О свободе человека в поучениях апостола Павла.
На модерации
Отложенный
О свободе человека в поучениях апостола Павла.
Познаете истину, и истина сделает вас свободными. (Ин. 8:32)
К свободе призваны вы, братия.
(Гал. 5:13)
Апостола Павла можно назвать благовестником христианской свободы. И это действительно так. Его учение о свободе даже сейчас не все могут вместить. «Евангелие свободы» (Гал. 4:31; 5:13), которое проповедовал апостол Павел, глубочайшим образом согласовалось с Евангелием Спасителя. По своей сути, он передает нам учение Христово.
«Стойте в свободе, которую даровал нам Христос, и не подвергайтесь опять игу рабства» (Гал. 5:1). Свобода дарована самим Христом, и мы призваны в ней стойко пребывать. Свобода же эта «прежде всего заключается в свободе от греха, а потом и в свободе от закона». Эти два положения проходят красной нитью через все учение апостола Павла о свободе. Также особое и существенное достоинство всякого христианина, его характерное отличие заключается в том, что он усыновлен Богу и в этом отношении располагает совершенной свободой - подобно юридически и фактически полномочному наследнику, вступившему в обладание всем достоянием.
Во Христе Иисусе объявлена новая воля Божия - отмена ветхогозаветного закона, свобода от него, служение Богу в обновлении Духа, а не по ветхой букве: «Ныне, умерши для закона, которым были связаны, мы освободились от него, чтобы нам служить Богу в обновлении духа, а не по ветхой букве» (Рим. 7:6.). То, чем для иудеев, по Божию изволению, прежде служил закон Моисеев, для членов утвержденной Христом Церкви служит теперь благодать и «вера, действующая любовью» (Гал. 5:6). При благодати и вере жить по Моисееву закону нет никакого смысла.
«Закон дан… по причине преступлений», - говорит ап. Павел (Гал. 3:19). Хотя приведенное выражение толкуется по-разному, но, тем не менее, ясно, что происхождение Моисеева закона апостол Павел поставляет в прямую связь с грехом человека. Это подтверждается и другими словами апостола: «Закон положен не для праведника, но для беззаконных и непокоривых, нечестивых и грешников…» (1 Тим. 1:9).
Действительно, в словах апостола Павла («Итак стойте в свободе, которую даровал нам Христос, и не подвергайтесь опять игу рабства. Вот, я, Павел, говорю вам: если вы обрезываетесь, не будет вам никакой пользы от Христа» (Гал. 5:1-2)), «опять подвергаться игу рабства» - это соблюдать отмененный закон Моисеев, в чем нет никакой пользы. Далее апостол пишет: «Еще свидетельствую всякому человеку обрезывающемуся, что он должен исполнить весь закон. Вы, оправдывающие себя законом, остались без Христа, отпали от благодати» (Гал. 5:2-4). Обрезание здесь приобретает силу самостоятельной спасительности и отторгает от Христа. Здесь немыслима половинчатость или двойственность («и вашим и нашим»). Тут либо «да» - и все, либо «нет» - и ничего. Действительно, попытка соединения доказывает только то, что - по существу - «такой человек не верует ни во Христа, ни в закон», как говорит св. Иоанн Златоуст. Поэтому свобода от закона, «да» Христу, - несет все спасительные дары, в человеке начинает действовать новый «закон духа жизни во Христе» (Рим. 8:2), а рабство закону - напротив, лишает человека всех этих даров, он остается под ярмом.
Свобода христианская в свободе от клятвы закона. «Христос искупил нас от клятвы закона, сделавшись за нас клятвою, ибо написано: проклят всяк, висящий на древе…» (Гал. 3:13). Христос - исполнение закона. Христос, претерпев на кресте смерть, принял на Себя за них (евреев) и проклятие закона. Таким образом, Он избавил (Гал. 3:13 - греч. искупать, освобождать) евреев от тяготевшей над ними клятвы закона, от данного ими в древности обязательства исполнять закон.
