Народный фронт стартовал в «Манифесте Коммунистической партии»
На модерации
Отложенный
У широкого Народного фронта, задачи и способы создания которого будет рассматривать предстоящий пленум ЦК КПРФ, богатая история. Большинство современников, сколько-нибудь интересовавшихся этой темой, обязательно назовут VII конгресс Коминтерна стартовой точкой этого выдающегося движения. С ними можно и согласиться, и одновременно скорректировать их историческое видение. VII конгресс Коммунистического Интернационала был действительно точкой отсчёта антифашистского широкого Народного фронта.
ЕСЛИ ЖЕ ЧУТЬ ПРИСТАЛЬНЕЕ вглядеться в историю, то обнаружится, что идея широкого Народного фронта является ровесницей международного коммунистического движения. Давайте откроем «Манифест Коммунистической партии». Уже в начале главы «Пролетарии и коммунисты» К. Маркс и Ф. Энгельс писали:
«Коммунисты не являются особой партией, противостоящей другим рабочим партиям.
У них нет никаких интересов, отдельных от интересов всего пролетариата в целом.
Они не выставляют никаких особых принципов, под которые они хотели бы подогнать пролетарское движение…»
Более того, в английском издании 1888 года слова «особых принципов» были заменены более жёсткими: «сектантских принципов».
А классики развивали логику пролетарского движения:
«Коммунисты, следовательно, на практике являются самой решительной, всегда побуждающей к движению вперёд частью рабочих партий всех стран, а в теоретическом отношении у них перед остальной массой пролетариата преимущество в понимании условий, хода и общих результатов пролетарского движения.
Ближайшая цель коммунистов та же, что и всех остальных пролетарских партий: формирование пролетариата в класс, ниспровержение господства буржуазии, завоевание пролетариатом политической власти».
На теоретической базе «Манифеста Коммунистической партии» в 1864 году было создано «Международное товарищество рабочих» (Первый Интернационал), которое включало не только идейных сторонников теории научного коммунизма. Фактически это был первый в истории широкий Народный фронт. Образование сообщества борцов с жизнеустройством, при котором в основе всех общественных отношений лежит господство капиталистической эксплуатации человека человеком, было обосновано как раз в «Манифесте Коммунистической партии». В этом краеугольном труде теории научного коммунизма утверждались возможность и необходимость широкого сотрудничества антикапиталистических сил. Для того, чтобы слить воедино разрозненные отряды европейского рабочего класса, было необходимо выдвинуть «такую программу, которая, как отмечал Ф. Энгельс, не закрывала бы дверей перед английскими тред-юнионами, французскими, бельгийскими, итальянскими и испанскими прудонистами и немецкими лассальянцами».
В «Манифесте Коммунистической партии» указывался и первый методологический принцип формирования широкого Народного фронта: чёткое определение его цели. Международное товарищество рабочих создавалось для реализации первой коренной цели революционного рабочего движения: формирования пролетариата в класс.
Первый Интернационал был распущен тогда, когда рабочие осознали свои классовые интересы настолько, что создали массовые партии пролетарской борьбы с буржуазией во всех ведущих капиталистических странах.
Почти через 60 лет после официального роспуска «Международного товарищества рабочих» в полный рост встал вопрос о борьбе с фашизмом. Речь шла не о том, что у трудящихся появился новый антагонист, а о том, что капитализм породил более бесчеловечную форму собственного властвования. Генеральный секретарь Исполнительного Комитета Коммунистического Интернационала Георгий Димитров в докладе на VII конгрессе Коминтерна чётко сформулировал суть новой опасности: «Приход фашизма к власти — это не обыкновенная замена одного буржуазного правительства другим, а смена одной государственной формы классового господства буржуазии, буржуазной демократии, другой его формой — открытой террористической диктатурой».
Развивая этот тезис, Димитров говорил: «Фашизм смог прийти к власти прежде всего потому, что рабочий класс вследствие политики классового сотрудничества с буржуазией, которую вели вожди социал-демократии, оказался расколотым, политически и организационно разоружённым перед лицом наступающей буржуазии. Коммунистические же партии были недостаточно сильны, чтобы помимо и против социал-демократии поднять массы и повести их на решительный бой против фашизма».
