Дорого, сердито
На модерации
Отложенный
Водка из горла, расстрел протеста и умирающая власть: фильм Кончаловского про резню в Новочеркасске
Кадр: фильм «Дорогие товарищи!»
В России показали, пожалуй, самый громкий отечественный фильм года — получив специальный приз жюри в Венеции, посвященные расстрелу рабочих в Новочеркасске «Дорогие товарищи!» Андрея Кончаловского закрыли программу «Кинотавра», а в ноябре выйдут в широкий прокат. «Лента.ру» попросила кинокритика Василия Корецкого написать об этой парадоксальной картине.
Когда в 1962 году Андрей Кончаловский в компании Тарковского, Павла Финна и Натальи Рязанцевой тусил на съемочной площадке у Марлена Хуциева, изображая золотую молодежь в «Заставе Ильича», главном фильме хрущевской «оттепели», его, надо полагать, не очень волновало внезапно объявленное двукратное повышение цен на мясомолочную продукцию в СССР. Не волнует оно и главную героиню его нового фильма «Дорогие товарищи!», действие которого происходит в том же 1962-м. Работница новочеркасского горкома Люда (Юлия Высоцкая) спокойно и бесплатно получает свой спецпаек в подсобке, а грядущее подорожание беспокоит ее только по одной причине — с утра народ набежит в продмаг, до входа на склад и не протолкнешься.
Кадр: фильм «Дорогие товарищи!»
1/6
Однако непопулярное решение правительства так аукнется в рабочем Новочеркасске, что народное недовольство почувствуют на себе и Люда, и ее начальник (и любовник) Логинов (Владислав Комаров), и Москва. Возмущенные одновременным повышением цен и снижением зарплат на электровозостроительном заводе, рабочие начнут действовать так, как предписывали им книжки и фильмы про революционную борьбу. Заблокируют движение поездов через город, объявят забастовку и, не получив никакого внятного фидбэка от начальства, выйдут с красными знаменами к горкому. Тут их и встретит цепь автоматчиков да снайперы на крыше.
Кровь с асфальта перед горкомом потом отмывали сутки
Счет жертв шел на десятки, семеро «зачинщиков» были приговорены к высшей мере. Уже в конце 1980-х все осужденные по этому делу были реабилитированы. В 1992-м началось следствие уже против инициаторов расстрела, к тому моменту покойных.
Кончаловский воссоздает на экране трагические события с документальной точностью, вплоть до повторения реплик исторических лиц и безымянных участников, до реконструкции отдельных сцен (например, показанная тут нелепая смерть парикмахерши от случайной пули, влетевшей в салон, зафиксирована документально, в показаниях очевидцев). Сюжетообразующий путь героини Высоцкой по инстанциям и учреждениям в поисках пропавшей в мясорубке дочери, которая оказалась в толпе вышедших с завода демонстрантов, эта «улица роз», ведущая от морга до заброшенного кладбища в деревне около города, тоже, очевидно, составлена из фрагментов реальных показаний матерей. И даже сталинистские высказывания героини — это реальные цитаты из анонимных листовок, которые циркулировали по Новочеркасску в те дни.
Кадр: фильм «Дорогие товарищи!»
1/7
Впрочем, зрителю, знакомому с нынешней политической философией Кончаловского, несложно догадаться, что Люда — это героиня-резонер, альтер-эго режиссера.
И все ее слова — мешанина из Чехова, материнских причитаний и «партийной речи», льющейся из нее как из сомнамбулы, словно против воли — это и его слова. И трагедия бывшей фронтовички, держащей на стене портрет Сталина и одновременно участвующей в мелких экономических махинациях в подсобке продмага, гневно призывающей к расстрелу бунтовщиков на партсобрании и нарушающей все приказы властей в процессе поисков дочери за стенами горкома — это и трагедия Кончаловского. Неразрешимая дилемма одновременно европейца и русского почвенника, который с тоскливым презрением смотрит на негодный народ, «козье племя» (по выражению покойного Эдуарда Лимонова), не понимающее иного языка, кроме языка насилия — но должен как-то держать себя в западных цивилизованных рамках, чтобы иметь возможность ставить оперы в Италии.
Повторить
И для Италии, точнее, Венеции, где «Дорогие товарищи» только что получили спецприз жюри, у Кончаловского есть другая, культурная трактовка фильма — это трагедия вроде античной, а Люда, мечтающая нормально похоронить свою дочь (спойлер — конечно, в финале беда обойдет номенклатурную даму стороной, а как же иначе) — это типа Антигона, которая похоронила своего брата-бунтовщика вопреки приказу царя Креонта.
Но для нас настоящая коллизия «Товарищей» совсем другая. Совместимо ли искусство и пропаганда?
