Жак Ат­та­ли: На­сту­па­ет время гло­баль­но­го ко­чев­ни­че­ства

На модерации Отложенный

Жак Ат­та­ли: На­сту­па­ет время гло­баль­но­го ко­чев­ни­че­ства

 Один из идео­ло­гов «но­во­го ми­ро­во­го по­ряд­ка» Жак Ат­та­ли опи­сы­ва­ет бу­ду­щее как но­ма­ди­че­ский мир. Его ос­но­ву со­ста­вят «ин­фор­ма­ци­он­ные ко­чев­ни­ки» без ста­биль­но­го ад­ре­са и семьи: они будут но­сить на себе и в себе всё, что со­ста­вит его со­ци­аль­ное зна­че­ние (смарт­фо­ны, ап­па­ра­ты са­мо­ди­а­гно­сти­ки и сме­ня­е­мые ор­га­ны). Со­ци­аль­ный идеал здо­ро­вья и зна­ния – для них дви­жу­щий мотив со­от­вет­ствия норме, из стра­ха стать ис­клю­че­ни­ем. В этом об­ще­стве вы­со­кие до­хо­ды будут уде­лом тех, кто об­ла­да­ет рен­той зна­ния или ин­фор­ма­ции; ка­пи­та­лы от­пра­вят­ся туда, где труд будет наи­бо­лее твор­че­ским, ка­ко­вы бы ни были его из­держ­ки, и туда, где труд нетвор­че­ский будет по самой низ­кой цене. Ат­та­ли уве­рен, что воз­ник­нет Кон­ти­нен­таль­ный Союз: ЕС+Рос­сия, ко­то­рый будет про­ти­во­сто­ять гло­баль­но­му ко­чев­ни­че­ству.

 Вла­ди­мир Лев­чен­ко в книге «Ат­та­ли Жак. По­мощ­ник Фран­с­уа Мит­те­ра­на» (Ай Пи Эр Медиа, 2008) опи­сы­ва­ет жиз­нен­ный путь этого фран­цуз­ско­го по­ли­ти­ка, од­но­го из глав­ных ар­хи­тек­то­ров ны­неш­не­го Ев­ро­со­ю­за. В пре­ди­сло­вии к книге Лев­чен­ко крат­ко объ­яс­ня­ет, каким Ат­та­ли видит про­шлый, ны­неш­ний и бу­ду­щий мир.

 «Жак Ат­та­ли – фран­цуз­ский по­ли­то­лог, эко­но­мист, ли­те­ра­тор. Осо­бый со­вет­ник пре­зи­ден­та Мит­те­ра­на с 1981 года, член Гос­со­ве­та Фран­цуз­ской рес­пуб­ли­ки. Воз­глав­лял (до 1994 года) Ев­ро­пей­ский банк ре­кон­струк­ции и раз­ви­тия, за­да­ча ко­то­ро­го была сде­лать менее бо­лез­нен­ным для стран Во­сточ­ной Ев­ро­пы пе­ре­ход от пла­ни­ру­е­мой цен­тра­ли­зо­ван­ной эко­но­ми­ки к ры­ноч­ным от­но­ше­ни­ям. Автор кон­цеп­ции «но­во­го ми­ро­во­го по­ряд­ка», пред­став­ля­ю­щей собой апо­гей ли­бе­раль­но­го на­прав­ле­ния об­ществ, мысли с её уста­нов­кой на рас­про­стра­не­ние за­пад­ных цен­но­стей (сво­бод­ный рынок, плю­ра­ли­сти­че­ская де­мо­кра­тия) на весь мир.

