Архитекторы раздора

На модерации Отложенный

Архитекторы раздора Архитекторы бывают разные. Был, например, такой великий французский архитектор Ле Корбюзье. Он живо интересовался тем, что происходило в молодой тогда Советской России, предложил план переустройства столицы первого социалистического государства. По его проекту в Москве было возведено здание «Центросоюза» (теперь там размещается Росстат). Всемирно признанный мастер был даже членом редколлегии советского журнала «Современная архитектура». Многие другие западные и отечественные архитекторы, имена которых сейчас встречаешь на страницах учебников, восхищались Лениным, Октябрьской революцией, строительством социализма в России. На первые советские годы вообще пришелся расцвет архитектуры в СССР и превращение Советской России в мировой центр архитектуры. Вплоть до середины 30-х из разных центров Европы и США в страну победившего социализма приезжали архитекторы, помогали возводить наш город, строить заводы и жилые кварталы. Бригада под руководством немецкого архитектора Эрнста Мая, деятеля Бахауса (школа строительства под Веймаром, которая оказала определяющее влияние на современные представления о жилом доме) планировала Магнитогорск, Нижний Тагил, Новокузнецк. Социализм открыл широкие возможности для архитектурной мысли. Отсутствие частной собственности на землю, государственное субсидирование – все это позволяло воплощать в жизнь самые смелые проекты.  Но это были великие творцы облика ХХ века. А тут «проектируют» чиновники от архитектуры, засевшие в верхушке современного Союза архитекторов России (САР). Гениальными проектами они не прославились, в учебники по архитектуре не попали, связь ленинской революции и славных страниц истории отечественной архитектуры их не волнует. Лучшие из них – просто дипломированные специалисты, уже забывшие о кульмане и перешедшие на административную работу; худшие – не имеющие отношения к искусству закоренелые бюрократы, которые готовы по звонку сверху хоть любое письмо подписать, хоть любого политического деятеля очернить. Недавно они сподобились объявить о том, что САР объявляет «Всероссийский конкурс» «на лучшую концепцию» по реиспользованию Мавзолея В.И. Ленина на Красной площади. Куратор проекта – Ирина Коробьина – бывший директор Музея архитектуры имени А.В. Щусева, три года назад покинувшая этот пост из-за скандала с Минкультом. Обратите внимание – госпожа Коробьина, намерившаяся рассматривать проекты ре использования Мавзолея после выноса из него тела Ленина, руководила Музеем имени Щусева – гениального советского архитектора, который и спроектировал Мавзолей, под руководством которого и были построены два временных и нынешний каменный Мавзолеи. Он взялся за строительство Мавзолея из глубокого благоговения перед памятью вождя революции. Приведу слова самого академика Щусева из его статьи в «Строительной газете» от 21 января 1940 года: «…Надпись на Мавзолее я предложил простую – одно слово, в котором заключено столько волнующего смысла для всего трудящегося человечества. Это слово – ЛЕНИН… «Ленин умер, по дело его живет» – этот лозунг, провозглашенный партией после смерти Владимира Ильича, помог мне найти архитектурный образ Мавзолея. Я создал композицию ступенчатого памятника-трибуны… Запечатленный в образе Мавзолея памятник гениальному вождю мирового пролетариата вошел в исторически сложившийся ансамбль Красной площади как новая, ведущая архитектурная доминанта… Подъем, который я испытал в этой работе, является самым замечательным творческим переживанием за всю мою жизнь». Как может руководитель Музея имени Щусева с таким пренебрежением, если не сказать цинизмом, относиться к воле и убеждениям самого покойного академика Щусева, создавшего мировой шедевр? Ведь это все равно как если бы директор Музея имени Пушкина предложил… перезахоронить тело Александра Сергеевича подальше, а могильный памятник, пардон, «реиспользовать», потому что… некоторым современным писателям не нравится, что Пушкин обличал самодержавие и восхвалял декабристов. Кстати, председатель Союза архитекторов Николай Шумаков в интервью «МК» заявил, что существует замысел после выноса тела вождя… сделать Мавзолей филиалом Музея Щусева. То есть построенный Щусевым архитектурный памятник, призванный напоминать людям о великой исторической миссии В.