Россия и США усиливают соперничество в восточно-средиземноморском регионе, пытаясь втянуть Кипр
На модерации
Отложенный
Кипр стал жертвой новых внешних усилий, направленных на то, чтобы втянуть эту островную республику, являющуюся членом Европейского союза, в сферу влияния одной из соперничающих в Восточном Средиземноморье держав — России или США.
На Кипр 8 сентября прибыл министр иностранных дел России Сергей Лавров. Он приехал в Никосию, чтобы отметить 60-летие установления дипломатических отношений между двумя странами и подписания соглашения об избежании двойного налогообложения. Лавров воспользовался случаем, чтобы выразить озабоченность России по поводу рискованных действий Турции в Восточном Средиземноморье и призвать стороны к диалогу.
Между Россией и Кипром на протяжении десятилетий по ряду причин складывались особенно теплые отношения. Россия поддержала независимость Кипра от Великобритании, народы России и Кипра исповедуют православие, а Коммунистическая партия Кипра в течение многих лет имела большое политическое влияние. Предшественник нынешнего кипрского президента Никос Анастасиадис был первым коммунистическим президентом Кипра и единственным коммунистическим лидером в ЕС.
В 2015 году Анастасиадис и Владимир Путин подписали соглашение о предоставлении российским военным кораблям доступа в кипрские порты для проведения технического обслуживания и дозаправки. Этот шаг вызвал недовольство у администрации Трампа. Хотя на самом деле американцы не стремятся использовать эти объекты для демонстрации своей военно-морской мощи в регионе, но они не могут позволить делать это России.
К огорчению Вашингтона, Москва укрепила свое влияние в Леванте, сыграв ключевую роль в гражданской войне и других конфликтах в Сирии, не допустив свержения законного правительства и обеспечивая вместе с Турцией режим прекращения огня в северо-западной провинции Идлиб.
В декабре прошлого года Конгресс США принял закон, разрешающий частичную отмену на один год американского эмбарго на продажу нелетальной военной техники Кипру в обмен на отказ от соглашения о предоставлении российским военным кораблям доступа в кипрские порты. Американские законодатели от обеих партий утверждали, что российским кораблям нет необходимости заходить в кипрские порты, потому что у них есть своя военно-морская база в Тартусе в соседней Сирии.
Министр иностранных дел Кипра Никос Христодулидес попытался обойти американские законы, заявив, что политика Кипра в этом вопросе не изменилась, и российским кораблям будет разрешено заходить в порты по «гуманитарным соображениям», что бы это ни значило. Предположительно, Никосия надеется закупать американское оборудование, позволяя при этом российским кораблям совершать заходы.
Из-за упрямства Эрдогана и восхищения турецким лидером со стороны Трампа, неожиданный визит Помпео на Кипр вряд ли снимет напряженность или станет фактором противодействия усилиям России по укреплению связей с Кипром и Грецией, не отталкивая Турцию. И Вашингтон, и Москва делают все возможное, чтобы поддерживать хорошие отношения с агрессивным Эрдоганом в надежде, что тот не развяжет новую войну.
Комментарии