Са­краль­ность, Сила и День­ги

 В на­сту­па­ю­щем «ги­пе­рин­ду­стри­аль­ном» об­ще­стве сама си­сте­ма услуг транс­фор­ми­ру­ет­ся в то­ва­ры мас­со­во­го по­треб­ле­ния, на ос­но­ве тех­но­ло­гии ма­ни­пу­ля­ции ин­фор­ма­ци­ей (ком­пью­те­ри­за­ция, мик­ро­про­цес­со­ры и т.п.). Ат­та­ли даёт свой син­тез преды­ду­ще­го со­ци­аль­но­го раз­ви­тия. Каж­дая со­ци­аль­ная форма ор­га­ни­за­ции людей долж­на на­учить­ся управ­лять На­си­ли­ем – как со сто­ро­ны людей, так и со сто­ро­ны при­ро­ды. До сих пор су­ще­ство­ва­ло три формы управ­ле­ния на­си­ли­ем: Са­краль­ное, Сила и, на­ко­нец, День­ги. Каж­дая из этих форм опре­де­ля­ет по­ря­док, со­от­вет­ству­ю­щий типу об­ще­ства. Одна со­ци­аль­ная форма сме­ня­ет дру­гую, не вы­тес­няя её окон­ча­тель­но; более того, все три пред­став­ле­ны в нашей по­все­днев­но­сти. Необ­хо­ди­мость управ­лять на­си­ли­ем не ис­че­за­ет, и вме­сте с этим со­хра­ня­ет­ся «трёх­функ­ци­о­наль­ная три­ло­гия вла­сти».

 В ран­нем сред­не­ве­ко­вье в Ев­ро­пе воз­ник ра­ди­каль­но новый спо­соб управ­ле­ния На­си­ли­ем, про­ти­во­сто­я­щий Са­краль­но­му и Силе, — День­ги, а вме­сте с ними рынок и ка­пи­та­лизм. В этом новом по­ряд­ке власть из­ме­ря­ет­ся ко­ли­че­ством кон­тро­ли­ру­е­мых денег – вна­ча­ле с по­мо­щью Силы, затем За­ко­на. В от­ли­чие от двух преды­ду­щих по­ряд­ков, где со­ци­аль­ные формы могут со­су­ще­ство­вать на со­пер­ни­ча­ю­щей ос­но­ве, ры­ноч­ный по­ря­док вся­кий раз ор­га­ни­зу­ет­ся во­круг единств, формы, пре­тен­ду­ю­щей на ми­ро­вое вли­я­ние. От формы к форме рас­ши­ря­ет­ся фрак­ция со­ци­аль­ных от­но­ше­ний, управ­ля­е­мых Рын­ком, кон­тро­ли­ру­ю­щим На­си­лие; рас­тёт часть мира, где царит «Закон Денег».

 Де­вя­тая форма по­ряд­ка

 Се­го­дня мы всту­па­ем в Де­вя­тую форму этого по­ряд­ка. Каж­дая из вось­ми пред­ше­ству­ю­щих форм ха­рак­те­ри­зо­ва­лась сле­ду­ю­щи­ми об­щи­ми чер­та­ми:

 футур-1

= 1)Её центр – город («серд­це»), в ко­то­ром скон­цен­три­ро­ва­на фи­нан­со­вая, тех­ни­че­ская, куль­тур­ная (но не обя­за­тель­но по­ли­ти­че­ская) власть. Его элита ре­гу­ли­ру­ет цены и при­бы­ли, фи­нан­си­ру­ет ху­дож­ни­ков и ис­сле­до­ва­те­лей.

= 2)Во­круг «серд­ца» об­ра­зу­ет­ся «среда», со­сто­я­щая из мно­го­чис­лен­ных стран и ре­ги­о­нов, по­тре­би­те­лей про­дук­ции.

= 3)Далее сле­ду­ет «пе­ри­фе­рия», на­хо­дя­ща­я­ся ещё ча­стич­но в По­ряд­ке силы, и про­да­ю­щая своё сырьё и труд пер­вым двум, не имея до­сту­па к бо­гат­ствам «серд­ца».