И. Ленина, будет памятником... самому творчеству Щусева. Что ж, парад в честь парада у нас уже регулярно проводится, отчего же не быть мавзолею в честь Мавзолея? Между прочим, САР планирует созвать комиссию для отбора «лучших проектов». В эту комиссию, как заявляет сайт организации, будут приглашены министр культуры РФ О.Б. Любимова, директор музеев Кремля Е.Ю. Гагарина, кинорежиссер Сокуров, прославившийся своей «чернушной» лентой о Ленине. В списке приглашенных значатся имена главы «Справедливой России» Сергея Миронова и редактора газеты «Завтра» Александра Проханова. По инициативе  архитекторов провокации (истинные инициаторы, как я предполагаю, сидят в инстанциях повыше) левые деятели должны санкционировать вынос тела Ленина и реновацию Мавзолея. Хочется услышать мотивы их соучастия в замышляемом вандализме. 2. Хотя «архитекторы» уверяют общественность, что никакой политики в их заявлении нет, это не так. Ведь тут же они выдвигают давно уже затасканные и тысячи раз опровергнутые доводы в пользу того, что «Ленину не место на Красной площади». Придется повториться. В описании конкурса говорится: «Нахождение вождя Великой Октябрьской социалистической революции В.И. Ленина в Мавзолее на Красной площади в Москве, в самом сердце страны, осознавшей исторические ошибки прошлого, входит в противоречие с современными представлениями о фиксации «вечной памяти» и является нарушением русской православной традиции, а также воли самого вождя». Начнем с «исторических ошибок». Судя по всему, руководство САР склонно путать мнение начальства и убеждения большинства россиян. Действительно, уже в течение 30 лет находящиеся у власти бывшие члены ВЛКСМ, КПСС и КГБ СССР, отрекшиеся от своих взглядов, от своей советской Родины, всячески очерняют Ленина, Сталина, других руководителей Советского государства, сам советский строй и социализм. Идеал для них теперь – колониальный режим, при котором они и их родственники стали распорядителями ресурсов страны, ее недр, «заводов, газет, пароходов». Но большинство населения России придерживается совсем другого мнения. После короткого ослепления пропагандой антикоммунизма они стали осознавать, что потеряли, понимать, что было сделано для трудового народа Лениным и большевиками. В апреле 2020 года фонд «Общественное мнение» провел среди россиян опрос об отношении к В.И. Ленину и увековечиванию его памяти. Даже через 30 лет после развала СССР 56% россиян считают, что Ленин положительно повлиял на российскую историю. Они ставят ему в заслугу победу над безграмотностью, введение бесплатного образования, медицины. Лишь 20% видят в Ленине отрицательного героя. Против сноса памятников Ленину также выступили 86% россиян, за – всего 7%. 76% наших соотечественников против переименований улиц и площадей Ленина. («Россияне вступились за памятники Ленину» // Лента.Ру. 22 апреля 2020). И это несмотря на совершенно оголтелую антисоветскую пропаганду, которая развернута в школах, вузах и в официозных СМИ! Конечно, потомки могут и не разделять убеждения предшественников и осуждать иные поступки предков, но кощунственно не чтить память. Есть немало турок, которые не одобряют то отношение к исламу, которое выражал Мустафа Кемаль Ататюрк, но это не мешает телу Ататюрка покоиться в Мавзолее, который – объект почитания для всех граждан Турецкой Республики. Ататюрка почитают как создателя Турецкой Республики. Кстати, Ленин тоже был основателем и первым руководителем Российской Республики, правопреемником РСФСР–СССР считается современная РФ. И это требует цивилизованного отношения всех нас к прошлому Родины. Далее, в заявлении СА говорится о противоречие сохранения тела Ленина в Мавзолее «с современными представлениями о фиксации «вечной памяти». Это странное утверждение, скорее обличающее невежество его авторов. В мире множество стран, где именно таким образом – сохранением тел (иногда бальзамированных, иногда – просто останков) в Мавзолеях чтят память великих общественных, государственных и культурных деятелей Я уже упоминал о том, что в Турции есть Мавзолей Мустафы Кемаля Ататюрка. Он находится в Анкаре и называется Аныткабир. Мавзолейный комплекс включает в себя усыпальницу, парк, музей и даже коллекцию автомобилей, принадлежавших Ататюрку. В 2008 году Аныткабир посетили 3,8 миллиона человек. Мавзолеи политических руководителей есть также в Корее (Мавзолей Ким Ир Сена), Вьетнаме (Мавзолей Хо Ши Мина), Китае (Мавзолей Мао Цзэдуна), в Иране (Мавзолей аятоллы Хомейни). Но если вы