Почему украинцы забыли свое самоназвание, а русские нет? Откуда произошёл термин «украинцы»
Современная концепция украинской истории предполагает, что русские – это преимущественно финно-угорское население Северо-Восточной Европы, для управления которыми киевские князья отправляли своих посадников. Именно днепровские славяне веками их окультуривали и передали им свое имя, а если точнее, то его, якобы, беспардонно украли.

Такая ситуация, кстати, совсем не уникальна – к примеру, раннесредневековые византийские авторы считали, что кочевые племена, нападавшие на их северные границы, приняли чужое имя авары в честь другого древнего и сильного народа, чтобы устрашить врагов и обрести друзей.
Но так или иначе, в нашей сладкой парочке, из русских и украинцев, считающих себя «настоящими русскими», свое старое самоназвание утратили именно граждане Незалежной.
Как так вышло и кто в этом виноват?
Еще тысячу лет назад на территории наших стран жило множество восточнославянских племен, совсем недавно объединенных под властью варягов. Откуда они были – вопрос достойный отдельного случая, не в этом сейчас дело. Но то, что этих пришельцев непонятно откуда звали русами – никто, кажется, не отрицает. Правда, сам я норманист строгий.

Соответственно, те, кто платили им дань, называли себя русские люди. Мол, принадлежим этим, как его, русам. За пару столетий отличия между завоевателями и завоеванными стерлись, и русскими людьми стали все, а еще через какое-то время лишнее второе слово было отброшено. Прилагательное стало существительным.
Через некоторое время разделенная в результате монгольского нашествия Русь дала жизнь трем народам – будущим белорусам, русским и украинцам. Но что интересно – называли они себя все еще одинаково, несмотря на то, что отличия между ними в 16-17-х веках были уже ощутимыми. Что по языку, что по культуре. Некоторые из них даже веру католическую приняли.
Итак, перед нами три народа с одним прошлым и абсолютно одинаковым самоназванием. Разный у них, пожалуй, только менталитет – сохранились исторические записи, что великорусские крестьяне предпочитали не выдавать своих дочерей замуж за слободских украинцев, толпами бежавших на московскую территорию весь 17-й век.

Белорусы, пожалуй, собственного названия не забыли, не считая того, что добавили к нему имя места, где они жили. Русские не забыли само собой – у них непрерывная политическая история, начиная с призвания варягов.
Но почему совсем по-другому вышло с украинцами?
Мнится мне, что причиной этого является историческая конкуренция между двумя современными ветвями одного древнего народа, которая шла по линии политики и культуры. Жители Западной Руси испытали сильное польское (а через поляков – и европейское) влияние. Как ни крути, до петровских реформ Запад был лучше нашей страны во всем – в военном деле, в искусстве, в науке, да и побогаче намного.
Именно там элита Киевщины, Галиции и Волыни видела идеал и образец для подражания. И когда после Хмельницкого мы опять объединились, многие из них видели себя такими же русскими, только более европейскими. Большинство образованного класса не желало видеть себя МАЛОроссами, несмотря на то, что это, опять же, указание на территорию и на ее центральное, изначальное положение.

