После Лукашенко или время перемен. Перемены будут, но не в вашу пользу или немног

На модерации Отложенный После Лукашенко или время перемен. Перемены будут, но не в вашу пользу или немного о белорусских иллюзиях.

Доброго всем времени суток. Итак, в Минске 16 августа состоялся крупнейший митинг против Лукашенко. По подсчетам самых независимых СМИ, митинг собрал до 200 тыс. человек. Далеко не факт, что эти оценки отражают реальность, но факт массового протеста налицо.

На одном из видео на тывизоре человек из толпы в двух фразах выражает чувства собравшихся – «Мы, белорусы, консолидировались, потому что мы больше не можем терпеть этого лицемерного и постоянно лгущего нам человека у власти над страной столько лет подряд. Просто настало время перемен».

 

 

Что тут сказать – мы, в России, очень хорошо знаем о том, что Лукашенко – человек с двойным (тройным, четверным…) дном. Достаточно вспомнить запрет Георгиевской ленточки под бесконечные разговоры о братской России. С патетической частью недовольства белорусов все понятно. Но вот вторая часть - про перемены – о ней стоит сказать отдельно.

Складывается впечатление, что активно крича «Уходи», белорусы не совсем отдают себе отчет, насколько современная Белоруссия является личным проектом А.Г.

Думаю, что не ошибусь, если скажу, что подавляющее большинство протестующих думает, что после Лукашенко весь привычный образ жизни останется точно таким же - только уже без Лукашенко. Но так не будет.

Существующий миропорядок (если это слово применить к масштабам Белоруссии, конечно) – то есть взаимоотношения власти, общества и бизнеса, полностью выстроен президентом. Очень высока вероятность, что с его уходом начнутся тектонические изменения в социальной жизни Белоруссии. О чем речь.

 

 

 

Во-первых,

осуществление масштабной приватизации предприятий госсектора с последующими мероприятиями по повышению их эффективности и массовые закрытия предприятий, признанных неэффективными.

Приватизация в случае смены власти будет неизбежна. Новым лицам надо будет на первых порах как-то продемонстрировать населению, что жить становится лучше – жить становится веселее. Быстро получить деньги на более веселую жизнь можно только заняв их у западных структур, прежде всего МВФ.

А они всегда одним из условий ставят масштабную приватизацию госсобственности (а еще – повышение тарифов, но это будет маленьким шрифтом в самом конце, чтобы общественность не волновать).

В Белоруссии не было масштабной приватизации системообразующих государственных предприятий – 80% белорусской экономики принадлежит государству.

Какие последствия это имеет для экономики? Как и любой другой общественный процесс – как хорошие, так и плохие.

Хорошие – когда вы владеете диверсифицированными активами (проще - предприятиями из разных сфер экономики), вы можете в случае необходимости перераспределять прибыль одних, для вложений, помощи, развития, покрытия убытков других. Таким способом, например, происходило развитие экономики в Союзе.

Из главных минусов – постепенно количество неэффективных предприятий накапливается, и они начинают съедать все большую часть ресурсов, поставляемых эффективными. Это тоже происходило в Союзе. Лукашенко сохранил эту практику.

Таким способом удавалось избегать сокращений рабочих мест, закрытия предприятий, резкого снижения жизненного уровня населения.

Разумеется, после ухода Лукашенко и приватизации никакого переливания денег между секторами и предприятиями не будет. Выяснится, что значительная часть хозяйствующих субъектов была нежизнеспособна со всеми вытекающими – массовым закрытием и увольнениями.

Сотрудникам же тех предприятий, что будут признаны рынком эффективными тоже не стоит расслабляться – они должны будут стать еще более эффективными. То есть будут максимальные сокращения всех служб и вспомогательных производств, освобождение от социальной нагрузки заводов и фабрик, при одновременном повышении рабочей нагрузки на оставшихся работников. Россия все это проходила в конце 90-х – начале 2000-х.

Во-вторых, 

снижение в той или иной мере уровня политического, а значит и экономического взаимодействия с Россией, и как следствие – серьезное ухудшение возможностей государства по поддержанию сложившегося уровня жизни своих граждан.

Очевидно, что кто бы ни пришел на место Лукашенко – откровенно русофобские националисты или якобы более умеренная оппозиция вроде Тихановской, контакты и связи с Россией будут в лучшем случае замораживаться, в худшем – обрываться.

Тот факт, что это стремительно приведет к деградации собственной страны никого не остановит – пример Украины это доказал. Парадоксально, но чем хуже будет становиться ситуация, тем сильнее будет новая власть ориентироваться на запад – он останется единственным источником живых денег для республики.

То же самое мы сейчас видим на Украине, где каждый транш МВФ обусловлен набором требований и уступок. Интересно будет посмотреть на реакцию простых белорусов – будут ли они тогда просто прогуливаться по Минску.

В общем и целом, если сейчас закончится эпоха Лукашенко, то с ним уйдет и эпоха мягкого белорусского социализма, на смену которой придет капиталистический принцип социализации издержек и приватизации прибылей. Об этом ли мечтают протестующие белорусы – весьма сомнительно.