострах, медитируют, сидя на полуразложившихся мертвецах и даже вступают в ритуальные половые контакты с покойниками. То, что старцы не брезгуют закусывать человеческими и собачьими экскрементами, можно даже не упоминать.

Слово агхори можно перевести с хинди как «не познавший ужас». Это очень точное определение, так как практика этого религиозно-философского течения направлена на полное слияние со страхом. Страх смерти, самый сильный из всех, поэтому, чтобы его победить, агхори породнились с «безносой», впустив ее в свою повседневную жизнь.

«Он сидел на груди у мертвеца, покрытого красной сандаловой пастой, облаченного в красные одежды и украшенного гирляндами красных цветов. Сам он был в черном тюрбане и черной набедренной повязке, весь увешанный черными амулетами. Бхайравачарья проводил ритуал поклонения огню, разложив маленький костер во рту у трупа. Он бросал в пламя черные семена кунжута так, как будто разжигал этим свою страсть к достижению окончательного прозрения».

Так описывается некий ритуал этой секты в художественной литературе. Но этот отрывок, вероятнее всего, имеет очень отдаленное отношение к реалиям, которые настолько страшны, что не поддаются пониманию непосвященных.

Любимое место агхори, где их можно встретить всегда — это Варанаси, священный город индуистов. Расположенный у берегов реки Ганга, он является индийским аналогом мусульманской Мекки или христианского Иерусалима. Ежегодно этот город, расположенный в северо-восточном штате Уттар-Прадеш, посещают миллионы паломников из разных стран мира.

Согласно преданию, город был основан самим Шивой 5000 лет назад и поэтому здесь агхори чувствуют себя максимально комфортно. Но весьма сомнительный исторический факт является не единственной причиной любви жутких сектантов к этому месту. Варанаси — место обрядового погребения, в которое привозят мертвые тела для кремации со всей Индии.

На гхатах — спускающихся к воде Ганги широких каменных ступенях набережной, сосредоточена религиозная жизнь жителей города и паломников.

Вода реки, по мнению индуистов, способна очистить от скверны как живых, так и мертвых. Именно поэтому на гхатах совершают очищающие обряды с омовением, купаются, стирают и… кремируют покойников.

Именно на ступенях, предназначенных для разведения костров, можно встретить адептов ужасного Шивы — агхори. Людей этих считают святыми, но все же побаиваются и сторонятся.

Нелюбовь к аскетам-трупоедам связана не только с их обрядами, рационом и внешним видом. Считается, что любое зловещее предсказание, слетевшее с их уст, непременно сбывается. Жители и гости Варанаси не искушают судьбу поэтому сторонятся неприятных, плохо пахнущих и сквернословящих людей, которые к тому же почти всегда пьяны.

Сами агхори относятся к живым людям нейтрально, не показывая враждебности, а иностранных туристов даже любят. Каннибалы охотно фотографируются с гостями и принимают из их рук подарки и денежные пожертвования.

Несмотря на радушие хозяев, желающих остановиться на ночлег в стане агхори, среди обугленных черепов и обглоданных берцовых костей, обычно не находится даже среди экстремалов. Впрочем, ходят слухи, что принять в свое сердце Шиву и стать агхори может каждый, но вот желающих примкнуть к секте очень немного.

Как мы уже говорили, вся жизнь агхори вращается вокруг смерти и останков. В индуизме практикуются очень сложные погребальные обряды, не изменяющиеся тысячелетиями. Огненное погребение — наиболее почетный и дорогой способ похорон. В самом Варанаси подходящей для костров древесины нет уже много столетий, поэтому дрова для похорон привозят с собой или покупают у торговцев на месте.

Чтобы совершить ритуал, необходимо не менее 500 кг сухих дров, а занимает процесс около 4 часов. При этом от тела не требуется полная кремация — церемония признается свершившейся, когда от высокой температуры лопается череп. Считается, что в этот момент очистившаяся душа покидает тело, и родные покойного чувствуют, что исполнили свой долг до конца. Обугленные останки бросают в воды Ганги, а некоторые части трупов становятся добычей агхори.

Особенно ценится у каннибалов мозг из только что лопнувшей от жара костра черепной коробки — такая пища угодна Шиве и является для трупоедов лакомством. За сутки на кострах Варанаси сжигают до 300 тел, поэтому недостатка в сакральных предметах и ритуальной пище сектанты не ощущают.

Поведение агхори считается у индуистов вполне нормальным, и людоеды мирно сосуществуют с обычными людьми. За более чем три тысячи лет существования секты, попытка ее искоренить предпринималась лишь однажды, в период, когда Индия была британской колонией. Англичане в XIX столетии рьяно принялись за искоренение жутких явлений в индийском обществе и кое в чем даже преуспели.

Были полностью уничтожены тхуги — секта душителей, поклонявшихся кровожадной богине Кали, упразднена «сати» — практика сжигания живьем жен с мертвыми мужьями. Но агхори могущественная британская машина перемолоть не смогла — смерти и боли аскеты не боялись, и даже самые жестокие показательные казни воспринимали не более как уличное представление.

Казалось бы, все человеческое чуждо агхори, и ничего положительного от этих людей ждать нельзя. Однако, в это сложно поверить, но община каннибалов занимается благотворительностью! Материальные ценности агхори презирают, а все дары, полученные от туристов и участников похорон, отдают клинике для больных проказой. Эти пожертвования не являются эпизодическими — лепрозорий долгие годы существует лишь благодаря служителям Шивы.

Индия — необычная во всех отношениях страна, и отношение властей к каннибалам в очередной раз доказывает это. Несмотря на то, что людоедство в стране карается законом, на будни агхори полиция смотрит сквозь пальцы, и никакого давления на адептов секты не осуществляют. Возможно именно такая лояльность дает возможность тысячелетиями сохранять относительный баланс добра и зла в стране, где и первого, и второго испокон веку в избытке.