Ледники Эльбруса...
На модерации
Отложенный
https://youtu.be/Xd4BwWJ609I
© Юрий Смитюк/ТАСС
Ледники – это часть круговорота воды в природе. Вековые льды растут зимой от снегопадов и тают летом, являясь истоками множества рек. Однако за последние 30 лет таяние ледников на Земле ускорилось. Сегодня они ежегодно теряют в среднем 335 млрд тонн своей массы, что приводит к подъему уровня мирового океана почти на один миллиметр в год.
В России ледники Эльбруса, самой высокой точки Европы, ежегодно таят примерно на 1%, при таких темпах к 2050 году объем льда на горе может уменьшиться на 40%. При этом темпы таяния выросли в три раза по сравнению со второй половиной XX века.
Но пока "тающая" красота ледников доступна всем желающим. Так, увидеть разноцветные ледники Кавказа можно в национальном парке "Приэльбрусье". Развитие экологического туризма в нацпарках является одним из направлений нацпроекта "Экология".
© Юрий Смитюк/ТАСС
© Дмитрий Феоктистов/ТАСС
© Юрий Смитюк/ТАСС
© Юрий Смитюк/ТАСС
© Сергей Бобылев/ТАСС
© Юрий Смитюк/ТАСС
© Юрий Смитюк/ТАСС
© Дмитрий Феоктистов/ТАСС
© Юрий Смитюк/ТАСС
ПОДРОБНО:
Ледники Эльбруса
Общая площадь оледенения Эльбруса составляет 134 кв.
км – это около 10% от всех ледников северного Кавказа. Тем не менее, длина эльбрусских ледников сравнительно невелика, наибольшие из них достигают 6-9 км, в 2 раза уступая в этом отношении наиболее значительным ледникам Кавказа (например, леднику Дыхсу, Безенгийскому леднику, имеющим длину, соответственно, 13,3 км и 17,6 км).
Всего на Эльбрусе насчитывается 23 ледника. Есть среди них ледники Ирик, Кокуртлы, Большой Азау и другие, протекающие по выпаханным обширным углублениям, долинам. Встречаются висячие ледники, языки которых с грохотом обрываются со скал, образуя ледяные лавины (например, Когутай, Терскол, Гарабаши), и оригинальные "возрожденные" ледники, крупнейший из них – Уллукам. Верхняя часть этого ледника наползает на край скалистого лавового барьера, обламывается, дробится на мелкие кусочки, образуя мощный ледопад; ниже, через несколько сот метров, разбитые куски льда вновь срастаются и продолжают свое движение в сторону истоков реки Кубани.
Вечный снег на северном склоне Эльбруса начинается с высоты 3850м, на южном склоне снеговая линия несколько ниже. Мощность ледникового покрова Эльбруса очень неравномерна.
Она изменяется в зависимости от рельефа, глубины долин, по которым стекает лед, условий накопления снега (от десятка до сотни метров).
Древние ледяные потоки Эльбруса были длиннее, они сливались с ледниками соседних гор и пропахивали углубления для будущих долин Кубани, Малки и других рек.
Ледники спускаются ниже современной снеговой линии. Например, ледник Большой Азау достигает высоты в 2 км над уровнем моря. У многих ледников в их конечной части образуются красивые ледниковые гроты, из которых вытекают ручьи.
На десятки километров от окончания ледников тянутся громадные конусообразные морены из валунов, щебня, глины, снесенных ледниками в прошлом; обнаруживаются отполированные "бараньи лбы", видны следы угасших ледниковых озер.
Встречаются остатки громадных грязе-каменных потоков – селей, иногда они сносили массивы леса, перепруживали реки, образуя озера. Древние эльбрусские ледники доходили в пределах Кубанской долины до места современного аула Хурзук.
Ледники Эльбруса питают три крупные реки, дающие воду оросительным системам Ставрополья: Баксан, Малку и Кубань.
Скорость движения ледников Эльбруса не превышает 25 см в сутки, у концов она и того меньше, так что действительно ледники "ползут". Частице воды, выпавшей где-либо на вершине Эльбруса и превратившейся в лед, потребуется не меньше 100 - 200 лет, чтобы достигнуть подножья горы. По скорости движения ледник Кюкюртлю побил рекорд среди всех ледников Эльбруса – в его средней части, на ледопаде, установлена скорость 140см в сутки, но и тут лед продвигается в год только на полкилометра.
Ледники – большое природное богатство: они питают горные реки, регулируют их сток. Из всей воды, которая проходит по руслу Кубани за год, 34% приходится на атмосферные осадки, 21% – на подземные воды и 45% воды в реке пополняется за счет высокогорного снега и льда.
Тревогу вызывает продолжающееся последние сто лет прогрессивное отступание ледников, связанное с изменением климата. Площадь ледников Эльбруса сократилась за это время на 18%, а текущих в сторону Кубани даже на 33%.
Отступают ледники неравномерно: то таяние задерживается, и они даже начинают наступать, то они вновь укорачиваются и уменьшаются по мощности.
Комментарии
Эльбрус и я/
Эльбрус предстал. Я любовалась,
Молчанья клятву сохраня;
Благоговела, восхищалась,
Но песней не слагала я!
Как пред красавицей надменной
Поклонник страсть свою таит,
— Так пред тобой, Эльбрус священный,
Весь мой восторг остался скрыт!..
Эльбрус, Эльбрус мой ненаглядный,
Тебя привет мой не почтил,
— Зато как пламенно, как жадно
Мой взор искал тебя, ловил!..
Зато твоим воспоминаньем
Как я богата, как горжусь!..
Зато вдали моим мечтаньям
Все снишься ты, гигант Эльбрус!..
1836
ВОЕННО-ГРУЗИНСКАЯ ДОРОГА. ГЕРГЕТСКИЙ ЛЕДНИК И ГОРА КАЗБЕК
Была в 1970
Кавказ подо мною видела воочию
Кавказ
Кавказ подо мною. Один в вышине
Стою над снегами у края стремнины;
Орел, с отдаленной поднявшись вершины,
Парит неподвижно со мной наравне.
Отселе я вижу потоков рожденье
И первое грозных обвалов движенье.
Здесь тучи смиренно идут подо мной;
Сквозь них, низвергаясь, шумят водопады;
Под ними утесов нагие громады;
Там ниже мох тощий, кустарник сухой;
А там уже рощи, зеленые сени,
Где птицы щебечут, где скачут олени.
А там уж и люди гнездятся в горах,
И ползают овцы по злачным стремнинам,
И пастырь нисходит к веселым долинам,
Где мчится Арагва в тенистых брегах,
И нищий наездник таится в ущелье,
Где Терек играет в свирепом веселье;
Играет и воет, как зверь молодой,
Завидевший пищу из клетки железной;
И бьется о берег в вражде бесполезной
И лижет утесы голодной волной…
Вотще! нет ни пищи ему, ни отрады:
А Пушкин
Степан Щипачёв
Какого мненья о себе
прославленный Казбек?
Высокомерен ли Эльбрус?
Судить я не берусь.
Когда они туманы пьют
из звёздного ковша,
вдруг прозревая, жизнь свою
читают не спеша.
Холодной вечности сродни
стоят, и суть проста:
такими не были б они
без горного хребта,
когда бы их не поднял он
под купол голубой,
раздвинув смутный горизонт,
не подпирая собой... .
Понять ли самому хребту,
как в смысл ни погружён,
вершин (своих же) высоту,
где воздух разрежён,
где холоду искриться днём,
где ночью спать звезде,
что судят на земле о нём
по этой высоте.