Анатолий Стеклов: Евреи и поляки
На модерации
Отложенный
Памяти моего отца польского еврея Янкеля Глейзера посвящается
Польский Сейм принял новый закон о «Холокосте». Согласно этому закону предполагается уголовное преследование за выражения «Польские лагеря смерти», а также за обвинения Польши в пособничестве нацистам в уничтожении евреев. Принятие этого закона вызвала серьезные трения между Израилем и Польшей. Правительство США также указало Польше на вредность этого закона, искажающего историческую правду.
… Итак, Польша. Идем с женой по широкой улице Варшавы. Вот мост через Вислу. Вот столовая, где подают вкусные вареники. Прекрасная гостиница прямо в центре города на Иерусалимском шоссе. Послевоенная Варшава — это не Будапешт и не Прага, — это совершенно новый город с прямыми улицами, высокими домами. И только превращенный в музей исторический квартал в центре города напоминает о тех временах, когда Варшава была другой.
Важное место в туристической Варшаве занимает Мемориал восставшим евреям Варшавского гетто. Кладу маленький камень на памятник гордым евреям, вступивших в неравный бой с немецкой армией.
Но что это? Польский гид так подает историю восстания Варшавского гетто:
— Варшавяне восставали против немцев дважды. Первый раз в 1943 году, второй в 1944-м. О том, что в первый раз это были евреи, — ни слова. О том, что евреи, хоть и получили за деньги некоторое количество оружия от поляков, не имели никакой поддержки местного населения — ни слова. Наоборот, вырвавшихся из гетто евреев поляки загоняли обратно на смерть…
… История евреев Польши насчитывает почти тысячу лет. Именно Польша стала местом спасения и убежищем для гонимых по всей Европе евреев. Король Казимир III Великий считается покровителем евреев Польши. Король в 1334 году не только принял евреев, но и уравнял их в правах с поляками. Польша, по письмам того времени, стала «раем для евреев», единственной толерантной к евреям страной Европы. На протяжении веков еврейские общины Польши жили нормальной жизнью, имели возможность развиваться. Здесь были созданы первые еврейские университеты, больницы, построены синагоги, библиотеки, театры. В Польше зародился сионизм, и бело-голубые цвета израильского флага также родились в Польше.
Все кончилось в 1795 году, когда Россия присоединила к себе польские земли. Император российский приписал к своему имени слова: «и Король польский». Захватив Польшу, в Москве были удивлены большим количеством евреев, проживавших на ее территории. Екатерина II подписывает указ о создании Черты оседлости, т.е. искусственной границы мест проживания евреев, недопустимости евреев в столицу и другие города России. Черта оседлости включала и другие оскорбительные ограничения для евреев: например, ограничения заниматься некоторыми профессиями и ремеслами, ограничения на учебу в университетах, религиозные ограничения. В современной России, так любящей напоминать США — рабство, «изгнание» местных индейцев с их земель, ни слова не говорят о черте оседлости. А не мешало бы России извиниться, ввести в учебники по истории описание этого позорного явления. Черта оседлости — это ли не форма угнетения и унижения?
Потом Польша как-то отделилась от России, приобрела опять самостоятельность. Евреи и поляки в общем-то жили мирно. Польша стала самым еврейским государством того времени. Каждый пятый польский подданный был евреем.
Но наступил 1939 год. Началась самая большая война в истории людей. Началась именно в Польше. Германия и Россия буквально разорвали Польшу на части. Несильная и не современная польская армия Польши была уничтожена очень быстро. Польское правительство переехало в Лондон. Польша, как государство, перестала существовать. Российские войска вошли на территорию Западной Украины, запретили польский язык, а заодно и еврейский. СССР в то время был связан особым договором с нацистской Германией о разделе Европы. Этот союз продолжался до 1941 года, пока Германия, ломая договора со Сталиным, вероломно напала на СССР…
… Мой отец, родившийся в еврейском местечке в Западной Украине, бывшей Польше, говорил на идиш, по-украински и по-польски. Русский язык выучил, будучи солдатом Красной Армии. Он рассказывал: русские вошли неожиданно. Никто из местных ничего и не понял, от кого и почему русские пришли спасать Польшу…
Фашистская Германия решила завоевать мир. Сумасшедший Гитлер, брызгая слюной, орал о превосходстве арийской расы над другими недочеловеками, погнал немецкие армии на Восток. Важной частью немецкой военной кампании Гитлер назвал и решение еврейского вопроса: все без исключения евреи должны быть уничтожены. На территории Польши и других завоеванных нацистами землях были организованы концентрационные лагеря смерти. Видов и способов уничтожения евреев было множество. Описывать их мне, еврею, трудно. Из большой нашей семьи, состоящей из семей сестер и братьев отца и матери, остались только несколько: мама, спасшаяся в эвакуации на Урале, и отец, всю войну прошедший в Красной Армии.