Сегодня ситуация в России, пожалуй, ещё сложнее: рабочий класс не расколот, а распылён. Он оказался без политического авангарда, который бы точно формулировал не только стратегические ориентиры, но и задачи каждодневной борьбы. Прежде всего рабочие остались без своих классовых профсоюзов. Официальная профсоюзная вертикаль в лице ФНПР является образцово-показательной структурой классового холуяжа, безразмерного сотрудничества с капиталом и его государством. Независимые профсоюзы представляют собой реденькую россыпь мерцающих огоньков локального сопротивления. Редко где они организованы даже на региональном уровне. Что касается федерального объединения пролетарских классовых профсоюзов, то до сих пор не было даже слабой попытки создания такой структуры. Более того, коммунисты пока что не включали этот вопрос в свою повестку дня. При такой ситуации пока нет возможности говорить о стабильно работающей связи партии с рабочим классом. Не случайно ЦК КПРФ на своём прошлогоднем октябрьском пленуме поставил задачу выполнения решений по укреплению влияния партии в пролетарской среде, принятых октябрьским пленумом ЦК в 2014 году.
Но вернёмся в 1935 год, в зал заседаний VII конгресса Коммунистического Интернационала. На часто задававшийся коммунистам вопрос: «Можно ли и каким путём предотвратить победу фашизма?» — Г. Димитров дал весьма развёрнутый ответ:
«Предотвращение победы фашизма зависит прежде всего от боевой активности самого рабочего класса, от сплочения его сил в единую борющуюся против наступления капитала и фашизма боевую армию. Пролетариат, установив своё боевое единство, парализовал бы наступление фашизма на крестьянство, мелкую городскую буржуазию, на молодёжь и интеллигенцию, сумел бы одну часть их нейтрализовать, другую — перетянуть на свою сторону.
Во-вторых, это зависит от наличия сильной революционной партии, правильно руководящей борьбой трудящихся против фашизма. Партия, которая систематически зовёт рабочих к отступлению перед фашизмом и позволяет фашистской буржуазии укреплять свои позиции, — такая партия неизбежно приведёт рабочих к поражению.
В-третьих, это зависит от правильной политики рабочего класса в отношении крестьянства и мелкобуржуазных масс города. Эти массы нужно брать такими, какие они есть, а не такими, какими бы мы их хотели видеть. Только в процессе борьбы они будут изживать свои сомнения и колебания, только при терпеливом отношении к их неизбежным колебаниям и при политической помощи пролетариата они будут подыматься на более высокую ступень революционного сознания и активности.
В-четвёртых, это зависит от бдительности и своевременных действий революционного пролетариата. Не дать фашизму застигнуть себя врасплох, не предоставить ему инициативы, наносить ему решающие удары, пока он ещё не сумел собрать своих сил, не позволить ему укрепиться, давать ему отпор на каждом шагу, где он проявляется, не допустить завоевания им новых позиций».
МАРТОВСКИЙ ПЛЕНУМ ЦК 2019 года выдвинул идею создания в современной России широкого Народного фронта. Октябрьский (2019 года) пленум ЦК КПРФ, развивая эту идею, записал в своём постановлении:
«1. Президиуму ЦК КПРФ, региональным комитетам партии обратить внимание на исполнение Постановления VI (октябрьского, 2014 года) пленума ЦК партии «О положении рабочего класса в России и задачах КПРФ по усилению влияния в пролетарской среде». Планируя проведение пленумов Центрального Комитета, предусмотреть возможность рассмотрения на них вопросов о современном состоянии работы партии в пролетарской среде; о механизмах подбора кадров и проверки их делом; о партийной дисциплине и партийной демократии; о парламентаризме и повседневной работе с массами; об усилении влияния в профсоюзах.
Комитетам КПРФ и депутатам-коммунистам, объединяя усилия с профессиональными союзами и трудовыми коллективами, разворачивать борьбу за изменение Трудового кодекса РФ в пользу трудящихся. Настаивать на возвращении в законодательство норм, обеспечивающих реальное право на забастовку. Формировать рабочую солидарность — нравственную основу пролетарской политической борьбы. Учить и помогать рабочим защищать их профсоюзных лидеров. Добиваться законодательного запрета на увольнение рабочих активистов без согласия профсоюзного органа.
Региональным комитетам КПРФ принять меры к определению опорных предприятий для деятельности каждого местного отделения. Активно поддерживать женские организации в борьбе за права работниц.
Президиуму ЦК КПРФ в 2020—2021 годах организовать теоретические дискуссии по проблемам рабочего класса:
«Рабочее движение в начале ХХ века и 100 лет спустя»;
«Рабочий класс и пролетариат XXI века: их структура, роль в обществе потребления и процессах глобализации»;
«Международное рабочее движение: проблемы и пути их преодоления по Марксу и по Ленину»;
«Оппортунизм и империализм, их связь и влияние на современный рабочий класс».
Президиуму и Секретариату ЦК КПРФ в порядке решения задач по формированию широкого Народного фронта обеспечить разработку его концепции с учётом общепартийной стратегии».
