России надо готовиться к снижению экспортной выручки и падению уровня жизни

На модерации Отложенный

Чем отличается Первый мир от других миров — так это наличием долгосрочных стратегических планов. Почти вся будущая жизнь прописана и детализирована там на 10-15, а то и более лет. В России, к сожалению, не умеют читать и реагировать на эти планы, предпочитая жить или короткими тактическими циклами длиной до 1 года или конспирологией (например, «доллар скоро рухнет» — слышим это с 2000 года).

Вот еще один стратегический план Евросоюза по «новой энергетике». Чтобы потом в России не говорили, что, дескать, ничего не знали, «как гром среди ясного неба», «уважаемые партнеры» опять обманули и т. п.

Объединенная Европа собирается сократить выбросы парниковых газов минимум на 55% к 2030 году. Причем левые и зеленые требуют сокращения на 65%, правоцентристы — на 60%, консерваторы — на 55%. Т.е. общий консенсус всех политических сил на масштабное сокращение есть, дело только в деталях. «Несмотря на кризис COVID-19, „зеленый курс“ остается высшим политическим приоритетом» президента Еврокомиссии фон дер Ляйен, которая охарактеризовала его как «новую стратегию роста Европы».

 

Возобновляемые источники энергии в структуре энергопотребления должны вырасти до 40% к 2030 году по сравнению с текущим целевым показателем в 32%.
Потребление в Европе угля необходимо сократить на на 70% по сравнению с 2015 годом, а потребление нефти и газа — более чем на 30% и 25% соответственно.
Инвестиции в «зеленую энергетику» вырастут на 350 млрд евро в год.

Давно пишу, что «зеленая энергетика» — новый и долгосрочный тренд.

Потенциально это триллионы долларов инвестиций, новые заводы, наука и вся инфраструктура, с этим связанная. Новые рабочие места на миллионы человек. Можно в России орать про «климатический заговор» и пр., но сути дела это не изменит. С этим надо сначала смириться, а потом приспосабливаться.

Приспосабливаться как? Новый план ЕС означает, что ему нужно будет меньше газа, нефти и угля из России. Пока Европа — наш главный рынок сбыта углеводородов. Кроме потери экспорта в физическом измерении, наверняка такое уменьшение спроса со стороны макрорегиона с населением в 500 млн человек и в 22-23% мирового ВВП скажется и на снижении цен на нефть и на газ. И на их волатильности: контракты по тому же газопроводному газу будут не долгосрочными и не с привязкой к ценам на нефть, а спотовыми (биржевыми).

В общем, России надо готовиться на среднесрочном уровне (на горизонте 5-15 лет) к снижению экспортной выручки раза в 2, а то и в 3. Это минус $120-150 млрд (может, и больше). Что-то постепенно компенсирует сельское хозяйство (как не раз писал, 20-30-40 млрд еще можем прибавить), экспорт золота (а не накопление его в резервах ЦБ, как сейчас; по 2020 году будет +10 млрд), никель, кобальт, лесообработка и т. п. Может, треть падения компенсируется.

Но в целом тренд понятен. Рубль будет дешеветь и дальше, уровень жизни населения отползет куда-то в начало 2000-х, меньше будет милитаризации, снова придется дружить с Западом и т. д. Все могут вспомнить, как примерно мы жили 20-25 лет назад. И начинать готовиться к этому.