Свободны христиане от закона, так как они уже «не под законом, но под благодатью» (Рим. 6:14). «Неужели вы не знаете, что кому вы отдаете себя в рабы для послушания, того вы и рабы, кому повинуетесь, или рабы греха к смерти, или послушания к праведности» (Рим. 6,16). Христиане не по принуждению закона должны исполнять заповеди Божии, не как рабы, боящиеся наказания господина своего, но как сыновья, показывающии охотное и любовное послушание своему Отцу, приносят плод духовный. В этом смысле Павел написал: «закон положен не для праведника» (1 Тим. 1, 9). Он свободно, по благодати делает то, что закон повелевает. Он не под законом, но над ним, или другими словами, христианин имеет закон в себе. Тут наступаетдругой момент - так как человек свободен от закона - он свободен и от греха, грех уже не владеет им.
С момента своего крещения христианин умирает для греха и возрождается для новой святой жизни, подобно тому, как и Христос Спаситель наш, пострадавший и умерший на кресте, воскрес из мертвых - «так и вы почитайте себя мертвыми для греха, живыми же для Бога во Христе Иисусе, Господе нашем» (Рим. 6:11). «Наш ветхий человек» должен быть распят со Христом, «чтобы упразднено было тело греховное, дабы нам не быть уже рабами греху». Освобождение от рабства греху делает христианина воистину свободным. И это подается в таинстве крещения. Если христиани раб, то раб праведности. Но это рабство праведности только кажущееся: таким оно кажется только для немощных, еще не освободившихся вполне от рабства греху, потому что в начале служения праведности приходится приневолить себя, бороться с греховными наклонностями. Но зато плодом рабства праведности или рабства Богу - является святость и жизнь вечная, а последствием рабства греху - «такие дела, каких ныне сами стыдитесь, потому что конец их - смерть» (Рим. 6:16-22). Рабство чему бы то ни было, что не есть Бог - есть идолослужение. Поэтому рабство Богу - истинная свобода, наивысший чин. В понимании этого положения поможет аналогия двух влюбленных - они готовы служить и быть рабами друг другу не из-за коммерческих и юридических принципов, а из любви. Здесь то же самое - Христос пришел не для того, чтобы служили Ему, а чтобы Самому послужить (Мф. 20:28; Мк. 10:45), ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного (Ин. 3:16)… Наверное, Господь наш Иисус Христос имеет право на взаимность с нашей стороны…
Далее апостол, не уставая повторять, несколько возвращается и объясняет, что христианин, освободившись от рабства греху, свободен и от исполнения закона Моисеева. «Закон имеет власть над человеком, пока он жив». Так, например, смерть мужа освобождает жену от законных обязательств супружества, и она может выйти замуж за другого. «Так и вы, братие мои, - говорит апостол, - умерли для закона телом Христовым, чтобы принадлежать другому, Воскресшему из мертвых, да приносим плод Богу» (Рим. 7:4). Закон Мосеев имел временное значение, был «детоводителем ко Христу», дабы обнаружить силу греха и привести человечество к мысли, что спасение без особой благодатной помощи Божией невозможно. Закон лишь вскрывал духовные язвы, но не давал исцеления от них, не мог спасти. А теперь мы, христиане, освободились от закона с тем, чтобы служить Богу в обновлении духа, а не по ветхой букве. «Ибо не понимаю, что делаю: потому что не то делаю, что хочу, а что ненавижу, то делаю. Если же делаю то, чего не хочу, то соглашаюсь с законом, что он добр, а потому уже не я делаю то, но живущий во мне грех. Ибо знаю, что не живет во мне, то есть в плоти моей, доброе; потому что желание добра есть во мне, но чтобы сделать оное, того не нахожу. Доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю. Если же делаю то, чего не хочу, уже не я делаю то, но живущий во мне грех.
