«Убытки Газпрома оплатят россияне»

На модерации Отложенный

«Убытки Газпрома оплатят россияне»

Остановка «Северного потока-2» из-за отравления Навального ударит по карману жителей РФ

На этой неделе в центре внимания вновь оказался газопроводный проект «Северный поток-2». Поводов несколько. На фоне истории с отравлением оппозиционера Алексея Навального судьбу стройки, приостановленной под влиянием санкций США, в очередной раз готовятся обсуждать в Брюсселе руководители стран ЕС. Европарламент уже принял резолюцию, выступив за блокировку строительства газопровода. Кроме того, 23 сентября стало известно, что международная группа клубов взаимного страхования судовладельцев (IG P& I) отказалась страховать суда, которые могут участвовать в строительстве «Северного потока-2».

Группа указала, что согласие страховать суда поставит клуб под угрозу из-за нарушения законов «О противодействии врагам США посредством санкций» и «О защите европейской энергетической безопасности». В объединении подчеркнули, что хотя ранее Госдепартамент США не распространял санкции на новые российские экспортные трубопроводы, 15 июля 2020 года он расширил практику, охватывая «Северный поток-2» и «Турецкий поток». С изменением политики появилась вероятность того, что санкции направят против компаний, которые предоставляют РФ товары или услуги, облегчающие создание этих газопроводов. В связи с этим участникам клуба «рекомендуется оценивать и минимизировать риски заключения контрактов» с «Северным потоком-2» и «Турецким потоком». 

Мы узнали, что думают о перспективах новых санкций и судьбе «Северного потока-2» российские эксперты.

От остановки газопровода пострадают россияне

Директор Центра исследований постиндустриального общества Владислав Иноземцев в своей статье говорит о том, что вероятный отказ от «Северного потока-2» в большей степени негативно скажется на обычных россиянах, нежели на Газпроме, Кремле или Европе. На газовой зависимости Европы от России это особо не отразится — поставки «голубого топлива» из РФ в европейские страны в последние годы сокращаются. Если в 2019 году доля российского газа в европейском потреблении составляла 31,2%, то во втором квартале 2020 года упала до 27,8% — это двадцатилетний минимум. Газпром выступает монополистом на востоке, у компании сохраняются контрактные обязательства по поставкам газа по уже функционирующим газопроводам. Причем доля ЕС в российском экспорте — 77,5%.  

По словам Иноземцева, остановка «Северного потока-2» приведет к двум основным последствиям. В первую очередь потерпят убытки европейские компании и Газпром. Но, как отмечает эксперт, в связи с отравлением Навального странно наказывать Газпром, поскольку его подрядчики — компании близких к Путину Аркадия Ротенберга («Стройгазмонтаж») и Геннадия Тимченко («Стройтранснефтегаз») — уже давно озолотились на строительстве «Северного потока-2». Во-вторых, в случае отказа от достройки газопровода эти же компании смогут заработать на его демонтаже, а все понесенные затраты будут возмещены Газпромом за счет повышения цен на газ для российских потребителей. 

«Отказ от достройки „Северного потока-2“ будет, во-первых, означать переход Запада к „несимметричным“ санкциям против неопределенно широкого круга лиц в российской политике, но не наказание причастных к химической атаке на Навального. Во-вторых, такие санкции ударят прежде всего по простым россиянам, которые в итоге оплатят убытки Газпрома из собственного кармана.

Результатом закрытия „Северного потока-2“ станет удар по благосостоянию большинства россиян при полном списании в убыток всех разворованных на строительстве денег, что для наиболее отъявленных коррупционеров в Москве станет неожиданным подарком. 

В-третьих, это даст Москве дополнительные аргументы в пользу „экономического разворота“ в сторону Китая, тем самым снизив зависимость не Европы от России, а России от Европы», — констатирует он. 

