Американский «прорывной электрогрузовик» оказался рекламным трюком

На модерации Отложенный

Оправдываться за откровенную манипуляцию вынужден очередной американский «хайтек-стартап». После начала скандала компания Nikola признала, что её «прорывной электрогрузовик», снятый в ролике в 2016 году, не мог ездить сам. Но тут же громко заверещала, что уж вторая-то модель, над которой якобы идёт работа сейчас, точно будет рабочей.

Подоспел очередной пример того, как имитация «высоких технологий» на корню убивает любое реальное развитие.

И этот пример – снова родом из США.

«При съёмках промо–ролика электрогрузовика Nikola One он катился с холма.

Утверждается, что сотрудники компании отбуксировали грузовик на холм, пустили его катиться вниз и засняли процесс, при этом наклонив камеру, чтобы создалось впечатление, что он движется по ровной местности».

Вот как это выглядело в том самом рекламном ролике.

Проделанный трюк дал компании Nikola возможность привлечь инвестиции, и сейчас её рыночная капитализация составляет около 13-ти миллиардов долларов.

Причём – это несмотря на то, что фирма не продала ни единого работающего изделия. Старт мелкосерийных поставок якобы работающих электрогрузовиков Nicola Two намечен лишь на следующий год.

«А чё, так можно было?», вскричит любой человек, живущий в нормальной парадигме, в рамках которой если компания ничего не продаёт, то обычно она – банкрот. Да, в Америке – можно. Главное – навешать лапши инвесторам, которые доверили деньги модным инвестфондам, покупающим акции распиаренных псевдо-стартапов.

Правда, если вдруг один из инвесторов окажется чуть-чуть поумнее, то сразу начнутся проблемы. Ведь юмор ситуации вокруг компании Nikola заключается в том, что скандальные подробности о вранье в промо-ролике выяснила Hindenburg Research – фирма, вложившаяся в этот стартап.

В ответ сказочники из Nikola разразились смешными объяснениями.

Никола устанавливает рекорд по ложным и вводящим в заблуждение отчетам о коротких продажах:

«Компания никогда не утверждала, что у неё есть рабочий прототип Nikola One, заявил стартап, а вторая версия грузовика рабочая.

Компания подтвердила, что грузовик Nikola One, снятый в проморолике в 2016 году, не мог ехать самостоятельно. У машины были рабочие коробка передач, аккумуляторы, гидроусилитель руля и другие узлы, рассказали в Nikola. Однако компания не упомянула функционирующий водородный топливный элемент или двигатели для привода колёс — ключевые для технологии компоненты, отмечает Ars Technica.

«Nikola переключилась на производство следующего поколения грузовиков, поэтому решила не тратить дополнительные ресурсы на доработку автомобиля, чтобы Nikola One ездил самостоятельно», — пояснили в Nikola».

То есть, суть их визгливых оправданий сводится к тому, что по отдельности-то часть узлов анонсированного «прорывного электрогрузовика» существует. А значит – какая, мол, разница, что в ролике задействовали нерабочее изделие? Ребята же стараются и скоро всё допилят!

Главное, конечно, не обанкротиться в процессе, потому что они явно не просто так промолчали в своих оправданиях насчёт ключевых узлов электрогрузовика, без которых проект вообще нежизнеспособен.

Ведь раз компания до сих пор ничего не производит, то вся её дутая капитализация держится на вере инвесторов в скорый прорыв. А правда о промо-ролике подрывает эту веру. Потому у стартаперов так и припекло.

«Nikola никогда не утверждала, что в ролике грузовик едет самостоятельно. В соцсетях в описании к видео было указано: "В движении", но не "Едет самостоятельно" или "Едет с помощью двигателя"», — подчеркнул автопроизводитель.

В Nikola отметили, что у компании есть функционирующий прототип грузовика Nikola Two, возможности которого компания продемонстрировала в 2019 году.

Шум вокруг первого прототипа позволил компании привлечь партнёров типа Bosch и Iveco, указывает Ars Technica. Успех производителя теперь будет зависеть от анонсированного грузовика Nikola Two, пикапа Badger и другой продукции. Если всё получится, возможно, ложь о Nikola One не будет иметь значения, предполагает издание».

Ключевое слово – если. И об это слово спотыкаются многие американские хайтек-сказочники.

«Кстати предзаказы на грузовик от Tesla принимаются с 2017 года, первый срок выхода – late 2018. Как там, мировая логистика-то перевернулась – ну, с "бесплатная зарядка, тыщу миль тянет огромный груз спокойно"?...

Но ржать, ребята, надо над путинскими мультиками, а потом, чтобы прокачать маниакально-депрессивный психоз, резко рыдать над "Все заводы в стране закрыты, всё уничтожено, ничего не производится и не разрабатывается вообще, капитализмубивает". Только так. Потому что 13 миллиардов кококопетализация, спервадобейтесь, ну».

Никакого переворота в мировой логистике, естественно, не произошло. Но грузовик Tesla, в отличие от того самого Nikola One, хотя бы ездит. Просто ёмкость его батарей не даёт возможностей, которые обещал Маск. За что последнего пинают даже в самих США. Тот же Билл Гейтс, допустим.

«Гейтс раскритиковал проекты фур вроде Tesla Semi и электрических самолётов, выразив сомнения в их целесообразности:

«Проблема в том, что батареи большие и тяжёлые. Чем больший вес нужно переместить, тем больше батарей понадобится для питания автомобиля. Но чем больше батарей используется, тем больше весит сама машина и тем больше энергии нужно. Даже при условии серьёзного прорыва в аккумуляторных технологиях, электромобили, вероятно, никогда не станут практическим решением для таких вещей, как 18-колесные тягачи, грузовые корабли или пассажирские самолёты. Электричество — рабочий вариант, когда нужно преодолеть короткие расстояния, но нам нужно другое решение для тяжёлых и магистральных транспортных средств».

Однако, как показывает пример Nicola One, имитационный псевдо-хайтек не стоит на месте. Зачем делать ездящий грузовик, пусть и тяжеленный, а потому невыгодный, если можно просто скатить макет с горочки и получить капитализацию в 13-ть миллиардов?

Незачем.

А значит – имитаторов будет становиться всё больше и больше. И они высосут в свои имитационные как-бы-стартапы всё, что напечатает ФРС США в рамках попыток оживить американскую экономику.

Пациент скорее мёртв, чем жив. Но российским креаклам, конечно, вся эта неприятная правда нипочём.

 

Руслан Осташко