Встречайте, КуратУра!

На модерации Отложенный

Видимо, за 6 лет уютной еврожизни я слегка отстал от передовой российской действительности. В печальной и позорной истории об отмене «Партизан-феста» в московском клубе LIVE STARS (не посещал и даже не слышал о таком — говорю же, отстал!) всплыли некие «КУРАТОРЫ». Люди в штатском, но, вроде, НЕ из культурного начальства, которые объявляют, «что можно / что нельзя», и которых — как следует из публикации в НОВОЙ ГАЗЕТЕ — хозяева концертных площадок панически боятся и обречённо слушаются.

В начале 80-х (Брежнев/Андропов/Черненко) «кураторами» в Ленинградском Рок-клубе называли сотрудников КГБ, приставленных в качестве надсмотрщиков к этому вольнолюбивому заведению. Кураторы присутствовали на концертах, контролировали репертуар, следили за «связями с иностранцами», пресекали приём в ЛРК «нежелательных» музыкантов. Возможно, что-то ещё. Уже к концу того легендарного десятилетия «кураторская» активность была забыта, как кошмарный сон. А теперь, я вижу, милая практика вернулась — и даже под тем же названием.

Насколько мне известно, каких-то 5-6 лет назад, когда я ещё имел некоторое отношение к неформальной концертной деятельности в Москве, ничего подобного не практиковалось: в особо стрёмных ситуациях могли возникнуть какие-то беспонтовые «пожарники» или «санэпидемстанции», но умелые хозяева клубов могли с ними бороться. Возвращение андроповского института «кураторства» над живой (и только?) музыкой — это, конечно, очередное свидетельство тоталитарной (и тотальной заодно) деградации путинской РФ.

В этой связи у меня несколько вопросов к менеджерам клубов, Саше Елину (РАБФАК), Яну Шенкману (НОВАЯ) и всем небздящим заинтересованным лицам.

1) Какую организацию представляют кураторы?

2) Как они определяют свои полномочия?

3) Каким образом они мониторят происходящее в клубах?

4) Простирается ли их деятельность за пределы городских клубов — на концертные залы, фестивали, звукозапись?

5) Действуют ли кураторы вне Москвы — в Питере, Ебурге итд?

6) Возникали ли конфликтные ситуации с кураторами? Если да, то чем они заканчивались?

7) Когда это всё началось?

И самое главное: запрещая и угрожая, к каким законам, актам, нормативам они аппелируют — и аппелируют ли вообще? Поступают ли указания в письменном виде или только в форме запугивания по телефону?

Буду очень благодарен за конкретную и объективную информацию! На всякий случай, моё скромное экспатовское мнение: вся эта хрень с «курированием» абсолютно незаконна, тем более антиконституционна. (В слегка обнулённом документе запрет на цензуру пока не отменили). Если речь идёт об отмене/запрете/переносе концерта, надо ТРЕБОВАТЬ распоряжение об этом в письменной или электронной форме с соблюдением всех формальностей (бланк, подпись, печать, обоснование). В случае отказа оформить всё по закону (а так, я подозреваю, будет в 90% случаев) — посылать грёбаный «худсовет» куда подальше и/или приглашать в суд. А не мямлить «Хорошо, дяденька…», потупив взор и глотая невидимые слёзы. Мы так делали (без суда, правда) даже в СССР, а там было ничуть не лучше.