 Каж­дая форма ре­а­ли­зу­ет тех­но­ло­гию более эф­фек­тив­ную, чем преды­ду­щая, по ис­поль­зо­ва­нию энер­гии и ор­га­ни­за­ции ком­му­ни­ка­ции. Она оста­ёт­ся ста­биль­ной, пока обес­пе­чи­ва­ет до­ста­точ­ный спрос на свою про­дук­цию и при­быль. Когда этот ме­ха­низм сто­по­рит­ся, форма рас­па­да­ет­ся: пока её место не зай­мёт новая форма, об­ще­ство пе­ре­жи­ва­ет кри­зис. Ры­ноч­ная форма имеет весь­ма крат­кую дли­тель­ность по срав­не­нию с дол­ги­ми пе­ри­о­да­ми кри­зи­са, ко­то­рые Ат­та­ли счи­та­ет «есте­ствен­ны­ми со­сто­я­ни­я­ми об­ще­ства». С XIII по XX века ры­ноч­ный по­ря­док сме­нил во­семь форм, ко­то­рые ха­рак­те­ри­зо­ва­ли:

 — Во­семь «сер­дец»: Брюг­ге к 1300, Ве­не­ция к 1450, Анвер к 1500, Генуя к 1550, Ам­стер­дам к 1650, Лон­дон к 1750, Бо­стон к 1880, Нью-​Йорк к 1930.

 — Во­семь глав­ных тех­ни­че­ских ин­но­ва­ций, из ко­то­рых важ­ней­шие: кор­мо­вой руль, ка­ра­вел­ла, па­ро­вая ма­ши­на, дви­га­тель внут­рен­не­го сго­ра­ния, элек­три­че­ский мотор. — Во­семь со­ци­аль­ных функ­ций, вы­пол­ня­е­мых сфе­рой услуг (кор­мить, оде­вать, пе­ре­во­зить, со­дер­жать, раз­вле­кать и т.д. по­сле­до­ва­тель­но стали пред­ме­та­ми по­треб­ле­ния).

 Се­го­дня мир на­хо­дит­ся в конце кри­зис­но­го пе­ри­о­да и на заре новой – де­вя­той – ры­ноч­ной формы, ко­то­рая сулит «дол­гий пе­ри­од изоби­лия». Глав­ную при­чи­ну кри­зи­са Ат­та­ли усмат­ри­ва­ет в росте цен не на энер­гию, а на об­ра­зо­ва­ние и здра­во­охра­не­ние, по­гло­ща­ю­щие всё боль­шую часть про­из­во­ди­мых цен­но­стей и умень­ша­ю­щие рен­та­бель­ность эко­но­ми­ки.

Время но­ма­диз­ма

 На­ступ­ле­ние де­вя­той ры­ноч­ной формы воз­ве­ща­ют новые тех­но­ло­гии, ко­то­рые Ат­та­ли опре­де­ля­ет как «ав­то­ма­ти­за­цию ма­ни­пу­ля­ции ин­фор­ма­ци­ей»; новые пред­ме­ты, за­ме­ня­ю­щие услу­ги, ко­то­рые ранее ока­зы­ва­лись людь­ми, он на­зы­ва­ет «но­ма­ди­че­ски­ми (ко­чев­ни­че­ски­ми) пред­ме­та­ми». В от­ли­чие от гос­под­ству­ю­щих форм по­треб­ле­ния преды­ду­щей эпохи, ко­то­рые на­хо­ди­лись в доме и тре­бо­ва­ли вклю­че­ния в сеть (хо­ло­диль­ник, сти­раль­ная ма­ши­на, те­ле­ви­зор), «но­ма­ди­че­ские пред­ме­ты» пор­та­тив­ны, не при­вя­за­ны к месту, их можно но­сить с собой или во­зить в ав­то­мо­би­ле. Пор­та­тив­ные те­ле­фо­ны и ком­пью­те­ры пре­об­ра­зу­ют саму ор­га­ни­за­цию труда. Это пред­вест­ни­ки более важ­ных пред­ме­тов, ко­то­рые в ка­че­стве мас­со­вых ста­нут ис­точ­ни­ка­ми при­бы­лей, струк­ту­ри­руя новый эко­но­ми­че­ский и со­ци­о­куль­тур­ный по­ря­док. Пред­ме­ты са­мо­ди­а­гно­сти­ки, са­мо­ле­че­ния и ме­ди­цин­ско­го про­те­зи­ро­ва­ния, а также пред­ме­ты для обу­че­ния со­кра­тят по­треб­ность во вра­чах и пе­да­го­гах, но уве­ли­чат ко­ли­че­ство спе­ци­а­ли­стов в об­ла­сти ма­ни­пу­ля­ции ин­фор­ма­ци­ей: этой об­ла­сти про­мыш­лен­но­сти обес­пе­че­но боль­шое бу­ду­щее.