Википедия

Иноземцев считает, что Западу нужно рассмотреть другие варианты санкций в отношении Кремля. Например, заставить Россию отказаться от ограничения конкуренции в энергетическом секторе, объявить о сокращении импорта трубопроводного газа из России на 15-20% в год до тех пор, пока Москва не отменит монопольного права Газпрома на поставки сырья за рубеж. «Эта мера могла бы реально, а не фиктивно сократить зависимость ЕС от единственного поставщика газа с востока», — говорит он.

При этом европейцам стоит активизировать строительство альтернативных газопроводов на континенте, а также стимулировать строительство регазификационных терминалов на Украине. Более радикальным ответом Запада на действия Кремля могло бы быть внесение ГРУ, ФСБ и других силовых органов России в список террористических организаций и прекращение с ними любого сотрудничества. «Желательно также начать планомерное выдавливание из западных стран российского капитала, публикацию всех известных фактов приобретения российскими чиновниками крупных активов и недвижимости на Западе, исключить любые возможности коррумпирования россиянами западных политиков, ввести тотальный запрет на деятельность в западных странах прокремлевских СМИ», — резюмирует Иноземцев.

«Проект мертв»

Аналитик нефтегазового сектора Михаил Крутихин заявляет, что проект «Северный поток-2» нежизнеспособен с декабря прошлого года, когда строительство трубопровода было приостановлено из-за санкций США. «Проект мертв. Что бы там ни говорили немцы, притворяющиеся, что американские санкции не похоронили „Северный поток-2“», — на днях писал Крутихин на своей странице в Facebook. 

Более подробно об этом эксперт рассказывал в интервью «Радио Свобода». В нем Крутихин заявил, что для окончания строительства осталось проложить «где-то от 140 до 160 километров труб по дну Балтийского моря; частично в эксклюзивной экономической зоне Дании, остальное — по германским водам».

«Американцы прекратили проект в декабре прошлого года. В „Газпроме“ поняли, что это конец, поэтому они вынуждены были подписать очень невыгодное для Газпрома транзитное соглашение с Украиной не останавливать прокачку газа через украинскую территорию. Если Газпром вдруг сам будет достраивать… По американскому закону это значит, что компания, которая будет достраивать или предоставит свое судно для этого, подвергнется санкциям.

В законе написано, что всякие подозрительные транзакции по переводу прав собственности на какую-то другую компанию — они мгновенно идентифицируются и наказывать будут настоящего, оригинального владельца.

У Газпрома было одно судно — это большой трубоукладчик „Академик Черский“. Чтобы показать российскому руководству, что Газпром старается сделать, что возможно, судно перегнали с Дальнего Востока на Балтику, хотя судно еще не переоборудовано для того, чтобы укладывать трубы такого большого диаметра. На этом дело застопорилось.

Чтобы избежать санкций, Газпром перевел право собственности на какую-то занюханную компанию, о которой никто никогда не слышал, но в законе-то говорится, что нужно Газпром подвергать санкциям.

 И он не может решиться на то, чтобы самостоятельно что-то там достраивать. Нет в мире такой компании, которая бы бросила вызов американским санкциям», — заявил аналитик.

Шансы закончить газопровод есть

В свою очередь ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков называет «возмутительной и странной» историю с решением международной группы клубов взаимного страхования судовладельцев отказывать в страховании судам, участвующим в строительстве «Северного потока-2». Эксперт указывает, что даже в своем циркуляре клуб ссылается не на действующий закон, а всего лишь на законопроект, который еще не имеет юридической силы. 

«Кроме того, непонятно, насколько это решение обязательно к выполнению. С одной стороны, написано, что решение приняли все члены этой организации. С другой стороны, там говорится, что циркуляр носит вроде как рекомендательный характер. Конечно, для Газпрома это усложнение ситуации, ведь становится сложнее найти страховщика, ты становишься в некоторой степени токсичным. Но в мире много компаний, которые не входят в этот клуб страхователей, о котором идет речь», — рассказал Znak.com Юшков и добавил, что страховые компании есть у Китая, который зачастую игнорирует американские санкции. 