Итак я нахожу закон, что, когда хочу делать доброе, прилежит мне злое. Ибо по внутреннему человеку нахожу удовольствие в законе Божием; но в членах моих вижу иной закон, противоборствующий закону ума моего и делающий меня пленником закона греховного, находящегося в членах моих. Бедный я человек! кто избавит меня от сего тела смерти? Благодарю Бога моего Иисусом Христом, Господом нашим. Итак тот же самый я умом моим служу закону Божию, а плотию закону греха» (Рим. 7:15-25). Одними своими силами, без благодати Божией, человек не в состоянии побороть живущий в нем грех. Ярко раскрывает апостол эту картину раздвоенности, которую производит грех в нашей падшей природе. Выяснив силу греха и величие искупительного подвига Христа Спасителя, освободившего нас из-под власти греха и даровавшего нам возможность жить по духу, а не по плоти, св. апостол убеждает нас бороться с грехом, ибо теперь уже ничто не может извинить нашего уклонения от этой борьбы. С нами всесильный Дух Христов, помогающий нам жить по духу, а не по плоти, а «кто Духа Христова не имеет, тот и не Его» (Рим. 7:9).
Как следствие, водимые Духом Божиим, мы - дети Божии (Рим. 7:14-16), а «если дети, то и наследники, наследники Божии, сонаследники же Христу, если только с Ним страдаем, чтобы с Ним и прославиться» (Рим. 7:17). Этой будущей славы ожидает с нами и вся тварь, ибо и она освободится от рабства закону смерти и тления, отразившемуся, как следствие греха человека, на всей твари. «Ибо тварь с надеждою ожидает откровения сынов Божиих, потому что тварь покорилась суете не добровольно, но по воле покорившего ее, в надежде, что и сама тварь освобождена будет от рабства тлению в свободу славы детей Божиих» (Рим. 8:19-21).
Наша свобода - всецело христианская, изъемлет нас из-под владычества мировой стихийности и - прежде всего, - устраняющая от бренной телесности, которой мы приковываемся к миру. «Конец закона - Христос» (Рим. 10:4). Закон в сравнении с благодатью, формируемый законом образ жизни в сравнении с житием Евангельским - все равно что плоть по отношению к духу (Рим. 7:5-6) и рабство - к свободе (Гал. 5:1). Ясно, что подразумеваемая свобода обсолютно чужда всяких плотских элементов и не может быть точкой опоры для развития активности со стороны плоти (Лк. 11:54, Рим. 7:8-11, 2 Кор. 5:12, 11:12, 1 Тим. 5:14). Свобода наша остается и нас удерживает в чисто духовной области веры, а там всюду и во всех действует любовь Христовой самопреданности на пользу всех и каждого. Поэтому христиански свободные не превозносятся взаимно, но работают друг другу любовью по ее самой сути и неустранимому влечению. Это есть как бы порабощение, однако добровольное и обоюдное, где все самоотверженно служат взаимно во имя любви Христовой, как было сказано выше.
Когда водителем нашим будет Дух, мы самой своей духовностью изъемлемся от плотяной неупорядоченности и этим избавляемся от законнического соподчинения. Закон тут не находит материала и своего приложения, ибо приспособлен для плотяности. «Если же вы духом водитесь, то вы не под законом» (Гал. 5:18). Служение плоти, плотяность, служение своим страстям - есть уже порабощение греху, идолослужение.
