«Черные пауки» тянутся к Белоруссии

На модерации Отложенный

«Черные пауки» тянутся к Белоруссии

«Черные пауки» тянутся к Белоруссии

 

«Черные пауки» это Центральная группа психологических действий Войска польского, дислоцирующаяся в городе Быдгощ. На эмблеме подразделения изображен паук, отсюда и прозвище. Сейчас группа приобрела известность в связи с событиями в Белоруссии.

На то, что протестами в республике руководят из Быдгоща, указывает Сергей Козлов, ветеран и историк спецназа ГРУ. В статье для портала «Взгляд» и в интервью «Комсомольской правде» Козлов подробно рассказал о работе «пауков», в частности, о том, что именно они стоят за телеграм-каналами NEXTA.

Вообще стоит отметить, что в последние годы Центральная группа психологических действий почти исчезла из польского информпространства. Как правило, о ней сообщается коротко и в таком духе: бригада воздушной кавалерии готовится к миссии в Косово, вместе с ней тренируются «черные пауки». В былые времена группе уделялось больше внимания. К примеру, в 2003-м быдгощские СМИ с оттенком гордости писали, что их земляки вот-вот отправятся с миссией в Ирак.

Были и публикации, посвященные Афганистану, где тоже отметились «пауки». В 2009-м в польской прессе появлялись репортажи о том, как в провинции Газни вещает радио «Хамдард», передачи которого ведет хорунжий Петр Пеликан. Афганским радиостанциям доверять нельзя, объяснял майор Згрызевич (тогдашний командир группы), поскольку ими манипулирует «Талибан». В переводе на простой язык это означает, что подчиненные Згрызевича пытались промывать мозги местному населению.

Интересный факт. В начале 2012-го в Татрах потерялся и едва не замерз насмерть бывший «паук» Влодзимеж Н. Его доставили в больницу, и когда мужчина очнулся, то он заговорил не по-польски, а по-арабски и по-английски — за плечами у пострадавшего были командировки в Ирак и Ливан.

Кроме специалистов, владеющих иностранными языками, у группы психологических действий есть хитроумная техника вроде ручных метателей листовок. Она якобы нужна для оповещения населения в зоне стихийных бедствий, где не функционируют радио, телевидение, интернет и прочие средства коммуникации.

И еще одна любопытная деталь: 9 сентября 2013 года подразделению «пауков» присвоили имя короля Стефана Батория — монарха Речи Посполитой, отличившегося в войне с Московским государством.

Помимо Центральной группы психологических действий, у Польши есть немало других инструментов влияния на ситуацию в Белоруссии. Так, Варшава десятилетиями вкладывалась в создание в республике пресловутого «гражданского общества».

По состоянию на январь 2017-го траты на «развитие демократии» в РБ достигли 140 миллионов евро. Данную цифру назвал Славомир Дембский, экс-директор Польского института международных отношений — аналитической структуры, находящейся в непосредственном подчинении правительства Речи Посполитой.

Понятно, что финансирование продолжалось и в дальнейшем. В прошлом году произошел скандал. Устроила его главный редактор оппозиционного сайта «Хартия’97» Наталья Радина, которая заявила, что польский Фонд международной солидарности сокращает поддержку ресурса.

Белорусские оппозиционеры, осевшие в Польше (сама Радина живет в Варшаве уже восемь лет), всполошились и быстренько сочинили письмо президенту Дуде, мол, спасите «Хартию». Угроза была явно надуманной, и ресурс вполне себе существует по сей день.

Совсем недавно, 14 августа, премьер-министр Польши Матеуш Моравецкий выступил в сейме и пообещал выделить 50 миллионов злотых (свыше 13 миллионов долларов) на различные программы, связанные с Белоруссией. Одной из них займется Фонд международной солидарности: он будет помогать протестующим, пострадавшим от ОМОНа, и всем тем, кого власть преследует за порыв к «свободе и демократии».

Что получает Варшава за свои деньги? Митинги под бело-красно-белыми флагами мы могли наблюдать после 9 августа — дня выборов президента РБ. Однако финансируемая Польшей белорусская оппозиция проявляла себя и ранее.

В 2019-м на поток были поставлены акции против углубления интеграции внутри Союзного государства. Мероприятия не назовешь масштабными, но их хватало для создания иллюзии всенародного протеста.

Допустим, днем проходит встреча Путина и Лукашенко, а вечером польские СМИ сообщают: в Минске толпы вышли на улицу, они не хотят поглощения Белоруссии Россией («поглощение» в тот момент было любимым коньком оппозиции и ее кураторов).

Кстати, степень владения белорусских оппозиционеров языком западной соседки просто поразительна. Характерный пример: в ноябре 2019-го в Вильнюсе торжественно перезахоронили Кастуся Калиновского — одного из лидеров польского восстания 1863 года.

В церемонии участвовали президенты Дуда и Науседа и другие чиновники высокого ранга.