Церемония открытия «Северного потока», где были подписаны протоколы о «Северном потоке-2»Церемония открытия «Северного потока», где были подписаны протоколы о «Северном потоке-2»Википедия

Аналитик полагает, что у России есть шансы закончить проект. «Я думаю, „Северного потока-2“ не будет лишь в одном случае: если Евросоюз примет санкции, запрещающие его достройку», — говорит Юшков. По его мнению, Германия будет уходить от личной ответственности за проект. 

«Скорее всего, они займут исключительно формальную позицию, скажут: мы не можем сейчас ничего сделать с „Северным потоком-2“ как отдельное государство, потому что на территории Германии и в акватории Германии трубы уже построены. А ввести санкции против проекта немцы отдельно тоже не могут, так как санкционная политика вынесена на наднациональный уровень. Поэтому санкции должен вводить именно Евросоюз в целом и проголосовать „за“ должны все страны, только тогда санкции вступают в силу. А уверенности в том, что „за“ проголосуют все, ни у кого нет», — считает эксперт. 

Юшков также указывает, что в случае, когда отношения между Россией и Европой обострились после отравления полковника ГРУ Сергея Скрипаля, серьезных санкций, по сути, не последовало. 

«Что мы на выходе имеем? Персональные санкции и небольшие ограничения по вложениям в американские ценные бумаги. Со стороны Европы ничего не было, хотя тот инцидент рассматривался Европой как агрессия России против Великобритании, то есть межгосударственный конфликт, а историю с Алексеем Навальным они рассматривают как давление российских властей на оппозицию, то есть это более мягкое основание. И если уж за Скрипалей ничего не ввели, то вводить за Навального это как-то несоразмерно», — полагает аналитик. 

Эксперт считает, что Газпром пытается найти варианты, чтобы закончить проект, и полагает, что одной из причин, по которой строительство пока приостановлено, является техническая сторона вопроса. По словам Юшкова, предполагается, что на месте строительства будут работать четыре судна: краново-монтажное трубоукладочное судно «Академик Черский», трубоукладочная баржа «Фортуна» и суда снабжения — «Остап Шеремет» и «Иван Сидоренко». 

Детали «Северного потока-2»

«Северный поток-2» предполагает строительство магистрального газопровода мощностью 55 млрд кубометров в год от побережья России через Балтийское море до Германии. Его проектная протяженность — 1234 км. Трубопровод пройдет через экономические зоны и территориальные воды пяти стран: Германии, Дании, России, Финляндии и Швеции. Это совместный проект Газпрома, немецких Wintershall и Uniper, Royal Dutch Shell (Британия-Голландия), Engie (Франция) и OMV (Австрия). 

Строительство газопровода должны были завершить в 2019 году, но США наложили санкции на компании, работающие над проектом, и срок передвинули. В Соединенных Штатах считают «Северный поток-2» способом России продолжать агрессию против Украины, лишив Киев доходов за транзит газа. Вашингтон также полагает, что газопровод сделает Европу более уязвимой. После того как швейцарская компания Allseas приостановила укладку труб «Северного потока-2», достраивать газопровод России приходится своими силами. На данный момент он построен почти на 94%.

В июле 2020 года Госдеп США опубликовал рекомендации в рамках закона CAATSA «О противодействии противникам Америки посредством санкций», включив в документ «Северный поток-2» и вторую нитку «Турецкого потока». Палата представителей конгресса и сенат одобрили свои варианты оборонного бюджета на 2021 год, где содержатся расширенные ограничения против трубопроводов. Россия раскритиковала угрозу Вашингтона, назвав ее примером политического давления и недобросовестной конкуренции. Канцлер Германии Ангела Меркель выступает против заморозки проекта «Северный поток-2» и в целом экстерриториальных санкций США, отмечая, что речь идет исключительно об экономическом проекте. 17 сентября Европарламент принял резолюцию, в которой призвал ЕС пересмотреть отношения с Россией в связи с отравлением Алексея Навального. Дипломаты, в частности, выступили за блокировку строительства «Северного потока-2».