думаете, что это исключительно азиатская традиция, то ошибетесь. Тело основателя Польской Республики Юзефа Пилсудского (личности крайне неоднозначной, достаточно вспомнить военный переворот, который он совершил) было помещено первоначально в стеклянный гроб в Вавельском замке (но из-за ухудшения состояния тела гроб заменили на непрозрачный и перенесли в другую усыпальницу). В Париже в Доме инвалидов находится гробница Наполеона, которая также является объектом почитания – ее постоянно посещают французы и иностранные туристы. В США в нью-йоркском парке Риверсайд есть мавзолей с телами 18-го президента США Улисса Гранта и его супруги. Короче, в современном мире множество культурных объектов, мало отличающихся от ленинского Мавзолея.  Далее архитекторы заявляют о несоответствии Мавзолея традициям Православной церкви. Это, пожалуй, самое странное заявление. При всем уважении к православию как к культурообразующей конфессии русского народа мы вправе все же спросить: а почему усыпальница атеиста и коммуниста Владимира Ильича Ульянова-Ленина, сооруженная другими атеистами и коммунистами, должна соответствовать традициям Православной церкви? Или господа из Союза архитекторов России хотят сказать, что все захоронения в России (между прочим, по конституции – светском государстве) должны соответствовать традициям православия? Как же тогда быть с захоронениями мусульман, иудеев, буддистов, тех же атеистов? Вспомним, кстати, и такой факт: в бурятском Иволгинском дацане (монастыре близ Улан-Удэ) хранится мумия далай-ламы Итигэлова, умершего в 1927 году во время медитации. Сами буддисты считают, что он не умер, а «ушел в нирвану», и называют его Нетленный. В 2013 году президент РФ В.В. Путин посещал дацан и, как почтительно заявили тогда местные СМИ, «в духовном уединении общался с Нетленным». Ни слова о необходимости захоронения Путин тогда не произнес – и правильно сделал, потому что Россия – страна многонациональная и полиидеологичная, в России множество традиций и идеологий, все они имеют право существовать, если не противоречат закону. Сторонники «выноса тела Ленина», во всем остальном часто люди спокойные и разумные, охотно это признают… до тех пор, пока разговор не коснется Ленина и воли советских людей.
При имени Ленина они просто безумеют, их начинает корежить, как черта от ладана! Впечатление такое, что они демонстрируют свой антиленинизм тем, кто их понуждает к этому. Еще, если уж мы заговорили о православных традициях, никакого противоречия между ними и нахождением набальзамированного тела в Мавзолее нет. Бальзамировали тела умерших российских императоров, прежде чем класть их в гробницы соборов, где они и покоятся по сей день. Тело великого хирурга и анатома Николая Пирогова – глубоко верующего православного христианина, покоится уже более 130 лет в склепе под Винницей, где врач умер. Тело набальзамировано по рецепту самого врача, помещено в стеклянный гроб, склеп находится в цокольном этаже (подвале) православного храма и открыт для обозрения туристов. Никаких заявлений о том, что «нужно похоронить Пирогова по-человечески, по-православному», ни от представителей РПЦ, ни от правоконсервативных политиков никогда еще не звучало. Наконец, ложь о некоем завещании Ленина, которую повторяет в интервью «МК» и председатель САР Шумаков, вообще не хочется комментировать. Ни в одном архиве Российской Федераций никакого завещания Ленина с просьбой его захоронить на Волковом кладбище в Петербурге не обнаружено. Да и не может быть никакого завещания: Ленин перенес два инсульта и в последний год жизни не мог ни говорить (только несколько простых слов), ни писать. Слухи о том, что он просил Крупскую или Бонч-Бруевича кремировать его тело, тоже ничем не подтверждены. Решение о захоронении тела Ленина в склепе, над котором будет воздвигнут Мавзолей, принял в январе 1924 г. высший орган власти страны – Съезд Советов СССР и, кстати, Н.