Были и представители «гражданского общества» из РБ. К одному из них подошел корреспондент «Радио Щецин» и задал вопрос.

На чистом польском языке, без запинок, не подбирая слов, ему ответили: мы из Минска, приехали почтить память повстанцев, потому что Россия до сих пор остается врагом Белоруссии, Польши и Литвы.

Похожий случай имел место сразу по окончании августовских выборов. Журналисты канала TVN24 сняли рыдающую девушку, не сумевшую проголосовать. Дело было в Бяле Подляской, слова страдалицы переводить не требовалось — слезы перемежались с правильной польской речью.

Но сюжет в новостях назывался «Хотела первый раз в жизни проголосовать, и мне это не удалось. Белоруска плачет перед камерой». Потом таких, с позволения сказать, белорусов в Польше собирают на демонстрации солидарности с «борцами за свободу» и выдают сие действо за широкую международную поддержку.

Важная роль также отводится СМИ, формально являющимся белорусскими. Выше говорилось о «Хартии’97», кроме нее существует целая пачка сайтов: «Белорусский партизан», «Наша Ніва», naviny.by, telegraf.by, reform.by, udf.by, ex-press.by.

Пишут они все как под копирку, и это относится не только к событиям, которые мы наблюдаем сейчас. Взять хотя бы март 2020-го, когда в республике проводились совместные учения с британскими морскими пехотинцами.

Большинство перечисленных сайтов освещало прибытие англичан следующим образом: «Плюха Москве.

Лукашенко пустил в Беларусь натовцев с оружием», «Операция “Зимний партизан”. Британские морпехи под Витебском раздразнили Москву», «Белорусско-британские военные учения “Зимний партизан” около Витебска — серьезный раздражитель для Москвы», «В России испугались 30 британских морпехов, прилетевших кататься на лыжах в Беларусь».

Отдельная тема — канал «Белсат», ветеран информационной войны против «последней диктатуры Европы», существующий с конца 2007 года. «Белсат» входит в состав государственного польского ТВ и находится на содержании МИДа Речи Посполитой.

Создатель и директор канала Агнешка Ромашевская-Гузы ― особа столь влиятельная, что «Белсат» превратился в один из центров формирования восточной политики Польши. В СМИ, руководимом Ромашевской, трудится Александр Путило — он не кто иной, как отец Степана Путило, блогера NEXTA.

Вдобавок к имеющимся ресурсам официозное Polskie Radio 22 августа начало выпускать на своем первом канале новости на белорусском языке. Они выходят трижды в день, и их можно слушать на территории РБ. Зачем это сделано, понятно: если власти заблокируют оппозиционные сайты вкупе с «Белсатом», промывание мозгов не прекратится.

Наличие «пятой колонны» внутри республики, разумеется, не отменяет прямых политических действий. Едва завершились выборы в РБ, как Польша развернула невиданную активность. Мотор происходящего — премьер Моравецкий.

За минувшие недели он почти забыл о собственной стране и занимался преимущественно Белоруссией. Моравецкий совещался с министрами, звонил лидерам ЕС, выступал в парламенте и собирал председателей фракций.

Глава правительства сумел добиться внеочередного саммита по линии Евросоюза, хотя поначалу ему отказывали. Впрочем, Варшава желаемого не получила: ЕС осудил РБ, но не призвал к повторным выборам.

Также Матеуш Моравецкий лично звонил Светлане Тихановской, и вскоре ее риторика заметно изменилась. Экс-кандидатка, делавшая двусмысленные и противоречивые заявления, вдруг обрела твердость в голосе, потребовала от Европы непризнания голосования 9 августа и стала грозить Лукашенко. Польские СМИ наперебой берут интервью у Тихановской, и та обещает протесты до полной победы над режимом.

Обхаживают «простую домохозяйку» и литовцы вкупе с западными друзьями. За короткий срок Тихановская успела встретиться с премьер-министром Литвы Саулюсом Сквернялисом, заместителем госсекретаря США Стивеном Биганом и со столь одиозной личностью, как Бернар-Анри Леви.

Ожидается, что он в ближайшем времени сменит престарелого Джорджа Сороса на посту управляющего его фондами, но важно даже не это, а то, что ни одна политическая мерзость двух последних десятилетий не обошлась без него: бомбардировки Югославии, «революция роз» в Грузии, переворот в Ливии, «арабская весна», «евромайдан» на Украине.

И вот теперь Леви неожиданно объявляется в литовской столице, а потом строчит в твиттере: «Сегодня в Вильнюсе со Светланой Тихановской, лицом белорусской революции и лицом оппозиции тирану Лукашенко. Мы видим, как дело женщин может поколебать гротескную и кровожадную диктатуру».

Диктатура, правда, продемонстрировала готовность защищаться, однако «борцы за демократию» не успокаиваются и разнообразные «черные пауки» продолжают тянуться к Белоруссии.

Алексей Ткачук,

специально для alternatio.org