Американский еврей - создатель советской индустриализации

На модерации Отложенный

 Страницы истории

  • <abbr class="datetime">Sep. 19th, 2020 at 9:00 AM</abbr>

 



Альберт, самый старший из восьми детей, родился в семье раввина-мечтателя Иосифа в 1869 году в небольшом германском городе Раунэн. По сведениям, полученным из книг биографа Альберта Кана Гранта Хильдебранда, вскоре после рождения первенца семья покинула Германию и в поисках лучшей доли уехала в Люксембург. Мать будущего архитектора, Розалия, обладая сильным характером, любила изобразительное искусство, музыку. А мальчик уже в детстве играл на фортепиано и увлекался рисованием.

Когда Альберту исполнилось 11 лет, семья эмигрировала в Америку, в быстрорастущий город Детройт, где в то время начался индустриальный и архитектурный бум. Так как семейство росло и испытывало большие финансовые трудности, Альберт был вынужден бросить школу и устроиться "мальчиком на побегушках" в архитектурную фирму Масона. Благодаря проявленным способностям и исключительному трудолюбию, он, не имея никакого профессионального образования, постепенно становится главным чертёжником, затем ведущим архитектором-проектировщиком фирмы. И как только Альберт начал зарабатывать деньги, он стал материально помогать родителям, а позже даже оплачивать учёбу брата Юлиуса в Мичиганском университете. Для совершенствования знаний руководство фирмы направляет талантливого двадцатидвухлетнего юношу в Европу. А, возвратившись в Детройт, он вместе с братьями-инженерами Юлиусом и Морицом в 1902 году создает собственную проектно-архитектурную компанию "Albert Kahn Associates Incorporated" (АЛА), которая успешно просуществует более ста лет. Альберт никогда не забывал о своём происхождении, и по его проектам на средства еврейской общины в Детройте возводятся великолепные монументальные здания синагог "Beth El", "Temple Beth El", оригинальнейшая по форме консервативная синагога "Shaarey Zedek". В 1906 году фирма Альберта Кана создаёт проект завода в Буффало (штат Нью-Йорк), который стал образцом для строящихся американских автозаводов "Большой Тройки".

В 10-е – 20-е годы ХХ века в Детройте особенно бурно развивается автомобильный бизнес Генри Форда, который впервые ввёл непрерывный производственный поток и наладил серийное производство дешёвых и массовых автомобилей. Для введения поточной технологии требовались громадные корпуса цехов. И, несмотря на то, что Форд был отъявленным антисемитом, но для создания новой заводской архитектуры он вынужден был пригласить молодого и очень талантливого еврея-архитектора. И Альберт Кан стал разработчиком эпохального проекта автозавода в Хайленд – Парке (штат Мичиган) – просторного четырёхэтажного здания‚ пронизанного светом благодаря широкому использованию стекла. Там впервые был установлен конвейер. Позднее по проекту Альберта Кана открылся самый большой в мире‚ с несколькими поточными линиями и площадью около 500 га‚ завод "Форд Руж" в Дирборне (окрестности Детройта). Этот завод, который стал центром автомобильной промышленности США, – одна из вершин индустриальной архитектуры‚ внесшей в американский пейзаж великолепие‚ сделанное руками человека, а также "поэзию индустриализма".

Альберт Кан был прагматичным проектировщиком, который всегда добивался завершать все задания вовремя и, что не менее важно, в пределах бюджета. Способности и административные навыки Кана, который обладая ясностью мысли, разработал технологию, позволяющую проектировать огромный завод за несколько месяцев и такими же темпами его строить, произвели на Генри Форда огромное впечатление. Видимо, поэтому создатель названных и многих других заводов Форда, вошел в некоторые справочные издания как "архитектор Форда". Эстетика архитектуры Кана принимается на вооружение ведущими архитекторами мира, и, таким образом, эстетические принципы Альберта Кана сформировали индустриальную архитектуру XX века. А она, в свою очередь, оказала существенное влияние на создание в Советском Союзе мощнейшей военной промышленности, о чём сравнительно недавно рассказал в статье "Танки за хлеб. Американские корни советской военной промышленности" редактор журнала "Евро-Экспресс" (Берлин, №50-2004 год), архитектор по образованию Дмитрий Хмельницкий.