Остальных немцы свезли в Треблинку…
… Рассказывают евреи Америки, чудом убежавшие из Польши:
— Поляки помогали немцам. Поляки выдавали немцам своих соседей евреев, служили немцам в лагерях, расстреливали, бросали в крематории. Поляки сами убивали евреев.
Что случилось с поляками? Почему? Зависть к более успешной еврейской общине? Немецкая пропаганда ненависти?
У нас своя еврейская точка зрения. Нам безразлично, кто был боссом, а кто подчиненным, немцы или поляки. Понятно, что Польша — жертва немецкой Германии. Понятно, что множество поляков погибло во время той войны. Понятно, что лагеря смерти на территории Польши нельзя считать польским, а только немецкими. Понятно, что Польского государства не существовало 6 лет. Но как нам, евреям называть, десятки тысяч поляков — убийц или пособников убийц евреев? Поляки — которые не поляки? Поляки — не граждане Польши? Поляки — подчиненные немцев? Поляки — обманутые пропагандой? Поляки — жертвы нацистской Германии? Поляки — не принадлежащие к польскому народу?
Для евреев нет разницы: убил ли их немец, выстреливший из винтовки, или поляк, толкнувший в расстрельную яму.
Были, были поляки, спасавшие евреев. Их две тысячи. Их благословенная память увековечена в музее Катастрофы Европейского Еврейства Яд Вашем в Израиле. Евреи назвали их Праведниками мира сего. Но три миллиона евреев Польши, сгоревших в Холокосте, — это кровавое дело рук не только немцев, но и поляков.
Выданных немцам, замученных, проданных, задушенных, застреленных, сожженных.
Не спасенных!
Детей, стариков, женщин.
Профессоров, раввинов, студентов, рабочих, домохозяек…
Евреи погибли от рук поляков уже и после войны. Возвращавшихся домой евреев встречали погромами, убийствами, орали о втором нашествии евреев на Польшу.
Еврейское имущество было разграблено не немцами, а поляками. Надо сказать, что польские евреи — это не советские евреи. Им принадлежали фабрики, заводы, госпитали, дома, мастерские. Живы еще прямые потомки и наследники. Где это всё?
Приехав в Америку, евреи запретили польский язык у себя дома, повторяя: антисемитизм у поляков в крови.
… Много, много лет прошло с тех времен. Многое изменилось, в том числе и в отношениях между евреями и поляками. Варшава, на мой взгляд, и сегодня антисемитский город. По всему городу продаются карикатурные игрушки, изображающие евреев. Нет анекдота в Польше без еврея, жадного, алчущего, нечестного.
И все же:
Польша поддерживает Израиль на международной арене. Польша сотрудничает с Израилем. Польша говорит, что в Израиле неправильно поняли новый закон, неправильно перевели с польского языка, что принятие оскорбительного закона в День памяти жертв Холокоста — просто неудачно выбранная дата.
И ни слова о том, что на самом деле произошло.
Для чего принят глупый и лживый закон о непричастности Польши к Холокосту?
Почему не писать историю правдивыми красками. Для чего врать?
Что было-то было!
Не забыть, не стереть, не простить!
P.S.
Один из немногих евреев, оставшихся в современной Польше, прожил там довольно много лет, считая, что в современной демократической стране нет места национализму, антисемитизму. Окончил там школу, затем факультет Русской филологии Университета Вроцлава. Работал…
… Не смог. Из-за угроз и открытого антисемитизма, не выдержав, в 80-е годы уехал из Польши навсегда. Написал это стихотворение.
Меня попросили перевести на русский язык.
Pożegnanie
I zyściło się hasło: Polska dla Polaków,
Nie masz w Polsce Mojżeszy, Abramów, Izaaków.
Nie Ruwenów, Haimów, Amosów, Danieli.
Josków, Berków, Aronów, Nachmanów, Szmueli.
Znikły Salcia i Rózia, Rebeka i Haja,
Peśka, Dwora, Cipora, Sara, Malka, Raja.
Puste domy modlitwy, zburzone buźnice,
Zbezcześczone cmentarze, groby i tablice.
Cóż bozbyłaś się miła ojczyzno żydłaków,
Tych Rudnickich, Słonimskich, Staffów i Korczaków.
Już nie zagra ci Jankiel Marsza Dąbrowskigo,
Nie zaśpiewa ci Zylska i nie masz Lemego.
Więc wyrzekłaś się swoich Sternów, i Tuwimów,
Młodożeńców, Ważyków, Herców i Leśminów.
Mickiewiczów, Wandurskich, Bruno-Winawerów,
Rubinsztejnów, Wagmanów, Pajper-Bramsztaterów.