футур-2

 Новые пор­та­тив­ные вещи «со­вре­мен­но­го ко­чев­ни­ка» – те­ле­фон, видео, ис­кус­ствен­ные ор­га­ны и т.д., под­го­то­вят в бли­жай­шем бу­ду­щем ин­ди­ви­ду­а­ли­за­цию и ин­ду­стри­а­ли­за­цию услуг в сфере до­су­га, пре­по­да­ва­ния, ди­а­гно­сти­ки, ле­че­ния. В этом об­ще­стве воз­об­ла­да­ет т.н. «ко­чев­ни­че­ская куль­ту­ра»: в усло­ви­ях ли­бе­раль­ной ры­ноч­ной куль­ту­ры «новые но­ма­ды» – бо­га­тые граждане-​потребители будут стран­ство­вать, при­об­ре­тая то­ва­ры, ин­фор­ма­цию, новые впе­чат­ле­ния и ощу­ще­ния. Это цар­ство кар­на­ва­ла, апо­ло­гия нар­цис­сиз­ма, ин­ди­ви­ду­а­лиз­ма. Каж­дый смо­жет в крат­кий срок из­ме­нить­ся сам бла­го­да­ря сред­ствам са­мо­об­ра­зо­ва­ния и са­мо­ле­че­ния.

 Че­ло­век зав­траш­ний, трудящийся-​кочевник, вре­мен­но за­ня­тый на пред­при­я­ти­ях, ко­то­рые тоже ко­чу­ют в по­ис­ках самой низ­кой опла­ты неква­ли­фи­ци­ро­ван­но­го труда, по­тре­би­тель «но­ма­ди­че­ских» вещей, сам себе хо­зя­ин, рас­по­ла­га­ю­щий ин­фор­ма­ци­ей и сред­ства­ми ма­ни­пу­ли­ро­ва­ния, будет од­но­вре­мен­но боль­ным и вра­чом, учи­те­лем и уче­ни­ком, зри­те­лем и акт`ром, по­тре­би­те­лем своей соб­ствен­ной про­дук­ции, сме­ши­вая фан­та­зию и ре­аль­ность в мир с неопре­де­лён­ны­ми очер­та­ни­я­ми. В этом об­ще­стве вы­со­кие до­хо­ды будут уде­лом тех, кто об­ла­да­ет рен­той зна­ния или ин­фор­ма­ции; ка­пи­та­лы от­пра­вят­ся туда, где труд будет наи­бо­лее твор­че­ским, ка­ко­вы бы ни были его из­держ­ки, и туда, где труд нетвор­че­ский будет по самой низ­кой цене.

 Им будут про­ти­во­сто­ять «бед­ные но­ма­ды», ко­то­рые бегут из «ис­пы­ты­ва­ю­щей нужду пе­ри­фе­рии» в по­ис­ках про­пи­та­ния и крова над го­ло­вой.

 В этой новой со­ци­аль­ной форме че­ло­век ста­нет но­ма­дом без ста­биль­но­го ад­ре­са и семьи: он будет но­сить на себе и в себе всё, что со­ста­вит его со­ци­аль­ное зна­че­ние. Со­ци­аль­ный идеал здо­ро­вья и зна­ния – дви­жу­щий мотив со­от­вет­ствия норме, из стра­ха стать ис­клю­че­ни­ем.

Но­ма­дизм как мятеж

 Ло­ги­ка раз­ви­тия науки и эко­но­ми­ки ведет Ат­та­ли к пред­ска­за­нию воз­ник­но­ве­ния «ге­не­ти­че­ских про­те­зов»: «сама жизнь ста­нет но­ма­ди­че­ским пред­ме­том». Че­ло­век будет вос­про­из­во­дить­ся се­рий­но как объ­ект или по­доб­но жи­вот­ным. Ат­та­ли предо­сте­ре­га­ет от ил­лю­зии бес­пре­дель­но­сти пе­ре­мен в про­цес­се со­вер­шен­ство­ва­ния ма­те­ри­аль­но­го мира. Че­ло­ве­ка сле­ду­ет спа­сти от него са­мо­го, по­ста­вить огра­ни­че­ния его соб­ствен­ным хи­ме­рам. Че­ло­век – «квар­ти­ро­съём­щик» на пла­не­те: без раз­ли­че­ния добра и зла, без «чув­ства свя­щен­но­го», без «но­во­го за­ве­та» между че­ло­ве­ком и при­ро­дой его вы­жи­ва­ние невоз­мож­но.