В начале 1929 года, когда Америку охватила Великая Депрессия, в СССР приехал представитель компании "Форд" и, посетив Путиловский завод в Ленинграде, с удивлением обнаружил, что там без всякой лицензии под маркой "Красный Путиловец" несколько фордовских механиков собирали купленные в Америке и разобранные на части тракторы из Детройта. Но сборщики не знали секретов технологии отдельных деталей, и трактора выпускались с большими дефектами…

Советской, отечественной тракторной промышленности до 1930 года не было. А для выполнения курса партии на индустриализацию и укрепление обороны стране нужна была своя тракторная промышленность. Руководство СССР вынуждено было рассчитывать на иностранную архитектурно-градостроительную помощь, и даже давало зарубежным архитекторам известную свободу, позволяя им создать советские проектные организации по зарубежным образцам. В 1928 году группа московских инженеров явилась в Детройт и предложила самой известной в США фирме промышленного архитектора Альберта Кана составить проекты производственных зданий стоимостью в два миллиарда долларов. Около дюжины проектов должны были делаться в Детройте, остальные – в СССР.

Передовых советских инженеров поддержала пресса. В июне 1929 г. "Торгово-промышленная газета" писала: "

Госпроектстрой" должен стать "учебно-производственным предприятием, которое, воспринимая американский опыт в процессе своей производственной деятельности, одновременно передавало бы этот опыт возможно большему количеству стройорганизаций и молодых советских специалистов. Наша задача – овладеть богатейшим американским техническим опытом в области строительства, научить этому опыту молодые кадры".


И в феврале 1930 года в Детройте, тайно от общественности, несмотря на то, что официальных отношений между СССР и США ещё не существовало, был подписан договор о деловом сотрудничестве между Альбертом Каном, и представителем "Амторга". Вслед за этим в Москву прибыла группа американских архитекторов и инженеров во главе с братом Альберта Кана Морицем, которые образовали "самое большое архитектурное бюро мира" под названием "Госпроектстрой". И ВСНХ СССР заключил договор, согласно которому фирма Кана стала главным проектировщиком и консультантом советского правительства по промышленному строительству. Причина обращения советского руководства именно к Кану заключалась в том, что на заводах Форда, он отработал высокопроизводительную технологию проектирования промышленных предприятий.

В США его фирма штатом в 400 человек готовила рабочие чертежи за неделю, а корпуса промышленных предприятий возводила за пять месяцев. И Кан смог практически доказать, что способен сделать то же самое и в СССР. Американский опыт проектирования предприятий был принят в Советском Союзе за образец, и Кану был предложен больший пакет заказов на строительство новых тракторных заводов в Сталинграде, Челябинске, Харькове и Томске; самолетостроительных – в Краматорске и Томске; автомобильных – в Челябинске, Москве, Сталинграде, Нижнем Новгороде, Самаре; проектирование Ленинградского алюминиевого завода и Уральской асбестовой фабрики, теплоэлектростанции в Якутске, станкостроительных заводов в Калуге, Новосибирске и других городах… Параллельно с выполнением этой колоссальной работы было организовано обучение советских проектировщиков.



Но эффективное сотрудничество с "Госпроектстроем" американцам организовать не удалось. 14 октября 1930 г А.Кан в письме в ВСНХ СССР пишет:

"Оказалось невозможным обеспечить достаточное количество хорошо квалифицированных советских архитекторов и инженеров. Наши люди были вынуждены сами выполнять значительную часть чертёжной работы. Они сделались чертёжниками вместо того, чтобы быть руководителями чертёжного бюро".

В другом письме А.Кана председателю Союзстроя Н.П.Комарову сообщалось:

"Из 300 работников очень немногие являются опытными, большинство имеет небольшой стаж, а многие являются просто учениками. Если бы какая-либо деловая организация в Соединённых Штатах или в какой-либо другой стране имела такой состав работников, то не прошло бы и нескольких месяцев, как эта организация потерпела бы банкротство".

Но несмотря на это, проект Сталинградского тракторного (впоследствии танкового) завода был выполнен в рекордно короткие сроки: строительные конструкции для него были изготовлены в США, перевезены в СССР и смонтированы в течение шести месяцев. Затем следующий заказ – на проект гигантского Челябинского тракторного завода.

В 1931 году побывавший на строительстве ЧТЗ журналист Кникербокер писал в своей книге "Угроза красной торговли":

"Строящаяся сейчас тракторная фабрика в Челябинске может почти моментально быть переориентирована на военные цели для отражения ожидаемого нападения капиталистического мира. Планируемый выпуск 50 000 штук десятитонных 60-сильных гусеничных тракторов в год, очень сильно напоминающих танки, означает, что речь идет о производстве одного из типов танков".