Czyste knajpy, bufety; nigdzie nie masz żydka,
Wolna Polska, szlachetna, znikła rasa brzydka.
Nie ma komu posyłać groźnych anonimów.
Każdy pije swobodnie, już nie ma rabinów.
I w sobotę dla furdy nie zapalą łuny,
Nie splondrują buźnicy, niet żydo-komuny!
Nie wykszyknie ci Juluś: «rżnij w bruk karabinem!»
Idź z Moskalem na Czechy, huźia na Węgrzyny!
A nie pomnisz Sarmato w sobie zadufany,
Że pięćdziesiąt pokoleń w Polsce pochowanych,
Od Chrobrego i Mieszków z Polakiem współżyło?
Budowało, karmiło, szyło i leczyło?
Że cmentarzy jest nie mniej niż polskich cmentarzy?
Tych rabinów, lichwiarzy, szewców i chandlarzy?
Tych przekupni, poetów, grajków i rzeźników,
Adwokatów — złotników, krawców, jeszywników.
Wynalzców, kantorów, najlepszych lekarzy,
Profesorów, żołnierzy i świetnych pisarzy.
Z nich doradcy królwscy i kupcy się brali,
Swą mądrością i sprytem kraj obogacali.
Tak, mówili inaczej, inaczej modlili.
Nie w kościołach, w buźnicach uparcie służyli.
Przecierpieli z Polakiem wojny i rozbiory,
Choć różnili się wiarą, jadłem i ubiorem.
A gdy ginął ten naród, tyś go nie obronił,
Przed mordercą z Zachodu, tyś swój miecz uronił.
Najpierw bestia niemiecka żydów mordowała,
Potem skrajna chołota reszty dokonała.
I zostały z milionów nie liczne tysiące,
Którzy mimo to wszystko wierzyli gorąco,
Że możliwa jest przyszłość dla obojga nacji,
Żyć na ziemi praojców, w prawej demokracji.
Ale wstrętne smoczysko swą głowę podniosło,
Czarna siła do dzikich rozmiarów rozrosła,
Pragnąc naród semicki wytępić do szczętu,
Skończyć straszną robotę, którą rospoczęto.
Wierzę przyjdzie rozpłata i dzień ten nastanie,
Gdy na brzuchach pełzając, ci hardzi Słowianie,
Będą błagać o pomoc i żebrać u progu;
Wówczas nagle przypomną tych co chodzą w Bogu.
I jak zawsze, ten naród, co go litość znaczy,
Wzniesie k Bogu modlitwę, wesprze i przebaczy.
Поляки, прощайте!
Перевод с польского
Анатолия Стеклова
Кричать не нужно: Польша для поляков!
Нет в Польше Моисеев, Исааков,
Абрамов нет и Хаимов, нет Шмулей,
Нахманов нет, Аронов, нет Нафтулей.
Исчезли Евы, Сары, Малки и Реббеки
Ушли Ципоры, Двойры, Ханы — нет их.
Пусты дома для их молитв, разбиты стены.
Их кладбища пусты от вашей скверны.
Тебя мы называли родиною, Польша.
Рудницкий, Стафф, Корчак — их нету больше.
Домбровского Мазурку Янкель не исполнит,
Нет Станислава Лема, Зильской вам не помнить.
Не нужно больше вам Тувимов, и ни Штернов,
Мицкевичей не нужно, Рубинштейнов.
Ушли Важик, Вандурский, Бруно, Млодоженич
Пропали где-то Пейпер, Ват, Ружевич.
И некому теперь зажечь свечу в субботу,
Свободна Польша от евреев. Что-ты!
И безгранично можно пить вино рекою,
Раввинов нет, гордись, поляк, собою!
Еврейской нет общины в новой Польше,
Портные, мясники вам не мешают больше.
Ушли поэты, музыканты, ювелиры.
Вам все досталось: их дома, квартиры.
Врачи еврейские вас больше не излечат,
Евреи продавцы вам больше не ответят.
Любили Польшу, ей дарили душу,
Талант еврейский больше вам не нужен.
Погиб наш весь народ…
Когда пришли те звери.
Детей, ни стариков, ни женщин не жалели.
Не защитили вы, не прятали, а выдавали.
Вы извергам невинных отдавали.
Замучены, убиты, расстреляны евреи…
Их немцы убивали, поляки не жалели.
Осталось очень мало, но вы и их изгнали.
И Польша для поляков, на всех углах кричали.
Я верю, вам воздастся за все, что сотворили.
Не будет вам покоя, поляки, в этом мире.
И только Б-г Всевышний простит или накажет,
Поляки и евреи… Как жить нам, Он расскажет.
Комментарии