К. Крупская тоже голосовала за это. Тут мы подходим еще к одной важной теме. 3. Несколько лет назад во время очередного обострения в медиа-пространстве «вопроса о теле Ленина» я решил разобраться с юридической стороной этого вопроса. И выяснил, что Мавзолей со склепом, где находится саркофаг с телом Ленина (это, как легко понять, единый комплекс) имеет как минимум два статуса. Первый статус – захоронение. Согласно Федеральному закону «О погребении и похоронном деле» от 12.01.1996 года: «Погребение может осуществляться путем предания тела (останков) умершего земле (захоронение в могилу, склеп)» (статья 3). То есть если тело покойного (в том числе, забальзамированное) помещено в склеп, который находится в земле (в том числе, в склепе ниже уровня земли), то это по российским законам – захоронение. Иначе говоря, когда разного рода политические и общественные деятели-антиленинисты заявляют: «Ленина нужно похоронить!», то они либо демонстрируют свою некомпетентность, либо лукавят. Ленин уже похоронен. Его тело находится в саркофаге, который помещен в склепе, находящемся на глубине трех метров под землей. Тот факт, что вход в склеп открыт и над ним надстроен Мавзолей, ничего не меняет: вход в склеп, как правило, открыт, а памятники над захоронениями могут быть разными. Кстати, сторонники КПРФ и левых сил уже много раз указывали: в 20-е годы и в официальных документах, и в газетах Мавзолей открыто называли «могилой Ленина». Выходит, наши «ленинобесы» требуют не захоронения тела Ленина, а перезахоронения. А таковое по российским законам производится только с согласия родственников покойного. Ближайшим живым родственником В.И. Ульянова-Ленина до 2011 года являлась дочь его брата Дмитрия Ольга Ульянова. К ней неоднократно обращались с соответствующей просьбой  «из самых верхов» (с идей перезахоронения тела Ильича носился еще Ельцин). Всякий раз она отвечала решительным несогласием. Приведу ее слова из интервью газете «Правда» 24 января 2011 года: «Ленин – выдающийся деятель планетарного масштаба. Напомню, что он дважды, в 1917 и 1918 годах, выдвигался на Нобелевскую премию мира. И только развязанная белогвардейцами Гражданская война помешала положительному решению этого вопроса. Я неоднократно заявляла и повторю еще раз, что категорически против перезахоронения Владимира Ильича Ленина. Нет никаких для этого оснований... Инициатива сохранения тела Ленина в Мавзолее принадлежит не отдельным личностям, а всему народу. Мавзолей был создан в 1924 году по решению II Съезда Советов СССР выдающимся зодчим Щусевым». Ольга Дмитриевна скончалась в 2011 году, но у нее остались дети и внуки, есть дети и внуки у другого сына Д.И. Ульянова – Виктора. Никто из них не высказывался в пользу перезахоронения своего великого предка. Уже в постсоветскую эпоху многие родственники советских политических и общественных деятелей, захороненных на Красной площади, даже создали официальную организацию, дабы противостоять незаконным попыткам перезахоронить прах их предков, так что в этом направлении «ленинобесам», как говорится, удачи ждать не приходится. Несколько раз антикоммунистические партии в Госдуме пытались изменить закон о захоронениях так, чтоб можно было перезахоронить Ленина по решению государственного органа и без разрешения родственников. В последний раз это сделали депутаты от «ЕдРа» и ЛДПР в 2017 году. Инициатором выступил жириновец Владимир Сысоев. Любопытно, что в интервью «Комсомолке» («КП» от 20 апреля 2017 года) он «на голубом глазу» убеждал, что тело Ленина надо захоронить. Ленин уже похоронен, но наивным читателям Сысоев «ездил по мозгам» с устаревшей песенкой «давайте поступим по-человечески – похороним Ленина!». Законопроект не набрал нужного количества голосов. Даже многие едроссы и жириновцы не проголосовали за него. Уверен, если бы можно было вынести тело В.И. Леина из Мавзолея, равно как и демонтировать сам Мавзолей, без вопиющего нарушения закона, то это давно уже было бы сделано. Охотников, причем влиятельных, было и остается немало, начиная с Ельцина и Собчака-старшего. Но это невозможно. Любая попытка извлечь из Мавзолея тело Ленина и перенести его в другое место без согласия родственников и соответствующих юридических решений (понятно, что даже если один родственник согласится, другие могут оспорить это в суде) будет трактоваться законом как уголовно наказуемое деяние, предусмотренное статьей 244 УК РФ «Надругательство над телами умерших либо уничтожение, повреждение или осквернение мест захоронения, надмогильных сооружений…» (пункт 1). Если же оно будет совершено по решению коллективного органа в соответствии с политической оценкой деятельности В.И. Ленина, то оно, согласно закону, может трактоваться как совершенное «группой лиц по предварительному сговору или организованной группой» (пункт 2 а) «по мотивам политической, идеологической, расовой, национальной или религиозной ненависти или вражды» (пункт 2б). Это деяние наказывается «…лишением свободы на срок до пяти лет» (пункт 2в). 