Между 1929 и 1932 годами американская фирма Альберта Кана в СССР спроектировала от 521 до 571 промышленных объектов, организовала поставку оборудования для сооружаемых предприятий, и этим создала едва ли не всю советскую военную промышленность, без которой невозможна была бы в будущем победа над фашистской Германией во Второй мировой войне. Теперь тракторные заводы могли в кратчайший срок выпускать танки. А гусеничный трактор "ЧТЗ" сам по себе напоминал… танк. Через 11 лет, к июню 1941 г., в Красной Армии на вооружении находилось 24 тысяч танков собственного производства…

За выполненное задание Альберт Кан с его коллегами получили от советского правительства, гонорар, а все строительство обошлось в два миллиарда (примерно 220 миллиардов нынешних долларов) долларов. Сталин же эту самую валюту получал из США, за счет пшеницы, которую туда отправлял пароходами в самый разгар массового голода советских людей в Поволжье и в Украине… и других сырьевых поставок. В 1932 году "любимый вождь всех народов" решил, что кредит в Америке обходится стране слишком дорого, и приказал разорвать договор с Каном. Попытка Альберта Кана лично добиться продления контракта успеха в Москве не имела и его сотрудники покинули Москву. А начиная с 1933 года, главным партнером в строительстве военно-промышленного комплекса стала для СССР… гитлеровская Германия… Заметим, что в СССР из-за "сугубой секретности" (вплоть до нынешнего XXI века) никто не слыхал и не знал ни про Кана, ни про "Госпроектстрой".

А фирма выдающегося американского проектировщика, еврея Альберта Кана продолжала успешно творить во многих странах мира. Только в Соединённых Штатах она спроектировала 1900 промышленных (каждый пятый промышленный объект!) и общественных зданий (университеты, больницы, банки, театры, библиотеки).


К началу Второй мировой войны по проекту Кана в Америке завершены такие важные военные предприятия, как танковый завод "Крайслера" в Детройте и огромный завод бомбардировщиков "Форда". Альберт Кан без устали трудился до последнего дня своей жизни, и умер в Детройте в зените славы в 1942 году. Его вдова получила соболезнующее письмо из-за железного занавеса, из CCCР, от знаменитого архитектора-конструктивиста Виктора Веснина, одного из тех, кто курировал всю советскую деятельность фирмы Альберта Кана. Фирма, созданная Альбертом Каном, существует до сих пор, а ее основатель вошел в историю как самый значительный и прогрессивный промышленный архитектор, которого наряду с Вальтером Гроппиусом, Ле Корбюзье, Эрихом Мендельсоном и Оскаром Нимеиром считают архитектором, определившим лицо ХХ века. Имя этого иммигранта, отдавшего без остатка все силы и талант своей второй родине, Соединённым Штатам Америки, заслуженно внесено в список великих евреев мира.

22 июня 1941 года Адольф Гитлер вторгся на территорию Советского Союза. Германия начала войну, имея три с половиной тысячи танков. За три месяца Красная Армия потеряла 18 тысяч танков, 22 тысячи пушек, два с половиной миллиона пленных. Для любой другой страны такие потери означали бы полное поражение. Но не для СССР. Размещение промышленных центров, спроектированных фирмой Кана, за Уралом, помощь союзников и колоссальное напряжение сил всего народа сделали конечную победу возможной.


К сожалению, Альберт Кан не увидел результатов своих трудов. Он умер в 1942 году. С первого дня вступления США в войну он отдал все свои силы и возможности своих инженеров и конструкторов на службу военной промышленности Америки. Он работал без отдыха и выходных до последней минуты своей жизни и умер, склонившись над чертежной доской. Мориц Кан скончался еще раньше в 1938 году.

Смерть великого архитектора вызвала поток соболезнований и выражений скорби со всего мира. Приведу только два, но высказанные двумя людьми, которые может быть больше всех понимали влияние Альберта Кана на их жизнь и на жизнь стран, в которых они жили.

Вот что сказал Генри Форд:

Альберт Кан был один из самых лучших людей, которых я знал за всю мою жизнь. Плоды его гения остаются в каждом уголке земли. Его отличал утонченный вкус; его характер был воплощением цельности; его гражданские качества были выше всякой похвалы; и ни при каких обстоятельствах он не изменял своим принципам. Его будет не хватать и как человека и как помощника в выполнении великих планов.

А вот что написал Виктор Веснин, один из самых авторитетных в то время архитекторов Советского Союза, на свой страх и риск пославший телеграмму вдове Альберта Кана:

"Альберт Кан оказал нам огромную услугу в проектировании большого числа заводов и помог нам приспособиться к американскому опыту в сфере промышленного строительства. Советские инженеры и архитекторы будут всегда и с большой теплотой вспоминать имя Альберта Кана, талантливого американского инженера и архитектора."

Следует отметить, что в это время официальная советская пропаганда уже начала переписывать историю, принижая участие американских конструкторов до уровня незначительной технической помощи под руководством советских инженеров.
В таких условиях признание истинной роли Кана в письме за границу было делом весьма рискованным...
Никаких официальных соболезнований от Правительства СССР вдове Альберта Кана выслано не было...

Исаак Трабский