Пандемия коронавируса помешала приступить к выполнению этих установок Центрального Комитета в полном объёме. Но независимо от намеченных дискуссий мы в решении вопросов, связанных с формированием широкого Народного фронта и определением основных задач и направлений его деятельности, должны обратиться к методологии марксизма-ленинизма, к соответствующему опыту Коминтерна, к разработанному им — при самом активном участии ВКП(б) — вектору сплочения антиимпериалистических, антикапиталистических сил на современном этапе развития российского общества. В этом вопросе методологическое ядро заключено в принципе формирования широкого Народного фронта на базе единства рабочего класса. На эту основу, как мы установили, указывал ещё «Манифест Коммунистической партии». Она была стержнем формирования «Международного товарищества рабочих». Эту линию продолжил Коммунистический Интернационал. Он прежде всего решительно отверг верхушечный характер Народного фронта. Генералы без армий не способны остановить империализм ни в фашистской, ни в национал-социалистской, ни в какой-либо другой форме. Создание широкого Народного фронта имеет смысл только тогда, когда он становится работающей (а не симулирующей работу) организацией. Поэтому Коммунистический Интернационал на своём VII конгрессе устами Георгия Димитрова указывал:
«Первое, что должно быть сделано, с чего необходимо начать, — это создание единого фронта, установление единства действий рабочих на каждом предприятии, в каждом районе, в каждой области, в каждой стране, во всём мире. Единство действий пролетариата в национальном и международном масштабе — вот могучее оружие, которое делает рабочий класс способным не только к успешной обороне, но и к успешному контрнаступлению против фашизма, против классового врага». (Выделено в докладе Г. Димитрова. — В.Т.).
В современных реалиях имеет в связи с этим важнейшее методологическое значение выдвинутый в условиях борьбы с фашизмом следующий тезис Коминтерна:
«Коммунистический Интернационал не ставит единству действий никаких условий, за исключением одного — элементарного, для всех рабочих приемлемого, а именно: чтобы единство действий было направлено против фашизма, против наступления капитала, против угрозы войны, против классового врага. Вот наше условие».
Следовательно, широкий Народный фронт — это не партийная, но классовая организация. Об этом мы, коммунисты первой четверти XXI века, не имеем права забывать ни при каких условиях. Реставрация капитализма в Российской Федерации не только обнажила, но и упростила классовые антагонизмы российского общества. Она ярко показала, что при капиталистическом строе есть только два основных класса: наёмные, эксплуатируемые работники, то есть пролетарии, и беспощадные эксплуататоры наёмного труда, то есть буржуазия. При этом даже официальная статистика буржуазного государства сообщает, что среди занятого населения эксплуататоры (на лукавом языке Росстата работодатели, владеющие крупным и средним капиталом) составляют всего 1,3%. В то же время более 90% — это наёмные работники. Из них следует исключить ближайшую административную и пропагандистскую обслугу эксплуататоров, на которую приходится менее 10% занятого населения.
В царской России рубежа XIX—XX веков была в ходу формула: на одного с ложкой приходится семеро с сошкой. Ныне здесь тоже прогресс: на одного с ложкой приходится почти семьдесят с сошкой. Этот факт не может не влиять на характер основной задачи создаваемого широкого Народного фронта.
VII конгресс Коммунистического Интернационала сформулировал условия успешной борьбы с фашизмом, которые полностью сохраняют своё значение для предстоящей деятельности широкого Народного фронта:
«Мы должны добиться установления широчайшего Народного фронта при помощи совместных действий рабочих организаций различных направлений для защиты жизненных интересов трудящихся масс.
Это означает:
Во-первых, совместную борьбу за то, чтобы действительно переложить последствия кризиса на плечи господствующих классов, на плечи капиталистов, помещиков — словом, на плечи богачей;
во-вторых, совместную борьбу против всех форм фашистского наступления, в защиту завоеваний и прав трудящихся, против ликвидации буржуазно-демократических свобод;
в-третьих, совместную борьбу против надвигающейся опасности империалистической войны, такую борьбу, которая затруднила бы её подготовку.
Мы должны неустанно подготавливать рабочий класс к быстрой смене форм и методов борьбы при изменении обстоятельств. По мере роста движения и укрепления единства рабочего класса мы должны идти дальше — подготовить переход от обороны к наступлению на капитал, держа курс на организацию массовой политической стачки. При этом обязательным условием такой стачки должно быть вовлечение в неё основных профсоюзов страны».
Сегодня мы вели речь только о корневых методологических основах формирования широкого Народного фронта в нынешних сложнейших российских условиях.
Виктор ТРУШКОВ.
Комментарии
Конкретней и смелей задачи надо ставить для людей.