 Ат­та­ли ука­зы­ва­ет на необ­хо­ди­мость пе­ре­хо­да к более вы­со­ко­му уров­ню меж­ду­на­род­ной ор­га­ни­за­ции – «Пла­не­тар­ной по­ли­ти­че­ской вла­сти, тре­бу­ю­щей со­блю­де­ния норм в об­ла­стях, где жизнь на­хо­дит­ся под угро­зой».

 Но­ма­ди­че­ские пред­ме­ты, этот фак­тор сво­бо­ды и лич­ной ав­то­но­мии, суть в то же время фак­тор мя­те­жа. Тот, кто не при­вя­зан ни к чему, готов ко всему; новые пред­ме­ты не за­пол­ня­ют от­сут­ствия смыс­ла и ста­биль­но­сти; сво­бо­да, если это «сво­бо­да скуки», стре­мит­ся за­пол­нить пу­сто­ту пу­те­ше­стви­я­ми, в том числе и та­ки­ми, от­ку­да не воз­вра­ща­ют­ся – нар­ко­ти­ки.

 футур-4

Где разо­вьет­ся эта новая форма? Преж­де всего, в Азии: за по­след­ние 20 лет этот кон­ти­нент раз­ви­вал­ся в 3 раза быст­рее, чем Ла­тин­ская Аме­ри­ка, и в 6 раз быст­рее, чем Аф­ри­ка. Ве­ду­щую роль здесь иг­ра­ет Япо­ния. Затем идут США, – «об­ще­ство ко­чев­ни­че­ское по сути, из­бран­ный край масс-​медиа».

 На­ко­нец, Ев­ро­па или «Ев­ро­пы», ко­то­рая оста­ет­ся за­лож­ни­цей ею же со­здан­ных по­ня­тий – на­ци­о­наль­ные го­су­дар­ства, иден­тич­но­сти, об­ществ, слу­же­ния, со­ци­аль­но­го обес­пе­че­ния и т.п. Это обо­ра­чи­ва­ет­ся вы­со­ки­ми из­держ­ка­ми в опла­те труда. Если Ев­ро­па не хочет стать рын­ком сбыта «ко­чев­ни­че­ских вещей», про­из­ве­ден­ных за её пре­де­ла­ми, она долж­на при­нять новые ин­сти­ту­ци­он­ные рамки и со­здать «де­мо­кра­тию без бе­ре­гов», в про­ти­во­вес огра­ни­чен­но­му со­об­ще­ству, ко­то­рое рож­да­ет­ся сей­час.

 Ев­ро­па, по опре­де­ле­нию Ат­та­ли, есть кон­ти­нент – номад по пре­иму­ще­ству: она при­сут­ству­ет в раз­ных ме­стах в боль­шей или мень­шей сте­пе­ни. Преж­де всего, она при­сут­ству­ет в Аме­ри­ке: по край­ней мере США, Ка­на­да, Мек­си­ка и Бра­зи­лия воз­ник­ли как нации ев­ро­пей­ские; в Нью-​Йорке, Чи­ка­го, Ван­ку­ве­ре, в Буэнос-​Айресе и Ме­хи­ко живёт боль­ше ев­ро­пей­ских на­ро­дов, чем в Па­ри­же, Мад­ри­де или Лон­доне. США быст­рее ре­а­ги­ру­ет на нужды «Ев­ро­пы во­сточ­ной», неже­ли сама за­пад­ная Ев­ро­па. Вплоть до по­след­не­го вре­ме­ни ис­то­рия пре­вра­ти­ла Ат­лан­ти­ку во «внут­рен­нее море», объ­еди­ня­ю­щее кон­ти­нен­ты. Ат­та­ли при­вле­ка­ет воз­мож­ность евро-​атлантического со­об­ще­ства, ко­то­рое могло бы прий­ти на смену Ев­ро­пей­ско­му со­об­ще­ству. Но это едва ли про­изой­дет: оформ­ля­ю­ща­я­ся иден­тич­ность всего Аме­ри­кан­ско­го кон­ти­нен­та ско­рее ори­ен­ти­ру­ет его в сто­ро­ну Ти­хо­го оке­а­на. Од­на­ко они нуж­да­ют­ся в силь­ной Ев­ро­пе, чтобы раз­де­лить с ней груз про­блем бед­ных на­ро­дов пла­не­ты, окру­жа­ю­щей среды, а также в том, чтобы она взяла на себя за­бо­ты о Во­сточ­ной Ев­ро­пе и Рос­сии.

