Перезапустив Союзное государство, Москва потеряет Беларусь

На модерации Отложенный

Это обычный рашистский, но рационалистический  взгляд на Беларусь. Он говорит, что вы никогда нас не понимали, не понимаете и не будете понимать.

Но и такой взгляд нужен. Он лучше рисует перспекетивы для нас, белорусов, если мы поддадимся Злу

-----------------------------

Светлана Гамова

Зав. отделом политики стран ближнего зарубежья "Независимой газеты"

белоруссия, беларусь, власть, политика, кризис, лукашенко, протест, оппозиция, россия, союзное государство

М а если вы воглавите Биробиджанскую область ?

Л: не хами. Общий парламент СГ.

М: А куда Валю ?

Л: в п....у вашу Валю

 

Александр Лукашенко мало того, что заварил крутую кашу в Белоруссии, но втягивает в разразившийся кризис власти и общества своей страны Россию. Ценой переговоров, которые велись всю минувшую неделю премьерами, главами МИДов, министрами отраслевых министерств, а также ожидаемой встречи президентов двух стран руководитель минского аналитического центра «Стратегия» Леонид Заико считает «создание нового Союзного государства». Поскольку прежнее в полную меру не работало и вызывало массу критики со стороны того же Александра Григорьевича, то, по мнению эксперта, «Кремль скорее всего предложил обновить союз двух государств, чтобы его сохранить, а в обмен Лукашенко пообещали возобновить нефтяные поставки, которые ранее Россия ограничила, причем по устраивающим Минск ценам».

«Белоруссии необходимо 7 млн т нефти в год. А она получала долгие годы 22 млн т. То, что не потреблялось в самой Белоруссии, после переработки на двух нефтеперерабатывающих заводах (НПЗ) экспортировалось за рубеж, в том числе в Украину. Прибыль получали российские и белорусские компании и чиновники. Когда пару лет назад Москва сократила поставки нефти в Белоруссию до необходимых этой стране пределов, начались споры между Минском и Москвой, идущие к явному разводу двух союзных государств. Тогда и появился Майкл Помпео, предложивший Белоруссии нефть по сходной цене», – прокомментировал «НГ» ситуацию Леонид Заико. В Белоруссии на этой почве разразился кризис, который усугубился пандемией, продолжил эксперт. «Лукашенко, утверждавший, что коронавируса нет, тогда как в морги поступало все больше гробов, разозлил белорусов. А тут еще выборы наложились. И страна решила: «Надоел». Но Лукашенко обратился к России. А к РФ белорусы относятся хорошо. Однако Кремль может допустить ошибку, решив восстановить на новой основе Союзное государство. Как только он это сделает, то получит Союзное государство, но без белорусов. То есть потеряет Белоруссию – единственную страну, жители которой действительно любят Россию. У Путина же в России может появиться соперник – Лукашенко, которому многие россияне еще симпатизируют», – считает Леонид Заико.

Экс-кандидат в президенты Белоруссии Светлана Тихановская заметила после встречи главы российского правительста Михаила Мишустина с Александром Лукашенко в Минске, что «суверенитет – не предмет торга».

«Суверенитет не может быть предметом переговоров или торга. Я сомневаюсь, что любые решения и договоры, которые могут быть подписаны Лукашенко, будут признаны новым правительством. Причина этого известна: народ отказал Лукашенко в доверии», – сказала Тихановская.

Эксперт Леонид Заико сказал «НГ», что Тихановская не играет в политической жизни страны значимой роли, так как «уметь жарить котлеты не означает умения руководить государством».

Но при этом он согласился с ее мнением о предмете возможного торга между Россией и Белоруссией.

Что касается нефти, то, по сообщению новостных агентств обеих стран, российские нефтяные компании вступили в переговоры с «Белнефтехимом» по условиям поставки нефти в 2021 году и подтверждают неизменность формулы ценообразования.

Агентство БелТА сообщает, что Россия поставляет нефть в республику в рамках индикативных балансов, и на 2020-й, и на следующий годы предусмотрена поставка 24 млн т нефти.

«Хотя объем поставок несколько ниже с учетом потребностей Беларуси в переработке. Что касается цен, то они опять же формируются на основе коммерческих договоренностей между российскими нефтяными компаниями и «Белнефтехимом». Они уже вступили в переговоры по контрактам на 2021 год. Знаю, что переговоры очень конструктивные. Наши компании подтверждают уровень цен, которые действуют в текущем году. Цена, безусловно, формируется от конъюнктуры рыночных цен с учетом экспортной пошлины, которая не платится. Имеется в виду, что формула ценообразования остается неизменной», – рассказал глава Минэнерго РФ Александр Новак.

«Белоруссия опять села на нефтяную иглу», – заметил по этому поводу Леонид Заико. И добавил, что теперь должны последовать меры по реанимации Союзного государства.

Эту тему обсуждал в Минске Михаил Мишустин. Он отметил, что на встрече с Лукашенко говорили «в том числе по вопросу... Союзного государства, которое будет основано на абсолютно независимой позиции наших государств, но с соответствующими мероприятиями экономического характера, о которых мы договаривались».

Премьер РФ уточнил, что упомянутые мероприятия призваны убрать ненужные барьеры как в торговле, так и в культурном взаимодействии двух стран.

Напомним, российско-белорусские отношения носят характер союзного сотрудничества: 8 декабря 1999 года стороны подписали Договор о создании Союзного государства – надгосударственного образования с поэтапно организуемым единым политическим, экономическим, военным, таможенным и другими пространствами.

Но прошло двадцать лет, и многое изменилось, в том числе и в намерениях белорусского общества. Сегодня оно хотело бы сохранить с Россией добрые отношения – без границ, но надгосударственные структуры белорусов уже пугают, они хотят, чтобы Белоруссия не потеряла суверенитет. Тем более что даже в целом благополучном Европейском союзе оказалось, что страны-члены уступили новообразованию часть своего суверенитета и сегодня с этим многие не согласны мириться. Белорусы этот опыт учитывают. И негативно относятся к углубленному Союзному государству. Тем более что ранее сам Лукашенко объяснил им, что стоит за этим новым термином. Естественно, объяснения были не в пользу России. И хотя сейчас Лукашенко повторяет, что всегда считал русских братьями, сказанного ранее из контекста двусторонних отношений не выбросишь.

Конечно, главное произойдет на встрече Лукашенко с Владимиром Путиным. Встречу обещают в ближайшее время. После нее станет понятно, чего на самом деле хочет Кремль взамен на нефтяные, торговые и иные преференции для братской страны. Он не может отпустить Белоруссию в свободное плавание, как Украину, так как рискует оголить нашу западную границу и создать угрозу безопасности России. Однако любой торг предполагает наличие интересов двух сторон. И он становится особенно деликатным, когда за ним внимательно наблюдает население. Если его реакция на решения политиков окажется негативной, договоренности на высшем уровне могут остаться всего лишь договоренностями, выполнять которые будет некому.