Можно ли снять великую агитку? Этот вопрос регулярно стоит перед российскими режиссерами, берущимися за госзаказ. «Нет», — отвечают «Дорогие товарищи!» Действительно, агитка из них никакая — что бы там ни читал Кончаловский на досуге сегодня, Струве или Герцена, талант автора пронзительной «Аси Клячиной» и субверсивного «Романса о влюбленных» никуда не делся. «Дорогие товарищи!» — это действительно многогранный и парадоксальный портрет советского человека, пойманного в безысходности конфликта между реальным и идеальным, между политическим инстинктом и человеческим чувством. Этот конфликт в конце концов уничтожил СССР — и в фильме мы видим первые трещины. Память о красном терроре на Дону (отец Люды — казак, хранящий в сундуке три «георгия» и икону), память о войне, кровь гражданских на асфальте, советская армия, захватившая советский же город — соединить все это в какую-то связную картину не помогает ни водка, которую хлещут из горла Люда и помогающий ей добрый КГБшник, ни песни сталинских музыкальных комедий.
Шедевры, деньги, власть: Андрей Кончаловский меряет себя по Микеланджело
Дорогие товарищи в кургузых костюмах набухают адской тяжестью, а прибывшие из Москвы Микоян, Шелепин, Козлов и другие высшие партийные чины выглядят как персонажи сокуровского «Молоха», как измятые герои-полутрупы из фильмов сталинского малокартинья, называемого в шутку «кинематографом Чейн-Стокса». Оттепель для сегодняшнего Кончаловского — это время гниения подмороженного при Сталине трупа государства, а не эпоха НТР, возвращения к «ленинским нормам» и веселых прогулок по Москве. Рассказать бы ему, молодому моднику-интеллектуалу об этом в 1962-м — не поверил бы!
Василий Корецкий
Комментарии
И Кончаловский, понятно, жареную тему дожаривает...
...
Погибло в тех событиях 27 чел. И, конечно это дает право авторам говорить о "десятках погибших". Так звучнее.
...
Не упоминают, что Новочеркасск - столица донского казачества.
С этими хлопцами договаприваться - себе дороже... А зачинщики - просто бывшие уголовники.
Но обыкновенная буза превратиласьв национально-освободительную борьбу трудящихся масс.
...
И почему-то никто и никогда не вспоминает главного исполнителя Новочеркасского расстрела - генерал-лейтенанта Шапошникова Матвея Кузьмича (Зам.командующего войсками СКВО)..
Только благодаря ему удалось избежать массового кровопролития.
Настоящий коммунист. Пожертвовал всем, в т.ч карьерой и членством в партии, но сохранил жизи людей.
Но нынешним дебилоидам такое знать не интересно.
.
А агитки это по вашей части.
Он только ввел в город танковую дивизию и утихомирил народ.
И ему ничего за это не было. Я знаю почему, а тебе - такое не нужно. Другого бы в тот же день отправили в Норильск...
Но после это повел себя не совсем грамотно, выгнан с партии, лишен званий, наград и отправлен на пенсию...
Позднее, в 80-х реабилитирован.
Народ уважает и хранит светлую память о Матвее Кузьмиче, как о герое войны, честном и порядочном человеке, человеке предотвратившему массовую бойню. Похоронен сромно, где-то в Ростове...
«Война не на жизнь, а на смерть богатым и прихлебателям, буржуазным интеллигентам… с ними надо расправляться, при малейшем нарушении… В одном месте посадят в тюрьму… В другом — поставят их чистить сортиры. В третьем — снабдят их, по отбытии карцера, желтыми билетами… В четвертом — расстреляют на месте… Чем разнообразнее, тем лучше, тем богаче будет общий опыт…»
Ленин
24—27 декабря 1917 г.
(Ленин В.И. Полн. собр. соч. Т. 35. С. 200, 201, 204. — Из работы «Как организовать соревнование?»)
...
Ленин призывает бороться с врагом в войну. Разными способами.
Что тут удивительного?
Он попал на фронт в июле 1942 г. после окончания училища. Попал в 178 тбр 10 тк.
(тбр тех лет - это всего лишь 55 танков. 2 батальона.
Одним из двух комбатовских танков кмандовал мой отец, лейтнант).
Командир 178 тбр - полковник Шапошников М.К.
После битвы на ю.фасе Курской Дуги, боев за Украину, форсирование Днепра на Букринском и Лютежском плацдармах, взятия Киева Матвей Кузьмич стал героем Советского Союза и комкором 10 тк., далее воевали до 44 г...
Это означает что они дстаточно близко знали друг друна, скрее всего по именам.
...
А ты кто такой? Есть чем похвастаться?
...
Кстати первый комбат у отца - мойор Виват Моисей Менделеевич... :)))
Главное, что приказ такой был, КОММУНИСТИЧЕСКИЙ.
А как там чо было... ХЗ...
...
Приказ был - расстрела не было.
Была случайная стрельба в разных концах города.
К сохе - палке-копалке...
Или не успокаивайся - мне так легче, когда ты переживаешь.
...
По сути, мною изложенного, полагаю ничего ответить нет...
...
Так чем прославили твои родственники род Модестовых?
Кроме пиздобольльства, на каких фронтах Родину знеащищали? Теоретически больше?
А мой папа вот как-то так (выдержка с нарадного на Кр.Звезду):
Или хочешь доказать, что коммуняки не объявляли Диктатуру пролетариата?
Флаг тебе в зубы, и пинка под сраку для скорости, доказывай!