 С дру­гой сто­ро­ны, огра­ни­че­ны ли «Ев­ро­пы» Ура­лом или про­сти­ра­ют­ся за его пре­де­лы? Дол­гое время ответ был прост: гра­ни­цы опре­де­ля­лись рас­про­стра­не­ни­ем за­пад­но­го хри­сти­ан­ства. В наши дни Ев­ро­па вклю­ча­ет также в ка­че­стве со­став­ля­ю­щих пра­во­сла­вие и му­суль­ман­ство. «Ев­ро­пы» на­хо­дят­ся и за Ура­лом: ибо если Рос­сия – ев­ро­пей­ская стра­на, она про­сти­ра­ет­ся вплоть до Вла­ди­во­сто­ка. Про­дол­жа­ют­ся они и к югу: в Ев­ро­пу могут быть вклю­че­ны Гру­зия и Ар­ме­ния, как стра­ны хри­сти­ан­ские, но также стра­ны Ма­гри­ба, Цен­траль­ной Азии. Так Ев­ро­па ока­зы­ва­ет­ся без опре­де­лён­ных гра­ниц с Азией и долж­на преж­де всего опре­де­лить себя как место мно­го­куль­тур­ной па­мя­ти, как «дух». Чтобы остать­ся на уровне новых задач, ев­ро­пей­цы долж­ны вы­брать образ бу­ду­щей Ев­ро­пы.

футур-5

 Франко-​германский союз был бы осо­бен­но необ­хо­дим для её успе­ха.

 За­ин­те­ре­со­ван­ная в силь­ной Ев­ро­пе Аме­ри­ка будет бла­го­при­ят­ство­вать Кон­ти­нен­таль­но­му союзу. Его за­да­ча – дать всем на­ро­дам кон­ти­нен­та кон­фе­де­раль­ные ин­сти­ту­ты, не рас­пус­кая Ев­ро­пей­ский союз. Кон­ти­нен­таль­ный союз, глав­ной дви­жу­щей силой ко­то­ро­го ста­нут Ев­ро­пей­ский союз и Рос­сия, может стать по­лю­сом ста­биль­но­сти в мире, со­став­ляя про­ти­во­вес аме­ри­кан­ской им­пе­рии.

Ав­тор­ство: Копия чужих ма­те­ри­а­лов

Ис­поль­зо­ван­ные ис­точ­ни­ки: Жак Ат­та­ли: На­сту­па­ет время гло­баль­но­го ко­чев­ни­че­ства

http://ttolk.ru/2017/11/01/%d0%b6%d0%b0%d0%ba-%d0%b0%d1%82%d1%82%d0%b0%d0%bb%d0%b8-%d0%bd%d0%b0%d1%81%d1%82%d1%83%d0%bf%d0%b0%d0%b5%d1%82-%d0%b2%d1%80%d0%b5%d0%bc%d1%8f-%d0%b3%d0%bb%d0%be%d0%b1%d0%b0%d0%bb%d1%8c%d0%bd%d0%be

Жак Ат­та­ли: На­сту­па­ет время гло­баль­но­го ко­чев­ни­че­ства | Блог Тол­ко­ва­те­ля