4. Но есть и еще одна причина. Мавзолей В.И. Ленина имеет особый статус – памятник архитектуры, охраняемый ЮНЕСКО. По решению Международного Совета по вопросу памятников и достопримечательных мест ЮНЕСКО №545 от 24 октября 1989 г. Мавзолей В.И. Ленина как часть ансамбля Московского Кремля и Красной площади был включен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Согласно Конвенции об охране всемирного культурного и природного наследия от 1975 года (которую подписал СССР и признает Россия как его правопреемница), государства, на территории которых расположены объекты Всемирного наследия, берут на себя обязательства по их сохранению. При этом ЮНЕСКО руководствуется «Венецианской хартией по вопросам сохранения и реставрации памятников и достопримечательных мест». Это фундаментальный международный документ, который декларирует современные принципы охраны материального культурного наследия. Он известен всем архитекторам мира, потому что в его разработке принимали участие международные архитектурные организации (может, только Шумаков и Коробьина о нем ничего не слышали). Его третья статья гласит: «Целью сохранения и восстановления памятников является их защита не только как произведений искусства, но и как свидетельств исторических событий». Это значит, что Мавзолей имеет ценность для мирового общества в лице ЮНЕСКО не только как архитектурный памятник, построенный Щусевым (на чем настаивает Союз архитекторов России), но и как усыпальница вождя Октябрьской революции и создателя Советского государства В.И. Ленина. В этом случае саркофаг с телом Ленина является неотъемлемой частью этого памятника: без тела Мавзолей перестает быть мавзолеем и становится тем, что специалисты называют «кенотаф». Реиспользование Мавзолея есть не что иное, как искажение концепции  памятника ЮНЕСКО, то есть его частичное разрушение. Иначе говоря, строя безосновательные предположения о выносе тела Ленина из Мавзолея и дальнейшей судьбе здания, руководители Союза архитекторов России занимаются провокационной деятельностью, фактически призывами к уничтожению памятника ЮНЕСКО – Мавзолея-усыпальницы В.И. Ленина. Уже одно это подрывает их авторитет в глазах международного сообщества и ставит вопрос о перспективах их дальнейших связей с международными  культуроохраняющими организациями. Если же САР удастся вовлечь в свой провокационный «конкурс» министра культуры РФ, то будет и политический международный резонанс. Страна и так находится под европейскими санкциями, а чиновники от архитектуры еще и создают условия для обвинения Российского государства в подготовке уничтожения объекта мирового культурного наследия… 5. Конечно, все наши популисты-лениноеды все это знают. Ни на мгновение они не сомневаются в том, что никто из властей предержащих не решится сделать что-либо с Мавзолеем и покоящемся в нем телом В.И. Ленина. Почему же такие призывы время от времени звучат? Это имеет сугубо политические причины. Возьмем, к примеру, этот «архитектурный конкурс». Решение о конкурсе САР принял аж 25 августа, а огласили его лишь… 11 сентября, аккурат в первый день досрочного голосования в рамках ЕДГ. Вам это никакие предположения не навевает? Лично мне кажется, что наши «главные архитекторы» к этому действу вообще прямого отношения не имеют. За их спинами стоят совсем другие «архитекторы», которых я бы назвал «архитекторами раздора». Ради сиюминутной политической выгоды – заставить оппозицию, коммунистов понервничать, подразнить левый электорат они готовы расколоть наше общество, вызвать в нем новую «гибридную гражданскую» и это в условиях, когда Запад фактически атакует Белоруссию, используя свою пятую колонну и наивную недальновидную мелкобуржуазную молодежь. Понятно же, следующей целью атаки Запада станет Россия… Президент, кстати, это понимает. 19 декабря 2019 года на вопрос о целесообразности выноса Ленина из Мавзолея он заявил: «На мой взгляд, это не нужно трогать» – и пояснил, что для многих россиян фигура Ленина связана с достижениями страны в прошлом. Нельзя с этим не согласиться. Но есть, оказывается, в его окружении и «кукловоды», дергающие за ниточки «главархитекторов» и даже министров, которых единство нашего общества не устраивает. Они – «архитекторы раздора». Если им удастся их черное дело, нас ждет большая беда. Рустем ВАХИТОВ