Следует со всей отчетливостью раскрыть и специальные качественные преимущества дарованной христианской свободы, как именно истинно христианской. О ней сказано, что именно ею и в интересах ее утверждения в мире нас Христос освободил и, конечно, лишь постольку, поскольку Он сам по существу своему, свободен. Отражение свойств Сына Божия в верующих - то, что Христос действует вне всяких ограничений с сыновней независимостью, - будет святостью, обожением, которое обретается через живое единение со Христом. Свобода дарована Христом. Апостол Павел подробно объясняет галатам о свободе от закона и греха: «Так и мы, доколе были в детстве, были порабощены вещественным началам мира; но когда пришла полнота времени, Бог послал Сына Своего [Единородного], Который родился от жены, подчинился закону, чтобы искупить подзаконных, дабы нам получить усыновление. А как вы - сыны, то Бог послал в сердца ваши Духа Сына Своего, вопиющего: "Авва, Отче!". Посему ты уже не раб, но сын; а если сын, то и наследник Божий через Иисуса Христа» (Гал. 4:3-5). Христиане - усыновлены Богу, являются Его наследниками.
Значит, христианская свобода есть непосредственное обнаружение сыновне чистого общения с Отцом через Сына. И тогда под водительством Божественного Духа мы удерживаем органическую неразрывность с Господом Спасителем чрез воспроизведение Его в себе, уподобление Ему, или чрез возможно полное осуществление «закона Христова». Христианская свобода, являясь прямым выводом христанского усыновления, служит только натуральным отблеском этого сыновства, в равной мере пользуясь всеми его прерогативами и принимая все его высокие обязательства. Христианин живет свободно, но в строжайшем соответствии со всеми требованиями своего звания. И эти требования он исполняет не из страха, а свободно, исходя из сыновней любви к Богу и благочестивого страха того, дабы что-либо не стало преградой между ним и Богом, любящим Отцом. «Любовь, - говорит еп. Феофан Затворник, - есть исполнение закона, - она и указывает должное, и силу дает к исполнению того; она есть исполнительная сила закона, источник, из которого исходит все законное и одно законное. У любви только и дела, что творить законное, не потому, чтобы закон навязывал ей сие совне, а потому, что если она в движении, то ничего не может делать кроме законного, сознает ли она это законное или не сознает». Поэтому христианская свобода вовсе не сближается и не граничит с беззаконием, ибо в себе самой содержит собственные регулирующие нормы, решительно устраняя те, которые пригодны лишь для рабственности, где они уместны, между тем свободное христианство выше этого уровня. Прежде всего, это сыновняя неотторжимость от своего Искупителя, как ее источника и подателя.
Обильно подаваемая во Христе Божественная благодать полностью преображает всякого с верою прибегающего ко Спасителю человека, делает его свободным, новым творением (2 Кор. 5:17; Гал. 6:15; Еф. 2:10), сообщает внутреннюю чистоту чувств и мыслей перед лицом Бога, поставляя на путь поклонения Ему в духе и истине (Флп. 3:3; Рим. 7:6; 2 Кор. 3:17-18; Ин. 4:23). Внешнее руководство закона в религиозно-нравственной жизни заменяется теперь внутренним водительством Святого Духа (Рим. 8:4); человек усыновляется Самому Богу, в чем обретает наивысшую свободу; все дробные законнические предписания сменяются единой Христовой заповедью о любви как новым законом (Гал. 6:22; Ин. 13:34), потому что в любви они все сокращенно вмещаются и исполняются (Рим. 13:8-10). Итак, свобода христианина, нового творения, заключается, по апостолу Павлу, в свободе от ветхого закона и в свободе от греха. В усыновлении же Господнем человек находит свое исполнение в истинно свободной, чистосердечной и жертвенной любви к своему Создателю и Спасителю.
Литература.
1. Толковая Библия. Под ред. А.П. Лопухина. -Стокгольм, 1987.
2. Блаженнейший митрополит Владимир (Сабодан). Павел, призванный апостол. -Киев, 1998.
3. Архиепископ Аверкий. Апостол. Руководство к изучению Священного Писания Нового Завета. -М., 1999.
4. Библейский богословский словарь (под редакцией свящ. Василия Михайловского) -М., 1995.
5. Глубоковский Н. Благовестие христианской свободы в послании святого апостола Павла к Галатам. -М., 1999.
Комментарии