Человек, подай голос!
24 сентября на онлайн-конференции "СберКонф" будет официально представлена новая линейка продуктов и сервисов Сбербанка. В компании называют это "главной презентацией года" и, пожалуй, не идут против истины – по крайней мере до тех пор, пока не пройдёт презентация доказанно работающей вакцины против COVID-19.
Одной из наиболее интересных новинок называют умную приставку для телевизора, которая позволит пользователю, не отвлекаясь от зомбирования через рекламу и ток-шоу Первого канала, с помощью голоса "совершать транзакции", то есть тратить деньги. Тот факт, что распознавание по голосу является огромной дырой в безопасности, Сбербанк волнует мало: доминирующее положение позволяет ему не особенно заботиться о средствах клиентов. Ведь даже если появится совершенно надёжный банк без голосовой аутентификации и прочей биометрии, с хорошей сетью отделений и адекватными ставками, мы туда не пойдём. Потому что знаем, что в любой момент бывшая заместительница главы Сбербанка Эльвира Набиуллина, возглавляющая ныне Центробанк, просто отберёт лицензию у не в меру ретивого конкурента Сбера.
https://vk.com/video-75679763_456255357
Но это лишь одна из многих проблем, которые создаёт нам Сбербанк.
СберВсё
На конференции в числе прочего планируется предъявить миру и новые логотипы различных направлений, из которых исчезнет слово «банк».
Смысл решения Сбербанка совершенно понятен: царь и бог организации Герман Греф не раз говорил, что Сбер – в первую очередь не финансовая, а инновационная технологическая организация. Банковские услуги, по мнению Грефа, вообще не обязательно должны быть основной составляющей доходов холдинга: зарабатывать надо на всём, до чего можно дотянуться.
Уже сейчас известно про "СберЛизинг", "СберЗдоровье", "СберСтрахование", "СберРешения", звучало выражение "СберДевайсы", существует возможность для "СберДоставки" (Delivery Club), "СберКино" (Okko). Могли появиться даже парадоксальные "СберДеньги", но этот яндексовский продукт решили переименовать в макаронические ЮMoney.
Ну а сам Сбербанк так и останется СберБанком, одновременно головой и пищеварительным трактом этого разветвлённого организма.
Дизайнерское решение состоит в том, что первая часть этих брендов будет выглядеть одинаково, а вторая – иметь собственный цвет: для "Здоровья" тёмно-розовый, для "Лизинга" – зелёный, для "Решений" – синий.
Дорого, потому что богато
Официальной оценки стоимости ребрендинга пока не прозвучало. Специалисты, например, оценивают расходы на логотипы в скромные 300 тысяч долларов, то есть сопоставимо с ребрендингом 2009 года, когда изменили фирменные цвета и добавили "пакману" градиентную заливку (тогда писали об интервале 500 тыс. – 1 млн долларов). Но творческая часть – ничто по сравнению с рутинными тратами на переоформление всех офисов, коих у Сбера насчитывается около 20 тысяч. Считается, что в 2009 году Сбербанк потратил на это не менее 20 миллиардов рублей (доллар тогда стоил порядка 35 рублей). Сейчас расходы тоже обещают быть существенными (называется цифра в 300 млн долларов). И это не подсчёт денег в чужом кармане – на покупку Сбербанка государством пошли деньги, накопленные всей Россией в Фонде национального благосостояния.
Греф всегда говорит, что Сбер – в первую очередь не финансовая, а инновационная технологическая организация. Фото: drserg/Shutterstock.com
Интересно, что оба раза Сбербанк идёт на серьёзные траты в разгар экономического кризиса. Совпадение? Не думаем.
Они придут к каждому
Перед нами – опасность макроэкономических масштабов. Обладая неограниченными финансовыми и лоббистскими ресурсами, щупальца СберСпрута могут быстро добраться до любого сегмента рынка, а значит, по сути, монополизировать любой сектор российской экономики. Помните, как "Яндекс" пришёл на рынок такси? Одних только его рекламных возможностей оказалось достаточно для того, чтобы гордый таксист, хозяин дорог, смирился и превратился в непредсказуемое криворукое убожество. А Сбербанк посильнее "Яндекса" будет. Если Герману Грефу вдруг захочется, например, стричь людей, "СберСтрижка" очень быстро вытеснит мелкие цирюльни, метод известен: даём много рекламы, временно работаем себе в убыток, демпингом заставляем конкурентов закрыться, получаем их площади и рабочую силу, устанавливаем цены на любом нужном уровне.
Все льготы для малого бизнеса, снижение сборов в социальные фонды, другие программы оказываются бессмысленными, когда приходит гигант, говорит: "Это моя территория" и метит её, простите за выражение, своей "СберМой".
Существует, конечно, антимонопольное законодательство и даже целая федеральная служба, следящая за его исполнением, но на практике мы видим, что те же такси, супермаркеты, Сбербанк, "Аэрофлот" просто игнорируют распоряжения ФАС, изредка отделываясь незначительными штрафами. Сама же ФАС с упорством, достойным лучшего применения, разоблачает заговоры булочников против "Ашана" и другие великие картельные сговоры.
И "СберКонф" станет очередной пощёчиной антикризисной сдержанности, Антимонопольной службе и здравому экономическому смыслу.
Комментарии