Так в оборот вошло польское слово «украинцы», которое, опять же, ничего, кроме места жительства сначала не значило. Причем, применялось оно тем чаще, чем дольше наши народы жили под одной крышей. Легализовали его уже большевики, которые отменили прежнее имя и ввели новое в приказном порядке.
Откуда произошёл термин «украинцы»
Племена и народности нередко получали названия от местности, на которой они проживали. Но иногда госпожа История разыгрывает сцены, в которых происхождение названия становится не таким однозначным, как может показаться на первый взгляд.
Когда Наполеон Бонапарт пришёл к власти и провёл военную реформу, то в первую очередь он сократил количество действующих армий, – которых было всего тринадцать при военном министре Карно, – до одной. В ходе текущей военной кампании должна была решаться главная задача на основном ТВД. Там и проводила операции французская армия. Все остальные ТВД определялись, как второстепенные, и на них назначались вспомогательные силы прикрытия.
До Наполеона французские армии действовали в Голландии, Германии, Италии, Испании, а также занимались подавлением внутренних мятежей, в первую очередь, в Вандее.
Соответственно, армии революционной Франции получали название в соответствии с занимаемой ими территорией. Например, сам генерал Бонапарт проводил кампанию 1796/97 гг., возглавляя Итальянскую армию. Разумеется, это воинское формирование состояло не из итальянцев, а из французов. Просто её название служило географической привязкой, и не более того.
Но это же элементарно, скажет читатель! Зачем объяснять общеизвестные и очевидные вещи?
Затем, что день сегодняшний убеждает: очевидными они являются не для всех. Например, жители Юга России до сих пор в значительной своей массе полагают, что термин «украинец» обозначает этническую принадлежность, а не географическое местонахождение.
И пытаются в этом уверить остальных. Другими словами, они готовы допустить, что корсиканец Буонопарте, возглавивший Итальянскую армию, в одночасье превратился в итальянца. А вернувшись в Париж, стал французом. В 1798-м году он повёл Египетскую армию Французской республики к древним пирамидам фараонов, следовательно, трансформировался вновь, на этот раз – то ли в мамелюка, то ли в феллаха…
А в России воеводы, которых царь отправлял на службу на окраины государства, также именовались в документах соответствующим образом.
Окраинные территории упоминаются в летописях и межгосударственных договорах с давних времён. Например, в XV в. в договорах между Россией и Литвой встречаются термины:
«Вкраиныи места», «Украiные места», «Вкраиныи места».
Под ними понимаются территории, являвшиеся окраинами для обеих держав, а конкретно – это Смоленск, Мценск, Любутск. К концу столетия подобные названия встречаются и в договорах Москвы с крымскими татарами:
«Украина», «Наши украины», «наши украинные места».
Соответственно, на окраинах размещались сторожевые посты и создавались укреплённые оборонительные линии. 1571-м годом датируется «Роспись сторожам из украиных городов от польския украины по Сосне, по Дону, по Мече и по иным речкам». Окраины могли обозначаться, как «татарские окраины», «немецкие окраины».
К концу XVI в. в документах появляются такие выражения, как «украинские воеводы». Речь в них идёт о военачальниках, проходящих службу на окраинах.
В следующем, XVII в., говорится о военных людях:
«на Государевой службе на Украйне».
При этом речь далеко не всегда могла идти о Северном Причерноморье. Это могли быть служилые люди в Сибири или Астрахани. Иногда встречались уточнения, о каких именно окраинах идёт речь:
«Украина за Окой», «крымская украина».
Таким образом, старому названию «окраина» сегодня может соответствовать понятие приграничных территорий: земли либо наши, либо спорные, но в любом случае, находятся в непосредственной близости от неприятеля, с которым вечно ведутся войны, прерываемые мирными договорами, но лишь для того, чтобы подготовиться к новой войне.
Естественным образом, следовало как-то обозначить население и служивых московских людей, находившихся на тех или иных окраинах.
Их так и называли:
«украинные люди», «Украиные наши люди», «вкраинъные люди».
Поэтому, если речь шла, допустим о смоленской или псковской окраинах, то и подразумевались местные жители и ратные люди, находившиеся там.
Вот ещё:
«Украинные сенаторы», «Козаки Украинные».
Что касается казаков, то их название обозначает не «этнических украинцев», а жителей окраины.
Сегодня людей, охраняющих границу, называют пограничниками. А в прошлом ратных людей, охранявших рубежи державы на окраинах, называли украинцами.
Вот, в марте 1648 г. в Разрядный приказ поступает записка с указанием не держать «украинцев» и отпустить их. Кто такие эти «украинцы», в записке не уточняется. Из этого следует, что термин был на слуху и в уточнении не нуждался. Но этой же весной для защиты от предполагаемого нападения крымских татар, объявляется сбор ратных людей «украинных городов», которые перечисляются. Это Тула, Кашира, Козлов, Таруса, Белев, Брянск, Карачев и Мценск.
Окская украйна – это южный рубеж России, граница, на которой служат пограничники – украинные люди. Со временем, по мере усиления России и военных успехов, украинные рубежи отодвигались дальше к западу, востоку и югу.
Таким образом, подобно «Окраине», термин «украинцы» также является только географическим. Он не имеет никакого отношения к этносу. Подобно тому, как командующий Итальянской армией генерал Бонапарт не был ни итальянцем, ни египтянином, так и русские люди на окраинах государства оставались русскими. О чём и сообщил гетман Иван Выговский в Гадячском договоре 1658 г., назвав Гетманщину Великим Княжеством Русским, а гетмана, т.е. себя – русским:
«Гетману именоваться русским».
О населении же Гетманщины он высказался в следующих выражениях:
«народе Руском», «россиянах».
Британская энциклопедия об украинском языке
Раскол западного славянства под немецким натиском
Роль Кирилла и Мефодия в истории славян
Комментарии